1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
2013

Законопроект № 342640-6

ПЕРЕЧЕНЬ
законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»


Принятие указанного проекта Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации.










Председателю Государственной Думы
С.Е. НАРЫШКИНУ

Уважаемый Сергей Евгеньевич!
На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации вношу на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проект Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Приложения:
Текст законопроекта на 9л.;
Пояснительная записка на 3л.;
Финансово-экономическое обоснование на 1л.;
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона, на 1л.;
Копии указанных документов на магнитном носителе.



Р.А. ШЛЕГЕЛЬ




Исп. Рахматуллин Т.М. 692-80-87






Вносится депутатом Государственной Думы Р.А.Шлегелем
Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


«О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Статья 1
Внести в статью 144.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2013, N 27, ст. 3479)  следующие изменения:
дополнить часть 4 после слов «права заявителя на данные объекты» словами «, а также копию заявления о нарушении авторских и смежных прав, направленного информационному посреднику, и подтверждение непринятия им необходимых и достаточных мер для прекращения нарушения таких прав».
Статья 2
Внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012; 2008, N 18, ст. 1941; 2009, N 29, ст. 3642; 2010, N 18, ст. 2145; 2011, N 50, ст. 7364) следующие изменения:
1) дополнить часть 4 статьи 34 пунктом 3 следующего содержания:
«3) дела по спорам о защите авторских и смежных прав, за исключением прав на фильмы, в т.ч. телефильмы и кинофильмы, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет».»;
2) дополнить часть 1 статьи 91 пунктом 7 следующего содержания:
«7) по делам, связанным с защитой интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», на ответчика может быть возложена обязанность совершить действия, направленные на ограничение доступа к определенной информации, содержащей материал, нарушающий интеллектуальные права, и размещенной по указателю страницы сайта в сети «Интернет», в срок, установленный определением суда о принятии обеспечительных мер, и в порядке, предусмотренном законодательством об информации.».
Статья 3
Внести в Гражданский кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5496; 2013, N 27, ст. 3479) следующие изменения:
1) статью 1232 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
«8. В случаях, когда результат интеллектуальной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом не подлежит государственной регистрации, применяется порядок, установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав.»;
2) в статье 1253.1:
а) исключить подпункт 3 пункта 2;
б) в подпункте 2 пункта 3 слова «страницы сайта и (или) сетевого адреса в сети «Интернет», на которых размещен такой материал» заменить словами «страницы сайта, на которой размещен такой материал»;
в) пункт 4 после слова «требования» изложить в следующем виде: «об удалении информации, нарушающей исключительные права, или об ограничении доступа к ней в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации.».
3) в пункте 3 статьи 1302 слова «исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, при их размещении» заменить словами «авторских и смежных прав».
Статья 4
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2013, N 27, ст. 3479) следующие изменения:
1) в статье 15.2:
а) изложить название статьи в виде: «Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и смежных прав»;
б) заменить слова «фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы» словами «информация, содержащая объекты авторских и смежных прав» по всему тексту статьи;
в) дополнить часть 1 после слов «иного законного основания,» словами «если информационный посредник, предоставляющий возможность размещения информации, не принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав в соответствии с гражданским законодательством и статьей 15.3 настоящего Закона,»;
г) в части 7 слова «обязан ограничить доступ к такому информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», или к странице сайта» заменить словами «обязан ограничить доступ к странице такого сайта в сети «Интернет» или к размещенной на ней информации при наличии у оператора связи технической возможности. В противном случае оператор связи обязан ограничить доступ к такому информационному ресурсу.»;
2) часть 4 статьи 17 после слов «Провайдер хостинга» дополнить словами «, оператор связи»;
3) дополнить статьей 15.3 следующего содержания:
