Законопроект № 376402-6
Председателю
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
С.Е.Нарышкину
ул. Охотный ряд, 1,
г. Москва, 103265
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации Самарская Губернская Дума вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления квоты для назначения на должности государственной службы и муниципальной службы инвалидов).
Приложения:
1. Постановление Самарской Губернской Думы от 22.10.2013 № 674 на 1 л. в 1 экз.;
2. Текст законопроекта на 7 л. в 1 экз.;
3. Пояснительная записка на 3 л. в 1 экз.;
4. Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на 1 л. в 1 экз.;
5. Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на 1 л. в 1 экз.;
6. Копии вышеуказанных документов в соответствии с пунктом 4 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представляются на магнитном носителе.
С уважением,
Председатель Думы В.Ф.Сазонов
Рыбалко 8(846)2213184
Королева 8(846)2423022
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального
закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовых акты РСФСР и Российской Федерации признанию утратившим силу, приостановлению, изменению или принятию не подлежат.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального
закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Принятие федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан в целях активного включения инвалидов в жизнь общества и государства, повышения уровня их участия в сфере социально-трудовых отношений и предусматривает внедрение механизма квотирования рабочих мест для инвалидов на государственной гражданской и муниципальной службе.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2181-р Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы предусматривает реализацию комплекса мер, позволяющих трудоустраивать желающих работать инвалидов, получивших или восстановивших навыки к трудовой деятельности в результате целенаправленной реабилитации, создание ежегодно по 14 тысяч специальных рабочих мест для них или разумного приспособления имеющихся рабочих мест, формирования системы сопровождаемой занятости с использованием помощников и посредников, совершенствование механизмов квотирования рабочих мест для инвалидов и стимулирования работодателей, обеспечивающих их трудоустройство.
Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приёма на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона № 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более ста человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Вместе с тем указанные нормы не распространяют своё действие на органы государственной власти и органы местного самоуправления, что послужило основанием для подготовки законопроекта, предусматривающего внедрение механизма квотирования рабочих мест для инвалидов на государственной гражданской и муниципальной службе.
Положения законопроекта основываются на положительном зарубежном опыте закрепления института квотирования рабочих мест для инвалидов не только в частном секторе экономики, но и на публичной службе (квотирование рабочих мест на публичной службе применяется, в частности, во Франции).
Законопроектом предусматривается дифференцированный подход к квотированию рабочих мест на федеральной гражданской службе, гражданской службе субъекта Российской Федерации и муниципальной службе.
Учитывая, что численность федеральных гражданских служащих, замещающих должности в федеральных государственных органах, является довольно значительной и в подавляющем большинстве случаев превышает сто человек, законопроектом предлагается устанавливать квоту в размере 2 % от среднесписочной численности гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в соответствующем федеральном государственном органе.
На основании данных Федеральной службы государственной статистики о численности гражданских служащих федеральных государственных органов (центральных аппаратов министерств и ведомств), размещаемых на федеральном портале управленческих кадров, численность работников, замещавших должности гражданской службы в федеральных государственных органах, на конец марта 2013 года составила 38,1 тысячи человек. При этом только численность центральных аппаратов министерств и ведомств, как правило, значительно превышает сто человек.
В связи с этим представленный подход позволит реализовать механизм квотирования в большинстве федеральных государственных органов.
Что касается государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, то во многих органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации штатная численность сотрудников составляет менее ста человек. Например, в Самарской области в министерстве культуры Самарской области численность гражданских служащих составляет 62 человека, в министерстве спорта Самарской области – 38 человек, в департаменте по вопросам общественной безопасности Самарской области – 31 человек и т.д.
В связи с этим законопроектом предлагается установление квоты для приёма на работу инвалидов на государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации в размере 2 % от среднесписочной численности всех государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации. При этом распределение квоты по государственным органам субъекта Российской Федерации будет осуществляться высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Аналогичный подход предлагается и на муниципальной службе, где численность муниципальных служащих в отдельных органах местного самоуправления также не превышает сто человек. При этом распределение квоты по органам местного самоуправления будет осуществляться главой муниципального образования.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных затрат бюджетных ресурсов.
