Законопроект № 390478-6
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального конституционного закона
«О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»
Законопроектом в судебную систему Российской Федерации вносятся изменения, не предусматривающие дополнительных расходов из федерального бюджета. Финансирование мероприятий, связанных с упразднением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и передачей его функций Верховному Суду Российской Федерации, образованному в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», а также Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, предполагается осуществить за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на финансовое обеспечение деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального конституционного закона
«О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»
Принятие Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» потребует принятия Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и изменения следующих актов федерального законодательства:
1. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
2. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 8 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».
Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 года № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» подлежит признанию утратившим силу.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального конституционного закона
«О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»
Разработка проекта федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (далее - законопроект) обусловлена объединением Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое предусмотрено проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».
Согласно предлагаемой новой редакции статьи 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Исходя из этого, в статье 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», регулирующей статус и полномочия Верховного Суда Российской Федерации, согласно законопроекту Верховный Суд Российской Федерации определяется в качестве высшего судебного органа по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с данным Федеральным конституционным законом. Устанавливается, что Верховный Суд Российской Федерации рассматривает гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Кроме того, определено, что Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Законопроектом предусматривается, что полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации будут устанавливаться отдельным федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.
В связи с тем что Верховный Суд Российской Федерации будет призван осуществлять судебный надзор за деятельностью как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов и не будет относиться к системе судов общей юрисдикции, законопроектом предусматривается внесение соответствующих изменений в положения статьи 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», устанавливающие перечень видов федеральных судов.
В связи с объединением Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в организацию деятельности судебной системы Российской Федерации также вносятся следующие изменения.
Дисциплинарное судебное присутствие, формировавшееся из судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, подлежит упразднению, а рассмотрение относящихся к его подсудности судебных дел передается в компетенцию Верховного Суда Российской Федерации.
Обеспечение деятельности как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов будет осуществляться Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон должен вступить в силу через шесть месяцев после вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».
Вносится Президентом
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»
Статья 1
Внести в Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 1, ст. 1; 2001, № 51, ст. 4825; 2003, № 27, ст. 2698; 2005, № 15, ст. 1274; 2011, № 50, ст. 7334) следующие изменения:
1) часть 3 статьи 4 изложить в следующей редакции:
«3. К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации;
верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.»;
2) в части 1 статьи 10 слова «Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, других» исключить;
3) часть 2 статьи 13 изложить в следующей редакции:
«2. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей, других судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов, арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов), арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.»;
4) в части 2 статьи 15 слова «Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с федеральным конституционным законом» заменить словами «Верховный Суд Российской Федерации»;
5) в части 1 статьи 17 слова «Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,» исключить;
6) статью 19 изложить в следующей редакции:
«Статья 19. Верховный Суд Российской Федерации
1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции,
а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
4. Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.
5. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.»;
7) статью 23 признать утратившей силу;
8) в статье 30:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
«1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.»;
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Обеспечение деятельности других судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.»;
в) часть 3 признать утратившей силу;
9) часть 1 статьи 31 изложить в следующей редакции:
«1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами, и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы.»;
10) в статье 33:
а) в части 3 слова «Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,» исключить;
б) в части 4 слова «Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,» исключить.
Статья 2
1. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу через шесть месяцев после вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона признать утратившими силу:
пункт 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 4 июля 2003 года № 3-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст. 2698);
пункт 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 6 декабря 2011 года № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7334).
Президент
Российской Федерации
22 ноября 3
б/н
О проекте федерального конституционного закона № 390478-6
«О внесении изменений в Федеральный конституционный закон
«О судебной системе Российской Федерации»
внесен Президентом Российской Федерации
Рассмотрев указанный проект федерального конституционного закона Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству решил:
1. Считать проект федерального конституционного закона № 390478-6 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» соответствующим части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы.
2. Предложить Совету Государственной Думы принять следующее решение:
назначить Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству ответственным по законопроекту;
включить указанный проект федерального конституционного закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2013 года (декабрь);
направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения;
установить срок представления в Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству отзывов, предложений и замечаний до 28 ноября 2013 года;
установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – декабрь 2013 года.
3. Направить настоящее Решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.
Члены Комитета
“За”
“Против”
Плигин Владимир Николаевич
Агеев Александр Александрович
Агузаров Тамерлан Кимович
Волков Юрий Николаевич
Вяткин Дмитрий Федорович
Гудков Дмитрий Геннадьевич
Курбанов Ризван Даниялович
Иванов Сергей Владимирович
Лебедев Игорь Владимирович
Лысаков Вячеслав Иванович
Поневежский Владимир Александрович
Соловьев Вадим Георгиевич
Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
В соответствии с частью третьей статьи 107 Регламента Государственной Думы вносим на рассмотрение Совета Государственной Думы (в опросном порядке) проект федерального конституционного закона № 390478-6 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» – внесен Президентом Российской Федерации.
Комитет считает, что указанный законопроект соответствует части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы и предлагает принять его к рассмотрению Государственной Думой.
Тематический блок – Государственное строительство и конституционные права граждан.
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД « » 2013 года.
Приложения: на л. в 1 экз.
Председатель Комитета
В.Н. Плигин