«Статья 15.3. Порядок  осуществления информационным посредником необходимых и достаточных мер для прекращения нарушения  интеллектуальных прав
1. Правообладатель (или его представитель) в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей объект авторских и смежных прав, которая распространяется без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться к информационному посреднику, предоставляющему возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, с заявлением в письменной форме о нарушении авторских и смежных прав (далее – заявление).
2. Владелец информационного ресурса на своем ресурсе обязан разместить информацию о своем почтовом адресе и (или) об адресе электронной почты, на которые может быть направлено заявление.
3. Заявление предоставляется непосредственно либо в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В заявлении указываются следующие сведения:
1) контактная  информация заявителя (наименование  и адрес местонахождения (для юридического лица); фамилия, имя,  отчество, адрес регистрации (для физического лица);
2) сведения об объекте авторского права и смежных прав, в отношении которого  допущено нарушение;
3) указатель страницы сайта в сети «Интернет», на котором размещена информация, содержащая объект авторских и смежных прав, которая распространяется без разрешения правообладателя или иного законного основания;
4) подтверждение заявителя его прав на объект авторского права и смежных прав, в отношении  которого допущено нарушение;
5) заверение заявителя об отсутствии разрешения  правообладателя на соответствующее использование объекта авторского права и смежных прав в сети  «Интернет»;
6) заверение в том, что заявитель предупрежден  об ответственности за предоставление недостоверной информации;
7) согласие на  обработку персональных данных заявителя.
4. В течение 24 часов с момента получения заявления от правообладателя провайдер хостинга направляет обслуживаемому им владельцу сайта уведомление о необходимости в течение 24 часов удалить информацию, содержащую объект авторских и смежных прав, либо приостановить к ней доступ с приложением копии заявления от правообладателя, если указанная информация не была ранее удалена или заблокирована владельцем сайта. В случае если в указанный срок владелец ресурса не удалил указанную информацию и (или) не приостановил доступ к ней, провайдер хостинга обязан в течение 24 часов самостоятельно принять указанные меры по пресечению нарушения авторских и смежных прав.
5. Владелец сайта в течение 24 часов с момента получения уведомления от провайдера хостинга или заявления от правообладателя обязан удалить информацию, содержащую объект авторских и смежных прав, или приостановить к ней доступ.  
6. Информационный посредник вправе в течение 48 часов направить информацию о принятых мерах и копию заявления правообладателя о нарушении авторских и смежных прав правообладателя лицу, разместившему информацию, содержащую объект авторских и смежных прав.
7. Лицо, разместившее информацию, содержащую объект авторских и смежных прав, вправе в течение десяти дней после принятия мер по пресечению нарушения авторских и смежных прав, предусмотренных настоящей статьей, направить  информационному посреднику возражения, в которых должны быть указаны следующие сведения:
1) контактная  информация (наименование  и адрес местонахождения (для  юридического лица); фамилия, имя, отчество, адрес регистрации (для  физического лица);
2) информация об объекте авторского права и смежных прав и указание на страницу сайта в сети Интернет, где он находился до удаления;
3) подтверждение правомерности размещения информации, содержащей объект авторского и смежных прав;
4) заверение  в том, что лицо, разместившее информацию, содержащую объект авторского права и смежных прав, предупреждено об ответственности за предоставление недостоверной информации;
5) согласие на  обработку персональных данных.
8. При получении возражений от лица, разместившего информацию, содержащую объект авторских и смежных прав, информационный посредник в течение 48 часов восстанавливает доступ к информации, содержащей объект авторских и смежных прав, если доступ к такой информации был ограничен, и направляет копию возражений правообладателю, от которого поступило заявление в соответствии с порядком, установленным настоящей статьей.
9. В том случае, если в течение данного срока заинтересованные лица обратились в суд за защитой нарушенных авторских и смежных прав, срок приостановления доступа к информации продлевается до вступления в законную силу судебного акта.
10. Информационный посредник обязан уведомить правообладателя при получении от него заявления согласно части первой настоящей статьи о предпринятых мерах по пресечению нарушения интеллектуальных прав, предусмотренных настоящей статьей, либо об отказе их исполнения.  
