Законопроект № 366023-6
Председателю Комитета
Государственной Думы по
конституционному законодательству и государственному строительству
В.Н. ПЛИГИНУ
На вн. № 3.1-6/2574 от 24.10.13
Уважаемый Владимир Николаевич!
Правовое управление, рассмотрев проект федерального закона
№ 366023-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы И.А.Яровой, А.Е.Хинштейном и Э.А.Валеевым, на предмет его соответствия требованиям части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункта «д» части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы, сообщает, что необходимости в получении заключения Правительства Российской Федерации не усматривается.
Заместитель начальника управления Г.А.Мартьянов
Исполнители:Т.А.Реймарова тел. 692-44-18, В.В.Мельников, тел. 692-49-62.
Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
В соответствии с частью третьей статьи 107 Регламента Государственной Думы вносим на рассмотрение Совета Государственной Думы проект федерального закона № 3660236 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о сокращении до 45 суток допустимого непрерывного срока временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и об установлении дополнительных условий, выполнение которых требуется для разрешения трудовой деятельности в Российской Федерации указанных иностранных граждан и лиц без гражданства) – внесен депутатами Государственной Думы И.А.Яровой, А.Е.Хинштейном, Э.А.Валеевым, А.Н.Хайруллиным, В.В.Гутеневым, А.С.Прокопьевым.
Комитет считает, что указанный законопроект соответствует части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы и предлагает принять его к рассмотрению Государственной Думой.
Тематический блок – Государственное строительство и конституционные права граждан.
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД «8» ноября 2013 года.
Приложения: на ___ л. в 1 экз.
Председатель Комитета
В.Н. Плигин
5 ноября 3
65/д-5
О проекте федерального закона № 3660236
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(о сокращении до 45 суток допустимого непрерывного срока временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и об установлении дополнительных условий, выполнение которых требуется для разрешения трудовой деятельности в Российской Федерации указанных иностранных граждан
и лиц без гражданства)
внесен депутатами Государственной Думы И.А.Яровой, А.Е.Хинштейном, Э.А.Валеевым, А.Н.Хайруллиным, В.В.Гутеневым, А.С.Прокопьевым
Рассмотрев указанный проект федерального закона Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству решил:
1. Считать проект федерального закона № 3660236 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" соответствующим части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы.
2. Предложить Совету Государственной Думы принять следующее решение:
назначить Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству ответственным по законопроекту;
назначить Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции соисполнителем по законопроекту;
включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2013 года (ноябрь);
направить законопроект в комитеты и комиссию Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации , в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения;
установить срок представления в Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству отзывов, предложений и замечаний до 13 декабря 2013 года;
установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – 18 декабря 2013 года.
3. Направить настоящее Решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.
Председатель Комитета
В.Н. Плигин
Проект
РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
О проекте федерального закона № 3660236
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(о сокращении до 45 суток допустимого непрерывного срока временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и об установлении дополнительных условий, выполнение которых требуется для разрешения трудовой деятельности в Российской Федерации указанных иностранных граждан и лиц без гражданства)
внесен депутатами Государственной Думы
И.А.Яровой, А.Е.Хинштейном, Э.А.Валеевым, А.Н.Хайруллиным, В.В.Гутеневым, А.С.Прокопьевым
Принято решение:
1. Назначить Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству ответственным по законопроекту.
Назначить Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции соисполнителем по законопроекту;
2. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2013 года (ноябрь).
3. Направить законопроект в комитеты и комиссию Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации , в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения.
4. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству отзывов, предложений и замечаний до 13 декабря 2013 года.
5. Установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – 18 декабря 2013 года.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Председателю
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
С.Е. НАРЫШКИНУ
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
На основании части 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации вноcим на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Приложение: 1. Текст законопроекта (на _ листах);
2. Пояснительная записка (на _ листах);
3. Финансово-экономическое обоснование (на 1 листе);
4. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального закона (на 1 листе);
5. Копия текста законопроекта и материалов к нему на магнитном носителе (1 шт).
И.А. ЯРОВАЯ
А.Е. ХИНШТЕЙН
Э.А. ВАЛЕЕВ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Принятие законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не повлечет расходов покрываемых за счет федерального бюджета и не приведет к изменению финансовых обязательств государства.
