1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
2013

Законопроект № 386184-6

О проекте федерального закона № 386184-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»

Рассмотрев проект федерального закона № 386184-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», внесенный членом Совета Федерации Р.У.Гаттаровым, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи р  е  ш  и  л:

1. Считать рассмотренный законопроект соответствующим требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Предложить Совету Государственной Думы:
- направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации и Общественную палату Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а так же на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы;
- назначить ответственным в работе над законопроектом Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, в который направить отзывы, предложения и замечания до 19 января 2014 года;
- включить законопроект в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2014 года (апрель).
3. Направить настоящее Решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.

Председатель комитета                            А.В. Митрофанов

Проект



РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона
№ 386184-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», внесенном членом Совета Федерации Р.У.Гаттаровым
(в части установления возможности многосубъектного использования радиочастотного спектра)


Принято решение:

1. Назначить ответственным в работе над проектом федерального закона    № 386184-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.
2. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2014 года (апрель).
3. Направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации и Общественную палату Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
4. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи отзывов, замечаний и предложений до 19 января 2014 года.
5. Установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – апрель 2014 года.


Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Председателю Комитета
Государственной Думы
по информационной политике, информационным технологиям и связи

А.В.Митрофанову


На № вн 3.27-6/455 от 25 ноября 2013 года


Уважаемый Алексей Валентинович!

Рассмотрев проект федерального закона № 386184-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», внесенный членом Совета Федерации Р.У.Гаттаровым, на его соответствие требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункта «д» части первой статьи 105 Регламента Государственной Думы, сообщаем, что необходимость получения заключения Правительства Российской Федерации на представленный законопроект не усматривается.

Исполняющий обязанности
начальника управления                                                                              М.В.Деменков


Исполнители: А.А.Попов, тел. 692-31-38; Е.В.Минакова, тел. 692-73-92


Совет Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации

В соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации просим назначить Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи ответственным по проекту федерального закона
№ 386184-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», внесенному членом Совета Федерации Р.У.Гаттаровым и одновременно направить законопроект субъектам законодательной инициативы для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД 17 декабря 2013 года.

Приложение:
1. Текст внесенного законопроекта и сопроводительные материалы к нему;
2. Решение Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи;
3.  Проект Решения Совета Государственной Думы.


Председатель комитета                            А.В. Митрофанов
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"»

Принятие проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Вносится Членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Р.У. Гаттаровым

Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"»