Вносится Самарской
Губернской Думой
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Статья 1
Внести в статью 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563; 2001, № 53, ст. 5024; 2013, № 27, ст. 3475) следующие изменения:
часть 1 после слов «среднесписочной численности работников» дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами»;
дополнить частью третьей следующего содержания:
«Установление квоты для назначения инвалидов на должности государственной гражданской службы и муниципальной службы осуществляется в соответствии с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».».
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2010, № 7, ст. 704, № 49, ст. 6413; 2011, № 50, ст. 7337; 2012, № 53, ст. 7620; 2013, № 14, ст. 1665, № 23, ст. 2874, № 27, ст. 3477) следующие изменения:
1) статью 21 дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:
«3. Граждане не могут быть ограничены в возможности поступления на гражданскую службу в связи с наличием инвалидности иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
4. Инвалиды вправе замещать должности гражданской службы в случае отсутствия заболеваний, препятствующих поступлению на гражданскую службу или её прохождению, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.»;
2) часть 2 статьи 22 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6) при назначении инвалидов на должность гражданской службы в счёт установленной квоты для назначения на должности гражданской службы (далее – квота) в соответствии со статьёй 221 настоящего Федерального закона.»;
3) дополнить статьёй 221 следующего содержания:
«Статья 221. Установление квоты для назначения инвалидов на
должности гражданской службы
1. Квота на федеральной гражданской службе устанавливается отдельно в каждом федеральном государственном органе, численность гражданских служащих в котором составляет более ста человек. При расчёте численности гражданских служащих в федеральном государственном органе, имеющем территориальные подразделения, учитывается суммарное количество гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в соответствующем федеральном государственном органе и его территориальных подразделениях.
Квота устанавливается в размере 2 % от среднесписочной численности гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в соответствующем федеральном государственном органе. Среднесписочная численность гражданских служащих в федеральном государственном органе определяется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Расчёт числа должностей гражданской службы, замещаемых в счёт установленной квоты, осуществляется соответствующими федеральными государственными органами самостоятельно в соответствии с порядком, определённым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Должности гражданской службы, замещаемые в счёт установленной квоты, определяются отдельно в каждом федеральном государственном органе представителем нанимателя из числа должностей гражданской службы, относящихся к группам старших должностей гражданской службы и младших должностей гражданской службы, а в случае отсутствия соответствующих должностей – из числа иных должностей гражданской службы.
2. На гражданской службе субъекта Российской Федерации квота устанавливается в размере 2% от среднесписочной численности гражданских служащих соответствующего субъекта Российской Федерации.
Среднесписочная численность гражданских служащих субъекта Российской Федерации определяется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Расчёт числа должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, замещаемых в счёт установленной квоты, осуществляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации самостоятельно в соответствии с порядком, определённым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Должности гражданской службы, замещаемые в счёт установленной квоты, определяются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации из числа должностей гражданской службы, относящихся к группам старших должностей гражданской службы и младших должностей гражданской службы, а в случае отсутствия соответствующих должностей – из числа иных должностей гражданской службы.
3. В случае незамещения инвалидами определённых представителем нанимателя или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации должностей гражданской службы в счёт установленной квоты в течение трёх месяцев со дня их определения в порядке, установленном частями 1 и 2 настоящей статьи, или в течение трех месяцев со дня, когда соответствующая должность гражданской службы стала вакантной, на указанные должности гражданской службы могут быть назначены граждане, не являющиеся инвалидами, в порядке, установленном пунктом 72 части 4 статьи 25 настоящего Федерального закона.»;
4) часть 4 статьи 25 дополнить пунктом 72 следующего содержания:
«72) замещения должности гражданской службы в случае, предусмотренном частью 3 статьи 221 настоящего Федерального закона, на период до назначения на указанные должности гражданской службы инвалидов в счёт установленной квоты.».
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 10, ст. 1152; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 29, ст. 3597; 2011, № 48, ст. 6730) следующие изменения:
1) статью 16 дополнить частями 11 и 12 следующего содержания:
«11. Граждане не могут быть ограничены в возможности поступления на муниципальную службу в связи с наличием инвалидности иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
12. Инвалиды вправе замещать должности муниципальной службы в случае отсутствия заболеваний, препятствующих поступлению на муниципальную службу или её прохождению, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.»;
2) статью 17 дополнить частью 4 следующего содержания:
«4. Конкурс не может проводиться при назначении на должности муниципальной службы в счёт установленной квоты для назначения инвалидов на должность муниципальной службы (далее – квота) в соответствии со статьёй 171 настоящего Федерального закона.».
