Законопроект № 390232-6
Председателю Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей
Е. Б. МИЗУЛИНОЙ
На № вн. 3.6-6/882 от 25 ноября 2013 года
Уважаемая Елена Борисовна!
Рассмотрев проект федерального закона № 390232-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления приоритетного усыновления родственниками детей-сирот», внесенный депутатом Государственной Думы О.А. Ниловым, на предмет его соответствия требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы, сообщаем, что необходимость получения заключения Правительства Российской Федерации на представленный законопроект не усматривается, и он соответствует требования статьи 105 Регламента Государственной Думы
Исполняющий обязанности
начальника управления М.В. Деменков
Исполнители: А.В. Руденко, тел. 692-79-67, Е.В. Минакова, тел. 692-73-92
Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
В соответствии с частью третьей статьи 107 Регламента Государственной Думы вносим на рассмотрение Совета Государственной Думы проект федерального закона № 390232-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления приоритетного усыновления родственниками детей-сирот», внесенный депутатом Государственной Думы О.А.Ниловым.
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД 11 декабря 2013 года.
Приложения: на л. в 1 экз.
Председатель Комитета Е.Б.Мизулина
Исп. Позднякова Е.А. 8-495-692-36-38
проект
РЕШЕНИЕ
Совета Государственной Думы
от «___»_______________2013 г.
О проекте федерального закона № 390232-6
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления приоритетного усыновления родственниками детей-сирот»
внесен депутатом Государственной Думы О.А.Ниловым
Принято решение:
1. Назначить Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей ответственным по законопроекту.
2. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2014 года (апрель).
3. Направить законопроект Президенту Российской Федерации, в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную плату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения.
4. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей отзывов, предложений и замечаний до 27 января 2013 года.
5. Установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – апрель 2014 года.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
проект
О проекте федерального закона № 390232-6
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления приоритетного усыновления родственниками детей-сирот»,
внесен депутатом Государственной Думы О.А.Ниловым
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей р е ш и л:
1. Считать проект федерального закона № 390232-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления приоритетного усыновления родственниками детей-сирот», внесенный депутатом Государственной Думы О.А.Ниловым, соответствующим части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы.
2. Предложить Совету Государственной Думы принять следующее решение:
направить указанный проект федерального закона Президенту Российской Федерации, в комитеты и комиссии Государственной Думы, фракции в Государственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы;
назначить ответственным в работе над проектом федерального закона Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей;
отзывы, предложения и замечания направить в Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей до 27 января 2013 года;
Комитету Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей с учетом поступивших отзывов, предложений и замечаний подготовить указанный проект федерального закона к рассмотрению Государственной Думой;
включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2014 года (апрель).
3. Направить настоящее Решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.
Председатель Комитета Е.Б.Мизулина
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления приоритетного усыновления родственниками детей-сирот».
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления приоритетного усыновления родственниками детей-сирот» не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Вносится Депутатом Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Ниловым О.А.
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления приоритетного усыновления родственниками детей-сирот».
Статья 1
Внести в Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16) следующие изменения:
Пункт 3 статьи 127 изложить в следующей редакции:
«3. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка первой и второй степени родства при условии обязательного соблюдения требований пунктов 1 и 2 настоящей статьи, за исключением требований, указанных в абзаце 8 пункта 1 настоящей статьи и интересов усыновляемого ребенка.
При этом возможность усыновления ребенка лицами, не являющимися его родственниками первой и второй степени, возможно только после отказа в письменной форме каждого из родственников в желании усыновления ребенка.
Получение такого отказа не является обязательным в случае, если местонахождение родственника неизвестно, он признан безвестно отсутствующим, объявлен умершим либо получение отказа невозможно по иным объективным причинам.
В случае, когда родственник надлежащим образом был извещен о необходимости дачи такого отказа, но не дал отказ в течение 1 года с момента извещения, такой отказ в желании усыновления ребенка считается полученным.»
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014.
Президент
Российской Федерации
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления приоритетного усыновления родственниками детей-сирот».
Принятие проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления приоритетного усыновления родственниками детей-сирот» не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Пояснительная записка
к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления приоритетного усыновления родственниками детей-сирот».
Законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления приоритетного усыновления родственниками детей-сирот» предусматривается дополнить Семейный кодекс Российской Федерацией положением о том, что правом приоритетного усыновления детей-сирот обладают их родственники первой и второй степени. Более того, усыновление ребенка лицами, не являющимися такими родственниками, возможно только в случае наличия письменного отказа родственников первой и второй степени родства.
Законопроектом предусматриваются случаи, когда либо ввиду объективных обстоятельств, либо нежелания родственника ребенка каким-либо образом участвовать в процессе усыновления последнего, дача такого отказа является необязательной. Это и случаи, когда местонахождение родственника неизвестно, когда родственник был признан безвестно пропавшим или умершим, либо если родственник в течение года с момента уведомления о необходимости дачи отказа не дал его.
Такие положения обусловлены тем, что процесс воспитания и социализации детей в родственной среде будет проходить лучше, нежели среди посторонних людей.
Родственники, как правило, являются знакомыми для детей людьми, процесс привыкания к таким людям у детей будет проходить намного легче, дети будут расти в более привычной для них среде, что, безусловно, скажется на процессе их воспитания и поможет пережить детям более безболезненно утрату родителей.
Законопроект является первым шагом по реализации политики усыновления детей-сирот родственниками. В дальнейшем предполагается введение института ежемесячных выплат усыновившим ребенка родственникам в размере до 50 процентов от средней за последний год суммы, которая была предусмотрена на содержание ребенка в детском доме, школе-интернате, специальном учебно-воспитательном или ином детском учреждении, где такой ребенок содержался.
Комплекс таких норм является, безусловно, стимулирующим фактором в части устройства детей-сирот в семьи, носит социально-важное предназначение, направленное на увеличение количества детей, передаваемых в семьи родственников, которые по материальным причинам не могли раньше взять ребенка к себе на воспитание и содержание.