Статья 1
Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895; 2007, № 7, ст. 835; 2010, № 7, ст. 705; № 27, ст. 3408; № 31, ст. 4190; 2011, № 45, ст. 6333; № 50, ст. 7351; 2012, № 53, ст. 7578; 2013, № 30, ст. 4062; 2013, № 43, ст. 5451) следующие изменения:
в статье 2:
а) дополнить статью 2 подпунктом 4.1 следующего содержания:
«4.1) многосубъектное использование радиочастотного спектра – присвоение (назначение) пользователю радиочастотным спектром и субпользователям радиочастотным спектром одних и тех же радиочастот или радиочастотных каналов в полосе радиочастот, выделенных пользователю радиочастотным спектром, осуществляемое в целях обеспечения повышения качества услуг связи»;
б) подпункт 15 статьи 2 изложить в следующей редакции:
«15) пользователь радиочастотным спектром – лицо, которому на основании решения государственной комиссии по радиочастотам выделена полоса радиочастот и на основании решения федерального органа исполнительной власти в области связи присвоены (назначены) радиочастота или радиочастотный канал;»;
в) дополнить статью 2 подпунктом 15.1 следующего содержания:
«15.1) субпользователь радиочастотным спектром – лицо, которому наравне с пользователем радиочастотным спектром на основании заявления пользователя радиочастотным спектром и заключенного с ним договора на многосубъектное использование радиочастотного спектра присвоены (назначены) одни и те же радиочастоты или радиочастотные каналы в полосе радиочастот, выделенных пользователю радиочастотным спектром;»;
г) в подпункте 17 статьи 2 после слов «целей и условий такого использования» дополнить словами «пользователями радиочастотным спектром и субпользователями радиочастотным спектром»;
д) дополнить статью 2 подпунктом 21.1 следующего содержания:
«21.1) совместное использование радиоэлектронного средства – использование радиоэлектронного средства в составе двух и более сетей связи операторов связи;»;
1) пункт 4 статьи 23 после первого абзаца дополнить абзацем следующего содержания:
«Обязательства по внесению разовой и ежегодной платы в отношении радиочастотного спектра, используемого пользователем радиочастотным спектром и субпользователями радиочастотным спектром в рамках многосубъектного использования радиочастотного спектра, исполняются непосредственно пользователем радиочастотным спектром.»;
2) в статье 24:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Пользователям радиочастотным спектром право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.
Субпользователю радиочастотным спектром право на многосубъектное использование радиочастотного спектра предоставляется посредством присвоения (назначения) ему наравне с пользователем радиочастотным спектром одних и тех же радиочастот или радиочастотных каналов в полосе радиочастот, выделенной пользователю радиочастотным спектром.  При многосубъектном использовании радиочастотного спектра присвоение (назначение) субпользователю радиочастоты или радиочастотного канала осуществляется на основании заявления пользователя радиочастотным спектром, поданного в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и договора о многосубъектном использовании радиочастотного спектра, заключенного между пользователем радиочастотным спектром и субпользователем радиочастотным спектром.
Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.»;
б) дополнить статью 24 пунктом 1.1 следующего содержания:
«1.1. Многосубъектное использование радиочастотного спектра осуществляется путем эксплуатации радиоэлектронного средства, использующего радиочастоту или радиочастотный канал в полосе радиочастот, выделенной пользователю радиочастотного спектра, одновременно в составе сетей электросвязи пользователя радиочастотного спектра и субпользователей радиочастотного спектра в соответствии с договором между этими лицами и решением о присвоении (назначении)  радиочастоты или радиочастотного канала. Субпользователь радиочастотного спектра может являться владельцем указанного радиоэлектронного средства, если это было заявлено пользователем радиочастотным спектром при присвоении (назначении) планируемых к использованию радиочастоты или радиочастотного канала. В случае, если владельцем указанного радиоэлектронного средства является субпользователь радиочастотным спектром, использование данного радиоэлектронного средства в составе сети связи пользователя радиочастотным спектром в рамках совместного использования радиоэлектронного средства не обязательно.
При многосубъектном использовании радиочастотного спектра субпользователь радиочастотным спектром обязан выполнять условия, установленные при выделении пользователю радиочастотным спектром полосы радиочастот и при присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала. Субпользователь радиочастотным спектром несет ответственность за нарушение условий, установленных при выделении пользователю радиочастотным спектром полосы радиочастот и при присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.»;
в) дополнить статью 24 пунктом 1.2 следующего содержания:
«1.2. Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала в рамках многосубъектного использования радиочастотного спектра осуществляется при соблюдении следующих условий:
- пользователь радиочастотным спектром самостоятельно использует для оказания услуг связи радиочастоты или радиочастотные каналы в выделенной ему полосе радиочастот, в которой планируется либо осуществляется многосубъектное использование радиочастотного спектра;
- субпользователь радиочастотным спектром обладает лицензией на оказание услуг связи того же наименования и технологии, что и пользователь радиочастотным спектром в выделенной ему полосе радиочастот, в которой планируется либо осуществляется многосубъектное использование радиочастотного спектра; условия лицензии субпользователя должны соответствовать установленным  государственной комиссией по радиочастотам условиям использования полосы радиочастот, в которой планируется либо осуществляется многосубъектное использование радиочастотного спектра.»;
г) последний абзац пункта 2 после слов «государственной комиссии по радиочастотам или предоставившего это право органа» дополнить словами «, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.»;
д) пункт 3 после первого абзаца дополнить абзацами следующего содержания:
«В случае, если в заявлении на присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала указывается на их использование заявителем и субпользователями радиочастотным спектром в рамках многосубъектного использования радиочастотного спектра, принимается общее решение о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала в отношении пользователя радиочастотным спектром и всех указанных в заявлении субпользователей радиочастотным спектром. В заявлении на присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала в порядке многосубъектного использования радиочастотного спектра должен быть указан владелец радиоэлектронных средств, планируемых к использованию на заявляемых на присвоение (назначение) радиочастоте или радиочастотном канале.
По заявлению пользователя радиочастотным спектром в решение о присвоении (назначении) радиочастоты и радиочастотного канала могут быть внесены изменения в части, касающейся многосубъектного использования данной радиочастоты или радиочастотного канала с другими лицами, включая изменения перечня субпользователей радиочастотным спектром, целей и условий совместного использования указанных в решении радиочастоты или радиочастотного канала, сведений о владельце радиоэлектронного средства, использующего данные радиочастоту или радиочастотный канал.»;
е) пункт 10 изложить в следующей редакции:
«10. В случае выявления нарушения пользователем радиочастотным спектром или субпользователем радиочастотным спектром условий, установленных при выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, разрешение на использование радиочастоты или радиочастотного канала в целом или в части права субпользователя радиочастотным спектром на использование данной радиочастоты или радиочастотного канала, если субпользователем допущено нарушение указанных условий, может быть приостановлено органом, выделившим полосу радиочастот либо присвоившим (назначившим) радиочастоту или радиочастотный канал в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи на срок, необходимый для устранения этого нарушения, но не более чем на девяносто дней.»;
ж) пункт 11 после второго абзаца дополнить абзацем следующего содержания:
«заявление субпользователя радиочастотным спектром (прекращение разрешения в части права субпользователя радиочастотным спектром на использование радиочастоты или радиочастотного канала);»;
з) пункт 11 после шестого абзаца дополнить абзацами следующего содержания:
«невыполнение субпользователем радиочастотным спектром условий, установленных в решении о выделении пользователю полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала (прекращение разрешения в части права субпользователя радиочастотным спектром на использование радиочастоты или радиочастотного канала);
несоблюдение условий многосубъектного использования радиочастотным спектром, установленных в пункте 1 настоящей статьи (прекращение разрешения в части права субпользователя радиочастотным спектром на использование радиочастоты или радиочастотного канала);»;
и) пункт 11 после девятого абзаца дополнить абзацем следующего содержания:
«прекращение действия договора между пользователем радиочастотным спектром и субпользователем радиочастотным спектром о многосубъектном использовании радиочастотного спектра (прекращение разрешения в части права субпользователя радиочастотным спектром на использование радиочастоты или радиочастотного канала);»;
к) дополнить статью 24 пунктом 11.1 следующего содержания:
«11.1. Прекращение разрешения на использование радиочастоты или радиочастотного канала в части права субпользователя радиочастотным спектром на использование радиочастоты или радиочастотного канала по основаниям, предусмотренным п.11 настоящей статьи, не влечет за собой ограничение прав пользователя радиочастотным спектром в отношении выделенной ему соответствующей полосы радиочастот, присвоенных (назначенных) радиочастот и радиочастотных каналов, и не влечет прекращения разрешения на использование радиочастотного спектра в отношении пользователя радиочастотным спектром и других субпользователей радиочастотным спектром, указанных в разрешении.»;
л) дополнить статью 24 пунктом 11.2 следующего содержания:
«11.2. Прекращение выданного пользователю радиочастотным спектром разрешения на использование радиочастоты или радиочастотного канала влечет за собой прекращение прав на использование данной радиочастоты или радиочастотного канала у всех указанных в разрешении субпользователей радиочастотным спектром.».

