Законопроект № 391683-6
Проект
РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
О проекте федерального закона № 3916836
«О внесении изменений в Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации»,
внесенном П.В.Крашенинниковым, В.Н.Плигиным,
Р.М.Марданшиным, В.В.Пинским и другими.
(об уточнении порядка передачи на хранение вещественных
доказательств и порядка проведения оперативно-розыскных
мероприятий)
Принято решение:
1. Назначить Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ответственным по проекту федерального закона № 391683-6 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы П.В.Крашенинниковым, В.Н.Плигиным, Р.М.Марданшиным, В.В.Пинским, Д.Ф.Вяткиным, А.А.Ремезковым, В.А.Поневежским, В.В.Зубаревым, А.И.Скоробогатько, Р.Э.Гольдштейном, И.И.Квиткой, С.Ю.Теном, А.В.Кретовым.
2. Назначить Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции соисполнителем по указанному законопроекту.
3. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2014 года (январь).
4. Направить законопроект в комитеты Государственной Думы, Комиссию Государственной Думы по вопросам депутатской этики, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения;
5. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству отзывов, предложений и замечаний до 17 января 2014 года;
6. Установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении в январе 2014 года.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
О проекте федерального закона № 3916836
«О внесении изменений в Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации»
(об уточнении порядка передачи на хранение вещественных
доказательств и порядка проведения оперативно-розыскных
мероприятий)
Рассмотрев проект федерального закона № 391683-6 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы П.В.Крашенинниковым, В.Н.Плигиным, Р.М.Марданшиным, В.В.Пинским, Д.Ф.Вяткиным, А.А.Ремезковым, В.А.Поневежским, В.В.Зубаревым, А.И.Скоробогатько, Р.Э.Гольдштейном, И.И.Квиткой, С.Ю.Теном, А.В.Кретовым, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, решил:
1. Считать проект федерального закона № 391683-6 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» соответствующим части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы.
2. Предложить Совету Государственной Думы принять следующее решение:
назначить Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ответственным по указанному законопроекту;
назначить Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции соисполнителем по указанному законопроекту.
включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2014 года;
направить законопроект в комитеты Государственной Думы, Комиссию Государственной Думы по вопросам депутатской этики, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения;
установить срок представления в Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству отзывов, предложений и замечаний до 17 января 2014 года;
установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении в январе 2014 года.
3. Направить настоящее Решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.
Председатель Комитета П.В.Крашенинников
В Совет Государственной Думы
В соответствии с частью третьей статьи 107 Регламента Государственной Думы вносим на рассмотрение Совета Государственной Думы проект федерального закона № 391683-6 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы П.В.Крашенинниковым, В.Н.Плигиным, Р.М.Марданшиным, В.В.Пинским, Д.Ф.Вяткиным, А.А.Ремезковым, В.А.Поневежским, В.В.Зубаревым, А.И.Скоробогатько, Р.Э.Гольдштейном, И.И.Квиткой, С.Ю.Теном, А.В.Кретовым.
Комитет считает, что указанный законопроект соответствует части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы и предлагает принять его к рассмотрению Государственной Думой.
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД 17 декабря 2013 года.
Приложения: на 15 л.
Председатель Комитета П.В.Крашенинников
Исполнитель: С.Л. Ноятов ,
т. 8-495-692-88-19
Председателю Комитета
Государственной Думы
по гражданскому, уголовному,
арбитражному и процессуальному
законодательству
П.В.КРАШЕНИННИКОВУ
На № вн. 3.3-6/1266
от 26 ноября 2013 года
Уважаемый Павел Владимирович!
Рассмотрев проект федерального закона № 391683-6 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы П.В.Крашенинниковым, В.Н.Плигиным, Р.М.Марданшиным и другими, на предмет его соответствия требованиям части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункта «д» части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы, сообщаем, что необходимости получения на данный законопроект заключения Правительства Российской Федерации не усматривается.
Исполняющий обязанности
начальника управления М.В.Деменков
Исп. Дубровский А.А., тел.: 982-2181
Мельников В.В., 692-4962
Лескова О.А., 692-9471
Вносится депутатами Государственной Думы
П.В. Крашенинниковым,
В.Н. Плигиным,
Р.М. Марданшиным,
В.В. Пинским,
Д.Ф. Вяткиным,
А.А. Ремезковым,
В.А. Поневежским,
В.В. Зубаревым,
А.И. Скоробогатько,
Р.Э. Гольдштейном,
И.И. Квиткой,
С.Ю. Тен
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Статья 1
Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 24.12.2001, N 52 (ч.I), ст. 4921) следующие изменения:
1. Внести в статью 29 следующие изменения:
1) В пункте 10.1. части 2 слова "подпункте "в" пункта 1" заменить словами "подпункте "г" пункта 1"
2. Внести в статью 82 следующие изменения:
1) Дополнить пункт 1 части 2 подпунктом "а" следующего содержания:
"а) Передаются на хранение в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для хранения таких вещественных доказательств;"
2) Подпункты "а", "б" и "в" пункта 1 части 2 соответственно считать подпунктами "б", "в" и "г".
3) В подпункте "г" пункта 1 части 2 слова "подпунктами "а" и "б" заменить словами "предусмотренными подпунктами "а", "б" и "в".
