1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
2013

Законопроект № 385644-6

Вносится Правительством Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон
"О политических партиях"

Внести в Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 29, ст. 2950; 2005, № 30, ст. 3104; 2007, № 1, ст. 37; 2008, № 30, ст. 3600; 2009, № 14, ст. 1577; 2011, № 50, ст. 7363; 2012, № 15, ст. 1721) следующие изменения:
1) в первом предложении пункта 11 статьи 26 слова "(одной из целей)" исключить;
2) в статье 29:
а) подпункт "а" пункта 1 изложить в следующей редакции:
"а) вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом политической партии. При этом сумма взносов одного члена партии в течение календарного года не может превышать предельный размер пожертвований от одного физического лица, предусмотренный пунктом 8 статьи 30 настоящего Федерального закона;";
б) дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Политическая партия и ее региональные отделения вправе заключать договоры займа с физическими и юридическими лицами, кредитные договоры с юридическими лицами.
Сумма, на которую может быть заключен договор займа с физическим лицом, не должна превышать пятикратный размер установленной пунктом 8 статьи 30 настоящего Федерального закона суммы ежегодного пожертвования от одного физического лица.
Сумма, на которую может быть заключен договор займа, кредитный договор с юридическим лицом, не должна превышать пятикратный размер установленной пунктом 8 статьи 30 настоящего Федерального закона суммы ежегодного пожертвования от одного юридического лица.
В случае, если прекращение обязательств по указанным договорам наступает не в результате исполнения или возложения исполнения обязательств на другого кредитора, на сумму неисполненного обязательства распространяются предусмотренные статьей 30 настоящего Федерального закона положения о пожертвованиях политической партии и ее региональным отделениям, в том числе требования о возврате пожертвования.";
3) в статье 30:
а) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Пожертвования, указанные в пункте 3 настоящей статьи, пожертвования, внесенные с нарушением требований пунктов 5 и 6 настоящей статьи, а также пожертвования, перечисление которых влечет за собой превышение сумм, указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи, политическая партия или ее региональные отделения в течение месяца со дня их получения либо со дня получения информации об их неправомерности должны вернуть жертвователям, а в случае невозможности возврата передать (перечислить) в доход Российской Федерации. Политическая партия и ее региональные отделения вправе возвратить жертвователю любое его пожертвование, в том числе поступившее в установленном порядке.";
б) пункт 7 после слов "настоящей статьи," дополнить словами
"в сведения о поступлении и расходовании средств политической партии, ее регионального отделения,";
4) в статье 34:
а) дополнить пунктом 51 следующего содержания:
"51. Сведения о поступлении и расходовании средств политической партии, указанные в пункте 3 настоящей статьи, должны также содержать информацию о заключенных политической партией договорах займа, кредитных договорах с указанием кредитора, реквизитов договора, суммы основного обязательства (без суммы процентов), годовой процентной ставки обязательства, срока договора, заложенного в обеспечение обязательства имущества, а также выданных в обеспечение обязательств гарантий и поручительств.";
б) первое предложение пункта 6 после слов "о расходовании этих средств," дополнить словами "о результатах проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности политической партии,";
5) в статье 35:
а) в пункте 3 слова "со дня представления" заменить словами "со дня окончания периода представления";
б) дополнить пунктом 31 следующего содержания:
"31. Сведения о поступлении и расходовании средств политической партии, ее региональных отделений размещаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на их специальных сайтах
в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования
в течение одного месяца со дня окончания периода их представления
за соответствующий квартал.
Объем размещаемых сведений определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.";
в) дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность политической партии подлежит обязательному аудиту в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности, в следующих случаях:
а) политическая партия получает государственное финансирование;
б) общая сумма ежегодных пожертвований политической партии составила шестьдесят и более миллионов рублей;
в) политическая партия осуществляла в течение календарного года расходы в размере шестидесяти и более миллионов рублей.".

Президент
Российской Федерации

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О политических партиях"

Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
П Е Р Е Ч Е Н Ь

федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях"

Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О политических партиях"