11. В случае, если информационный посредник предпринял все необходимые и достаточные меры, предусмотренные настоящей статьей, он освобождается от ответственности при организации доступа к информации, содержащей указанный в заявлении объект авторских и смежных прав:
1) за нарушение прав на результаты интеллектуальной деятельности;
2) за непринятие мер, необходимых и достаточных  для прекращения нарушения интеллектуальных прав;
3) за нарушение  прав лиц, разместивших информацию, и владельцев сайтов в сети «Интернет» в связи с ограничением доступа к информации, содержащей объект авторских и смежных прав, а также в связи с ограничением доступа к сайту в сети «Интернет», на котором размещена информация, содержащая объект авторских и смежных прав.
12. Если распространение информации, содержащей объект авторских и смежных прав, будет признано судом правомерным, то заявитель обязан по требованию лица, разместившего информацию, и (или) информационного посредника возместить вызванный ограничением доступа ущерб.».
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Принятие указанного проекта Федерального закона не потребует дополнительных расходов средств бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Настоящий законопроект направлен на повышение эффективности законодательства по борьбе с нарушением интеллектуальных прав в сети «Интернет».Законопроект расширяет действие такого законодательства на все объекты авторских и смежных прав и устанавливает возможность обращения правообладателя, при выявлении фактов нарушения его прав, за исключением прав на фильмы, в Суд по интеллектуальным правам. В целях упрощения порядка доказывания своих прав в суде устанавливается, что порядок закрепления результатов интеллектуальной деятельности определяет соответствующий  уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Устанавливается, что правообладатель обязан указывать в обращении к информационному посреднику, при обнаружении факта нарушения своих интеллектуальных прав, точный указатель страницы сайта, а не ip-адрес такового, поскольку осуществить поиск по всему информационному ресурсу не всегда представляется возможным.
Исключается условие заведомой неосведомленности операторов связи в противоправном характере передаваемой ими информации из оснований для освобождения операторов связи от ответственности в случае нарушения третьими лицами интеллектуальных прав в сети «Интернет», поскольку обязанность постоянно отслеживать передаваемый контент в случае получения информации о противоправном характере распространения того или иного объекта авторского права может приводить к фактической парализации работы операторов связи.
Исключается возможность предъявления информационным посредникам требований по возмещению морального вреда, нанесенного ущерба или по изъятию материальных носителей в случае нарушения третьими лицами интеллектуальных прав в сети «Интернет», поскольку применение данных  мер нивелирует саму концепцию освобождения информационных посредников от ответственности.
Устанавливается, что правообладатель вправе обратиться в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер по отношению к информационному посреднику только в том случае, если информационный посредник не принял меры по прекращению нарушения после уведомления его правообладателем. Устанавливается порядок такого уведомления и возможности лица, разместившего информацию, представить свои обоснованные возражения. При этом информационный посредник несет ответственность за отказ в информационном взаимодействии с правообладателем. Введение порядка досудебного урегулирования конфликта отвечает нормам мировой практики и содействует разгрузке органов суда.
Определяется, что предписанное операторам связи ограничение доступа к информации, размещение которой нарушает интеллектуальные права, должно осуществляться в первую очередь по универсальному указателю страницы сайта, и только в случае невозможности такового - посредством ограничения доступа к всему сайту через ip-адрес. Известно, что ограничение доступа по ip-адресу является неэффективным, поскольку легко обходится недобросовестными владельцами информационных ресурсов. Кроме того, блокировка по ip-адресу может затронуть интересы значительного количества добросовестных пользователей, ресурсы которых располагаются по тому же ip-адресу.
Вышеуказанные предложения были разработаны по итогам взаимодействия с представителями интернет-отрасли и их принятие приведет к повышению эффективности борьбы с распространением информации, нарушающим интеллектуальные права, и комплексной защите интересов всех субъектов взаимодействия в данной сфере.










Ошибка на сайте