4) В части четвертой слова "подпунктом "б" пункта 1" заменить словами "подпунктами "а" и "в" пункта 1".
5) В части 4.1 слова "подпунктом "в" пункта 1" заменить словами "подпунктом "г" пункта 1".
3. Внести в статью 165 следующие изменения:
1) Часть 2 после слов "указанного ходатайства" дополнить словами "за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1. настоящей статьи".
2) Часть 3.1 изложить в следующей редакции:
"3.1. При рассмотрении ходатайства о производстве следственных действий, касающихся реализации или уничтожения вещественных доказательств, указанных в подпункте "г" пункта 1, подпунктах "б" и "в" пункта 2 и пункте 3 части 2 статьи 82 настоящего Кодекса, в судебном заседании вправе также участвовать подозреваемый, обвиняемый, их защитники и (или) законные представители, собственники, владельцы вещественных доказательств. Указанные в настоящем пункте лица должны быть извещены о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за 5 суток до его начала".
Статья 2
1. Внести в статью 13 Федерального закона N3-ФЗ от 07.02.2011 "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 14.02.2011, N7, ст.900) следующие изменения:
1) Пункт 10 части 1 статьи 13 изложить в следующей редакции:
"проводить оперативно-розыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, сообщений, отдельных образцов сырья, материалов, продукции и товаров, необходимых для проведения исследований или экспертиз, предметов, а также вещей и веществ, изъятых из гражданского оборота, и находящихся у граждан без специального разрешения и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации; "
2) Пункт 17 части 1 статьи 13 изложить в следующей редакции:
"истребовать для проведения экспертиз по письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз; проводить исследования предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния; проводить экспертизу (исследование) изъятых у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения, и по результатам такой экспертизы (исследования) возвращать эти документы и вещи владельцам, либо приобщать их в качестве доказательств по делу, либо передавать по назначению в установленном порядке; "
Статья 3
1. Внести в статью 15 Федерального закона №144-ФЗ от 12.08.1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации 14.08.1995, N 33, ст. 3349) следующие изменения:
1) Абзацы первый и второй пункта 1 части первой статьи 15 изложить в следующей редакции:
2) "Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, сообщений, отдельных образцов сырья, материалов, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз, предметов, вещей и веществ, изъятых из гражданского оборота, и находящиеся у граждан без специального разрешения, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В случае изъятия документов, отдельных образцов сырья, материалов, продукции и товаров, необходимых для проведения исследований или экспертиз, предметов, вещей и веществ, изъятых из гражданского оборота при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации."
Президент
Российской Федерации В. Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности и Федеральный закон о полиции Российской Федерации"
Проектом Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и Федеральный закон "О полиции" предлагается детализировать статьи 29, 82, 165 УПК РФ, статью 13 Федерального закона "О полиции" и статью 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
В настоящее время п. "а" ч. 1 ст. 82 УПК РФ предоставляет следователям и дознавателям возможность произвольно принимать решение о передаче на хранение больших партий изъятой продукции и товаров любым юридическим и физическим лицам.
Предлагаемые изменения в статью 82 УПК РФ определяют Правительство РФ, в качестве органа регламентирующего процедуру передачи вещественных доказательств на хранение и соответственно лиц, имеющих право принимать на хранение большие партии товаров.
Действующая редакция статьи 165 УПК РФ предусматривает право подозреваемого, обвиняемого и их представителей участвовать в судебном разбирательстве только при рассмотрении ходатайства следователя о реализации или уничтожении этилового спирта, наркотических средств, ядовитых и опасных предметов, т.е. вещей, запрещенных к обращению или ограниченных в обороте.
При изъятии больших партий товара (продукции) статья 165 УПК РФ не предоставляет подозреваемому и обвиняемому, а так же собственнику и владельцу, которые могут быть отличны от лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, возможности защитить свои права на имущество в судебном процессе.
Согласно ч.1, 3 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Согласно ч.1 ст. 46 Конституции РФ "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод".
Конституционный суд РФ в определении № 97-О от 10.03.2005 г. и постановлении № 9-П от 16.07.2008 г., разъяснил, что решения об отчуждении (уничтожении, реализации) имущества, являющегося вещественными доказательствами, принимаются только судом и с участием собственника (владельца).
Таким образом, право собственности на имущество и его судебная защита является конституционным правом, при котором произвольное внесудебное лишение собственника (владельца) его имущества является нарушением Конституции РФ, поэтому УПК РФ должен быть приведен в соответствие с Конституцией РФ.
Кроме того, внесение изменений в части касающейся, участия указанных лиц в судебных разбирательствах, существенно снизит возможности применения произвольных решений сотрудников правоохранительных органов и судов.
Так же, исключается вероятность необоснованного уничтожения (реализации) изъятого имущества и необоснованного причинения ущерба собственнику (владельцу).
Внесение изменений в статью 29 УПК РФ продиктовано необходимостью согласовать ее с изменениями, вносимыми в статьи 82, 165 УПК РФ.
Кроме того, предлагается внести изменения в ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" для приведения этой нормы закона в соответствие с измененной редакцией пункта 10 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции".
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует финансовых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.