Проект федерального закона "О  внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" (далее - законопроект) направлен на  обеспечение прозрачности финансирования политических партий в целях реализации рекомендаций Группы государств против коррупции по итогам третьего раунда оценки по теме "Прозрачность финансирования политических партий".
Законопроект уточняет цели создания и деятельности объединения или союза между политическими партиями и иными общественными объединениями, устанавливая, что единственной целью деятельности такого объединения может являться участие в выборах (в настоящее время - одной из  целей).
Пунктом 8 статьи 30 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О  политических партиях" (далее - Федеральный закон № 95-ФЗ) установлена предельная сумма пожертвований, полученных политической партией, в том числе и ее региональными отделениями, от одного физического лица в размере 4 330 000 рублей. Вместе с тем установление вступительных и (или) членских взносов, определение их размеров осуществляется политической партией самостоятельно в порядке, предусмотренном ее уставом. В условиях существующего правового регулирования членские и вступительные взносы могут быть использованы для обхода ограничений, установленных Федеральным законом № 95-ФЗ для пожертвований от одного физического лица.
Законопроект ограничивает размеры членских, а также вступительного взносов пределом максимально возможной суммы пожертвований от одного физического лица. Указанное нововведение повысит прозрачность финансирования политических партий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об  основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке.
Пунктом 5 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ установлен закрытый перечень средств, за счет которых могут создаваться избирательные фонды кандидатов и избирательных объединений, а именно за счет собственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату, выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан либо юридических лиц, а также средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.
Средства избирательного объединения могут формироваться в том числе и за счет займов и кредитов. Вместе с тем после проведения выборов кредиты, предоставленные политическим партиям, и используемые ими для формирования избирательных фондов, могут выплачиваться за счет средств третьих лиц, что фактически является уклонением от исполнения требований пункта 5 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ. Кроме того, задолженности по выданным кредитам могут списываться кредиторами, либо условия получения кредитов политическими партиями могут существенно отличаться от рыночных и использоваться для обхода требований, установленных для пожертвований политической партии.
В связи с изложенным законопроектом предлагается ограничить максимально возможную сумму кредита (займа), получаемого политической партией, пятикратным размером суммы ежегодных пожертвований от одного юридического или физического лица, соответственно 43 300 000 рублей для юридического лица и 4 330 000 рублей для физического лица.
Законопроект предусматривает сокращение срока размещения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования сводного финансового отчета политической партии до 1 месяца со дня окончания периода представления указанного отчета (в настоящее время - 2 месяца со дня представления отчета), а также вводит аналогичную публикацию сведений о поступлении и расходовании средств политической партии и ее региональных отделений, в объеме, определяемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Предлагаемая норма направлена на повышение прозрачности финансирования политических партий.
Законопроектом вводится обязанность проведения обязательного аудита в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности политических партий в следующих случаях:
получение государственного финансирования;
получение в течение года пожертвований на сумму 60 и более миллионов рублей;
осуществление расходов на сумму 60 и более миллионов рублей в течение календарного года.
Обязательному аудиту подлежат бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций, сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (подпункт 4 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об  аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон
№ 307-ФЗ).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ обязательный аудит проводится, если организация представляет сводную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Федерального закона № 95-ФЗ политическая партия представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводный финансовый отчет о поступлении и расходовании средств.
Таким образом, предлагаемые критерии отнесения политических партий к субъектам, подлежащим обязательному аудиту, соответствуют требованиям, установленным пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ в отношении других организаций, подлежащих обязательному аудиту.
Введение независимой профессиональной аудиторской проверки, осуществляемой на регулярной основе, будет способствовать совершенствованию действующей системы контроля за финансовой деятельностью политических партий.

Проект

РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона № 385644-6 "О  внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях"

(в части совершенствования порядка финансирования политических партий)

внесен Правительством Российской Федерации

Принято решение:
1. Назначить Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций ответственным по законопроекту.
2. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2014 года (январь).
3. Направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения.
4. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций отзывов, предложений и замечаний до 9 января 2014 года.
5. Установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – январь 2014 года.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации


РЕШЕНИЕ КОМИТЕТА

4      декабря        2013     года
№ 50

О проекте федерального закона № 385644-6 "О  внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях"

(в части совершенствования порядка финансирования политических партий)

внесен Правительством Российской Федерации

Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций решил:
1. Считать проект федерального закона № 385644-6 "О  внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" соответствующим части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы.
2. Предложить Совету Государственной Думы принять следующее решение:
назначить Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций ответственным по законопроекту;
включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной  Думы  в  период  весенней сессии 2014 года (январь 2014 года);
направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения;
установить срок представления в Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций отзывов, предложений и замечаний до 9 января 2013 года;
установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – январь 2014 года.
3. Направить настоящее Решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.

Председатель Комитета

Я.Е.Нилов


Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

В соответствии с частью третьей статьи 107 Регламента Государственной Думы вносим на рассмотрение Совета Государственной Думы проект федерального закона № 385644-6 "О  внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" – внесен Правительством Российской Федерации.
Комитет считает, что указанный законопроект соответствует части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы и предлагает принять его к рассмотрению Государственной Думой.
Тематический блок – Государственное строительство и конституционные права граждан.
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД   4.12.2013 г.

Приложение:  16  л. в 1 экз.

Председатель Комитета
Я.Е.Нилов

Исп. Циулина С.А.
тел.8-495-692-56-55

Ошибка на сайте