Президент
Российской Федерации


ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"» потребует внесения изменений в следующие  правовые акты:
1) Приказ Минкомсвязи России от 06.06.2011 № 129 «Об утверждении Правил применения базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиотелефонной связи. Часть VI. Правила применения оборудования систем базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта LTE»;
2) Приказ Минкомсвязи России от 17.02.2010 № 31 «Об утверждении Правил применения базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиотелефонной связи. Часть V. Правила применения оборудования систем базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта UMTS с частотным дуплексным разносом и частотно-кодовым разделением радиоканалов»;
3) Приказ Мининформсвязи России от 07.11.2007 № 127 «Об утверждении Правил применения базовых станций и ретрансляторов систем подвижной радиотелефонной связи. Часть IV. Правила применения подсистемы базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта IMT-MC-2000»;
4) Приказ Мининформсвязи России от 12.04.2007 № 45 «Об утверждении Правил применения базовых станций и ретрансляторов систем подвижной радиотелефонной связи. Часть II. Правила применения подсистем базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800»;
5) Приказ Мининформсвязи России от 28.11.2005 № 134 «Об утверждении Правил применения базовых станций и ретрансляторов систем подвижной радиотелефонной связи. Часть I. Правила применения подсистемы базовых станций сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта IMT-MC-450»;
6) Решение ГКРЧ при Минкомсвязи России от 20.12.2011 № 11-13-02 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"»