П Е Р Е Ч Е Н Ь
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Принятие федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не потребует признания утратившим силу, приостановления, изменения или принятия иных законодательных актов.
Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
И.А.Яровой
А.Е. Хинштейном
Э.А. Валеевым
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032; 2003, № 27, ст. 2700; № 46, ст. 4437; 2006, № 30, ст. 3286; 2007, № 1, ст. 21; № 2, ст. 361; № 49, ст. 6071; № 50, ст. 6241; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616; 2009, № 19, ст. 2283; № 23, ст. 2760; № 26, ст. 3125; № 52, ст. 6450) следующие изменения:
1) в абзаце втором пункта первого статьи 5 слова «не может превышать девяносто суток» заменить словами «не может превышать 45 суток»;
2) в статье 13.1
а) пункт 3 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:
«5) сведения о наличии (отсутствии) у иностранного гражданина судимости, а также сведения о членах его семьи, являющихся иностранными гражданами и намеренными проживать вместе с ним.»;
б) пункт 8 дополнить словами «, выданные на территории того субъекта Российской Федерации в котором иностранный гражданин планирует осуществлять трудовую деятельность.»;
в) пункт 8.2 изложить в следующей редакции:
«8.2. За исключением случаев, предусмотренных пунктом 8.3 настоящей статьи, при обращении за получением разрешения на работу в сферах, указанных в пункте 8.1 настоящей статьи, иностранный гражданин подтверждает владение русским языком на уровне не ниже базового уровня владения русским языком собеседованием при подаче документов, порядок проведения которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, а также одним из следующих документов:»;
г) дополнить пунктом 10 следующего содержания:
«Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы для получения разрешения на работу, а также члены его семьи, являющиеся иностранными гражданами, должны иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) медицинского страхования либо должны иметь право на основании соответствующего договора, заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи.»;
3) в статье 13.3:
а) подпункт 5 пункта 2 изложить в следующей редакции:
«5) сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц, осуществлявшейся таким иностранным гражданином, представляемые по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, сведения о наличии (отсутствии) у иностранного гражданина судимости, а также сведения о членах его семьи, являющихся иностранными гражданами и намеренными проживать вместе с ним, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.»;
б) пункт 2 дополнить подпунктами 6-10 следующего содержания:
«6) уведомление от физического лица, нанимающего иностранного гражданина, о сроках и характере выполняемых работ с указанием суммы предполагаемого вознаграждения, выплачиваемого на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции;
7) документы, подтверждающие отсутствие у иностранного
гражданина заболевания наркоманией и представляющих опасность для
окружающих инфекционных заболеваний, предусмотренных перечнем,
утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере
здравоохранения, а также сертификат об отсутствии у него заболевания,
вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), выданные на территории того субъекта Российской Федерации, в котором иностранный гражданин планирует осуществлять трудовую деятельность;
8) документы, подтверждающие постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания;
9) для осуществления трудовой деятельности на основании патента иностранный гражданин должен владеть русским языком на уровне не ниже базового уровня владения русским языком. Иностранный гражданин подтверждает владение русским языком на уровне не ниже базового уровня владения русским языком при прохождении собеседования при подаче документов. Порядок проведения собеседования устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
10) для осуществления трудовой деятельности на основании патента иностранный гражданин и прибывшие в Российскую Федерацию члены его семьи, являющиеся иностранными гражданами, должны иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) медицинского страхования либо должны иметь право на основании соответствующего договора, заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи.»;
4) пункт 4 статьи 18 дополнить предложением следующего содержания: «Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается в том случае если на учете в службе занятости в данном регионе не имеется соискателей из числа российских граждан по данной специальности.».
5) в статье 18.1 в части 3 после слов «устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу» дополнить словами «и патентов».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, отмечается, что несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Система привлечения временных трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе нуждается в дополнительном нормативно правовом регулировании.
В настоящее время одной из существенных проблем, дестабилизирующих обстановку на рынке труда отдельных территорий в области определения потребности в привлечении иностранных работников, является отсутствие достаточных сведений об иностранных гражданах, пребывающих в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности.