3) дополнить статьей 171 следующего содержания:
«Статья 171. Установление квоты для назначения инвалидов на
должности муниципальной службы
1. Квота устанавливается в размере 2% от среднесписочной численности муниципальных служащих в соответствующем муниципальном образовании. В случае если среднесписочная численность муниципальных служащих в соответствующем муниципальном образовании составляет менее 50 человек, квота не устанавливается.
Среднесписочная численность муниципальных служащих в муниципальном образовании устанавливается в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Должности муниципальной службы, замещаемые в счёт установленной квоты, определяются главой муниципального образования в органах местного самоуправления из числа должностей муниципальной службы, относящихся к группам старших должностей муниципальной службы и младших должностей муниципальной службы. А в случае отсутствия соответствующих должностей – из числа иных должностей муниципальной службы.
2. В случае незамещения инвалидами определённых главой муниципального образования должностей муниципальной службы в течение трёх месяцев со дня их определения в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, или со дня, когда соответствующая должность муниципальной службы стала вакантной, на указанные должности муниципальной службы могут быть назначены граждане, не являющиеся инвалидами, на условиях срочного трудового договора на период до назначения на указанные должности инвалидов в счет установленной квоты.».
Статья 4
Внести в пункт 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 1915; 2001, № 53, ст. 5024; 2003, № 2, ст. 160; 2004, № 35, ст. 3607; 2009, № 52, ст. 6443; 2013, № 27, ст. 3477) изменение, изложив его в следующей редакции:
«2. Квота для приёма на работу (назначения на должности государственной гражданской службы и муниципальной службы) инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».».
Статья 5
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации В.Путин
Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
В соответствии с частью третьей статьи 107 Регламента Государственной Думы представляем на рассмотрение Совета Государственной Думы проект федерального закона № 376402-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный Самарской Губернской Думой.
Комитет считает, что указанный законопроект соответствует части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы и предлагает принять его к рассмотрению Государственной Думой.
Тематический блок – государственное строительство и конституционные права граждан.
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД 21 ноября 2013 года.
Приложения: на л.
Председатель Комитета В.Б.Кидяев
Исп. Бадешко Т.В., тел. 692-22-06
О проекте федерального закона № 376402-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенном Самарской Губернской Думой
(в части установления квоты для назначения на должности государственной службы и муниципальной службы инвалидов)
Рассмотрев и обсудив проект федерального закона № 376402-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный Самарской Губернской Думой, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления р е ш и л:
1. Признать данный проект федерального закона соответствующим требованиям части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы.
2. Предложить Совету Государственной Думы принять следующее решение:
назначить Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ответственным по законопроекту;
включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2014 года (февраль);
направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения;
установить срок представления в Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отзывов, предложений и замечаний до 18 января 2014 года.
3. Направить настоящее Решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.
4. Определить ответственными в работе над законопроектом заместителя председателя Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Казакова Виктора Алексеевича и ведущего советника аппарата Комитета Бадешко Татьяну Владимировну.
Председатель Комитета В.Б.Кидяев
проект
РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
О проекте федерального закона № 376402-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенном Самарской Губернской Думой
(в части установления квоты для назначения на должности государственной службы и муниципальной службы инвалидов)
Тематический блок: государственное строительство и конституционные права граждан.
Принято решение:
1. Назначить Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ответственным по законопроекту.
2. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2014 года (февраль).
3. Направить указанный проект федерального закона в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, замечаний и предложений, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
4. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отзывов, предложений и замечаний до 18 января 2014 года.
5. Установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении февраль 2014 года.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Председателю Комитета Государственной Думы
по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
В.Б.КИДЯЕВУ
На № вн. 3.20-6/915 от 07 ноября 2013 года
Уважаемый Виктор Борисович!
Изучив проект федерального закона № 376402-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный Самарской Губернской Думой, на его соответствие требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы, Правовое управление сообщает, что необходимости в получении заключения Правительства Российской Федерации на представленный законопроект не усматривается.
Исполняющий обязанности
заместителя начальника
управления Ю.В.Сапожникова
Исполнители: Е.Д.Колосова, 692-60-13, О.А.Ефремова, тел. 692-37-69, Ю.Д.Полатов, тел. 692-16-38, Е.В.Минакова, тел. 692-73-92