Изменения в Федеральный закон «О связи» (далее – Закон) предусматривают возникновение у операторов связи возможности полноценного совместного использования радиочастотного спектра, объединения полос радиочастот между операторами связи в целях улучшения качества предоставляемых услуг, временного использования операторами, которым выделены отдельные полосы радиочастот, в период проведения конверсионных работ или существования иных временных ограничений использования спектра. Для этих целей в Закон вносятся следующие концептуальные изменения:
1) Устанавливается отдельный правовой режим совместного использования спектра в виде многосубъектного использования радиочастотного спектра, подразумевающий одновременное присвоение (назначение) радиочастотного канала нескольким операторам (пользователю спектра, которому решением ГКРЧ выделена эта полоса, и субпользователям спектра).
2) Субпользователю спектра присвоение осуществляется на основании договора с пользователем спектра и соответствующего заявления пользователя, иных документов субпользователю не требуется.
3) Выдается одно разрешение на использование заявляемого радиочастотного канала (РИЧ) с указанием в нем всех операторов связи, которые могут использовать данный радиочастотный канал. РИЧ выдается в нескольких оригинальных экземплярах по количеству операторов связи, указанных в нем. В РИЧ также указывается оператор связи (пользователь или субпользователь), который будет являться фактическим владельцем РЭС – этим положением для регулятора определяется субъект для дальнейшего государственного радиоконтроля. Изменение РИЧ в части информации о перечне субпользователей и кто из операторов является владельцем РЭС осуществляется в обычном режиме внесения изменений. Все действия по получению, изменению и прекращению РИЧ осуществляются на основании заявления только пользователя.
4) Плату за радиочастотный спектр оплачивает только пользователь радиочастотным спектром.
5) Совместное использование спектра реализуется через совместное использование одного РЭС в составе нескольких сетей связи. Также предусмотрен механизм своего рода «передачи» спектра другому оператору. Это осуществляется также в правовом режиме многосубъектного использования спектра, но позволяет одному оператору собрать на одном своем РЭС полосы всех других операторов и использовать это РЭС только в своей сети.
6) Для того, чтобы институт совместного использования спектра использовался только для «объединения» полос, а не для его дальнейшей купли-продажи в Закон вносятся ограничения в части того, что совместное использование спектра может быть осуществлено только между операторами, имеющими аналогичные права на использование спектра в других полосах частот и аналогичные лицензии.
Предусмотренные Проектами правовые механизмы позволяют осуществить следующие модели организации сетей связи:
Оператор А имеет право на полосу радиочастот 1
Оператор Б имеет право на полосу радиочастот 2
Оператор В имеет право на полосу радиочастот 3
Оператор Г имеет право на полосу радиочастот 4
I. 1.1. Оператор А – владелец БС «А», использует БС «А» в своей сети
- получает РИЧ на канал в полосе 1 в качестве пользователя
- получает РИЧ на канал в полосе 2 в качестве субпользователя
- получает РИЧ на канал в полосе 3 в качестве субпользователя
- получает РИЧ на канал в полосе 4 в качестве субпользователя
На РЭС используются радиоканалы в 4 полосах радиочастот  (четыре РИЧ)
1.2. ОператорБ – не является владельцем БС «А», но использует БС «А» в своей сети в рамках совместного использования РЭС
- получает РИЧ на канал в полосе 1 в качестве субпользователя
- получает РИЧ на канал в полосе 2 в качестве пользователя
- получает РИЧ на канал в полосе 3 в качестве субпользователя
- получает РИЧ на канал в полосе 4 в качестве субпользователя
На РЭС используются радиоканалы в 4 полосах (четыре РИЧ)
Аналогичным образом Операторы В и Г получают РИЧ в отношении радиоканала в своей полосе в качестве субпользователей, в отношении радиоканалов чужих полос в качестве субпользователей, не являются владельцами РЭС, но используют его в своей сети связи.
II. 1.1. Оператор А – владелец БС «А», использует БС «А» в своей сети
- получает РИЧ на канал в полосе 1 в качестве пользователя
- получает РИЧ на канал в полосе 2 в качестве субпользователя
- получает РИЧ на канал в полосе 3 в качестве субпользователя
- получает РИЧ на канал в полосе 4 в качестве субпользователя
1.2. Оператор Б получает РИЧ в полосе 2 в качестве пользователя, но РЭС не регистрирует и не использует;
1.3. Оператор В получает РИЧ в полосе 3 в качестве пользователя, но РЭС не регистрирует и не использует;
1.4. Оператор Г получает РИЧ в полосе 4 в качестве пользователя, но РЭС не регистрирует и не использует.
В итоге БС, использующая 4 канала в четырех полосах радиочастот, эксплуатируется только в сети одного оператора А.
Для реализации представленных изменений в Закон «О связи» необходимо будет также внести соответствующие изменения в Решение Государственной комиссии по радиочастотам при Минкомсвязи России от 20 декабря 2011 г. № 11-13-02 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот» в части порядка присвоения радиочастот и в нормативно-правовые акты, регулирующие Правила применения базовых станций каждого из стандартов подвижной радиотелефонной связи в части возможности совместного использования РЭС одновременно в двух и более сетях связи.

ЧЛЕН СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

103426, Москва, Б. Дмитровка, 26

«13» ноября 2013 г.                        № 75-490/РГ

Председателю
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

С.Е. НАРЫШКИНУ

Уважаемый Сергей Евгеньевич!

В соответствии со статьей 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации направляю в адрес Государственной Думы ФС РФ в порядке законодательной инициативы проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"».

Приложения:
1. Текст законопроекта на 8 л. в 1 экз.
2. Пояснительная записка на 4 л. в 1 экз.
3. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона на 2 л. в 1 экз.
4. Финансово-экономическое обоснование на 1 л. в 1 экз.


Член
Совета Федерации                                     Р.У. Гаттаров

Шепилов
(495) 986-61-34

Исп. Хабиров Т.М.
692-80-53

Ошибка на сайте