Например, отсутствие информации о месте пребывания, здоровье, судимости этих лиц в совокупности являются факторами, влияющими на социально-экономическую, санитарно-эпидимеологическую и криминогенную обстановку в регионе.
Иностранные граждане, пребывающие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, могут осуществлять трудовую деятельность, не связанную с получением прибыли, у физических лиц на основании патента. В настоящее время таких иностранных граждан насчитывается порядка 1,2 млн. человек.
Численность выдаваемых патентов законодательно не ограничивается, что приводит к бесконтрольным изменениям на рынке труда. Трудоустройство иностранных граждан на основании патента происходит без учета потребности физических лиц в их привлечении, ситуации на рынке труда субъекта Российской Федерации, наличия инфраструктуры для проживания, возможностей адаптации и интеграции иностранных граждан.
Учитывая тот факт, что патент легализует нахождение иностранного работника в Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что иностранные граждане могут использовать приобретение патента не для осуществления трудовой деятельности, а для легализации своего нахождения на территории Российской Федерации. В частности, по данным ФМС России 30% патентов приобретены иностранными гражданами, у которых закончился срок действия разрешения на работу.
В настоящее время отсутствует механизм контроля за осуществлением трудовой деятельности иностранным гражданином, получившим патент, т.к. ни органы службы занятости, ни территориальные органы ФМС России не имеют информации о месте трудоустройства данных иностранных работников, а физические лица не обязаны уведомлять соответствующие органы о привлечении иностранного работника.
В субъектах Российской Федерации наблюдаются случаи подмены трудовых отношений с иностранными работниками гражданско-правовыми, когда в нарушение российского законодательства иностранные граждане, имеющие патент, привлекаются для работы не у физических лиц, а у юридического лица для осуществления трудовой деятельности на условиях извлечения прибыли.
Это подтверждают данные проверок, проведенных территориальными органами Федеральной миграционной службы и выявившие случаи привлечения работодателями - юридическими лицами иностранных работников, имеющих патент.
Таким образом, прогнозирование развития рынка труда и удовлетворение запросов, на трудоустройство прежде всего российских граждан, требуют неотложных мер по упорядочиванию механизма выдачи квот и патентов.
В связи с изложенным законопроектом предлагаются следующие меры:
1) вводится квотирование выдаваемых патентов;
2) устанавливается обязанность иностранного гражданина для получения патента представлять следующие документы и сведения:
а) документы, подтверждающие постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания;
б) сведения о наличии (отсутствии) у иностранного гражданина судимости, а также сведения о членах его семьи, являющихся иностранными гражданами и намеренными проживать вместе с ним;
в) уведомление от физического лица, нанимающего иностранного гражданина, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции;
г) документы, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и представляющих опасность для окружающих инфекционных заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Дополнительно устанавливается, что указанные документы должны быть выданы на территории того субъекта Российской Федерации, в котором иностранный гражданин планирует осуществлять трудовую деятельность, что позволит противодействовать представлению фиктивных и подложных документов.
Для осуществления трудовой деятельности на основании патента и разрешения на работу иностранный гражданин и прибывшие в Российскую Федерацию члены его семьи, являющиеся иностранными гражданами, должны иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) медицинского страхования либо должны иметь право на основании соответствующего договора, заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи.
Установлением такой нормы устраняется правовой пробел, поскольку такая обязанность уже существует для высококвалифицированных специалистов, но не предусмотрена для граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании разрешения на работу или патента.
Для подтверждения базового уровня владения русским языком иностранным гражданином при получении разрешения на работу вводится собеседование при подаче документов в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, и сохраняется обязанность представлять документы, подтверждающие владение русским языком. Для получения патента предусматривается только процедура собеседования, ввиду того, что в настоящее время законодательство вообще не предъявляет к иностранному работнику, работающему по патенту, каких либо требований к знанию русского языка.
Кроме того, законопроектом предлагается сократить общий срок временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы с 90 до 45 дней, что согласуется с международными соглашениями Российской Федерации со странами СНГ. Реализация данного предложения будет способствовать усилению контроля за существующими миграционными потоками.
Предлагаемые законопроектом меры позволят осуществлять эффективный контроль за механизмом привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации и создадут дополнительные гарантии обеспечения общественной безопасности и защиты трудовых прав граждан России.