1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

2013

Законопроект № 396906-6

ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
в связи с принятием Федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» и в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения периода, за который  производятся  выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»


Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» и в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения периода, за который  производятся  выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, но потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.2002  №  510  «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное  жительство за пределы Российской Федерации».


ЧЛЕН  СОВЕТА  ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

103426, Москва, Б.Дмитровка, 26


Председателю Государственной
Думы Федерального Собрания                                                                                           Российской Федерации                                                            

С.Е. НАРЫШКИНУ



Уважаемый Сергей Евгеньевич!

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации вношу на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» и в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения периода, за который производятся выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации», разработанный мною в порядке реализации права законодательной инициативы члена Совета Федерации.

Приложение:
1.Проект федерального закона -  на  2  л.
2. Сопроводительные материалы - на 7  л.
3. Копия заключения Правительства Российской  Федерации - на  2  л.
4. Магнитный носитель.

В.А.НОВИКОВ                                                                     

Члену Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации

В.А.Новикову

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

На № 26-50/ВН от 25 июня 2013 г.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

на проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" и в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения периода, за который производятся выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу членом
Совета Федерации В.А.Новиковым

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", направленные на предоставление возможности лицам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации были назначены пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) и которые выехали на постоянное жительство за пределы Российской Федерации либо вернулись на постоянное жительство в Российскую Федерацию, получить в полном размере сумму трудовых пенсий, не полученных ими за время проживания за пределами Российской Федерации. Также законопроектом предлагается уравнять в правах на получение пенсии, не полученной своевременно, лиц, выехавших на постоянное жительство за пределы Российской Федерации до 1 июля 1993 г. или после этой даты, но не с территории Российской Федерации, с лицами, выехавшими на постоянное жительство за пределы Российской Федерации после 1 июля 1993 г.
Согласно Федеральному закону "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" лицам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации до 1 июля 1993 г. или после этой даты, но не с территории Российской Федерации, производится выплата пенсий, назначенных по законодательству Российской Федерации, но не ранее чем с 15 июня 1998 г. (даты вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 18-П, касающегося указанной категории пенсионеров).
В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) восстанавливается, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет, причем период прошедшего времени, за который пенсионеру могут быть выплачены начисленные суммы трудовой пенсии, ограничен тремя годами, предшествующими дню обращения за получением начисленной трудовой пенсии.
Также следует учитывать, что снятие трехлетнего ограничения на выплату пенсии для пенсионеров, выехавших (выезжавших) для постоянного проживания за пределы Российской Федерации, поставит данную категорию в преимущественное положение по сравнению с остальными категориями пенсионеров, которым такое право не предоставлено, что может повлечь обращение последних за аналогичной выплатой.
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация законопроекта потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета в размере 10 млрд. рублей. При этом законопроект не определяет источники и порядок исполнения расходных обязательств на его реализацию, что не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Проект федерального закона Правительство Российской Федерации не поддерживает.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации    С.Приходько


ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,
принятию, приостановлению, изменению или дополнению
в связи с принятием Федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» и в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения периода, за который  производятся  выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» и в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения периода, за который  производятся  выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»  потребует внесения  изменений  в федеральные законы  «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и  «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», а также  отражения дополнительных расходов на выплату пенсий указанной категории лиц при принятии федеральных законов «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и  «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Пояснительная записка

к проекту федерального закона  «О внесении изменений в Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» и в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения периода, за который  производятся  выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» и в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения периода, за который  производятся выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» разработан с целью предоставления возможности гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, в том числе при их возвращении на постоянное жительство в Российскую Федерацию, получить в полном размере сумму назначенной им трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), но не полученной ими за время проживания за пределами территории Российской Федерации.
В связи с жалобами ряда граждан Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 15 июня 1998 года № 18-П  признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3), статьи 2, 5 и 6 Закона Российской Федерации от 2 июля 1993 года № 5318-1 "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" в той мере, в какой ими допускается лишение пенсионеров права на получение назначенных им трудовых пенсий, если они выехали на постоянное жительство за границу до 1 июля 1993 года либо после этой даты, но не проживали непосредственно перед выездом на территории Российской Федерации.
Этим же постановлением Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что дискриминационный характер рассмотренных им положений данного Закона подтверждается и сложившейся практикой выплаты пенсий при возвращении граждан на постоянное жительство в Российскую Федерацию. В частности, гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации после 1 июля 1993 года, в соответствии со статьей 4 Закона выплачиваются в установленном порядке суммы назначенных, но не полученных ими в период проживания за границей пенсий в отличие от граждан, выехавших за границу до введения в действие Закона, которым пенсия выплачивается лишь с даты обращения с заявлением в органы социальной защиты после возвращения в Россию.
В своем постановлении Конституционный Суд Российской Федерации сделал вывод о том, что прекращение, как начисления, так и выплаты трудовых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, на время их проживания за границей является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Лишение гражданина права на получение назначенной ему трудовой пенсии в период постоянного проживания за пределами Российской Федерации не соответствует и статье 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах,
С учетом указанного постановления Конституционного Суда вышеупомянутый Закон Российской Федерации от 2 июля 1993 года был признан утратившим силу  принятым и действующим в настоящее время Федеральным законом от 6 марта 2001 года № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации».  
Действие указанного Федерального закона от 6 марта 2001 года (статья 5) распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства.
При этом, если выезд состоялся до 1 июля 1993 года или после этой даты, но не с территории Российской Федерации, выплата государственных пенсий производится не ранее чем с 15 июня 1998 года. Данное ограничение обусловлено тем, что вышеупомянутое постановление Конституционного Суда Российской Федерации  вступило в силу 15 июня 1998 года.
Проектом федерального закона предлагается исключить это ограничение и осуществлять выплату государственных пенсий  начиная с месяца, следующего за месяцем отъезда гражданина за пределы Российской Федерации, но не ранее чем со дня, до которого ему выплачена государственная пенсия в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) в российских рублях.
Федеральный закон    от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых  пенсиях в Российской Федерации» (пункт 4 статьи 24) предусматривает выплату указанной пенсии таким лицам не более чем за три года, предшествующие дню обращения за ее получением.
Проектом федерального закона предлагается снять и это ограничение, предусмотрев  выплату такой пенсии за все прошедшее время, предшествующее дню обращения лица за ее получением,   начиная с месяца, следующего за месяцем отъезда этого лица за пределы территории Российской Федерации, но не ранее чем со дня, до которого ему выплачена пенсия в рублях.
Внесение указанных изменений в пенсионное законодательство Российской Федерации позволит гарантировать конституционные права граждан на социальное обеспечение.
Принятие законопроекта  потребует увеличения  расходов из федерального бюджета  и  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
В связи с этим необходимо будет предусмотреть дополнительные расходы на указанные цели при внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014, 2015, 2016 годы и при утверждении федеральных законов о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год  и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Источником финансового обеспечения дополнительных расходов на вышеуказанные цели  законопроект определяет средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации,  а также  средства Фонда национального благосостояния на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в случае его образования в связи с исполнением данных расходных обязательств.

Вносится
членом Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации

В.А. Новиковым
Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» и в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения периода, за который производятся выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации

Статья 1
Внести в Федеральный закон от  6 марта 2001 года  № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 998)  следующее изменение:
в абзаце втором статьи 5 слова «не ранее чем с 15 июня 1998 года.» заменить словами «начиная с месяца, следующего за месяцем отъезда гражданина за пределы Российской Федерации, но не ранее чем со дня, до которого выплачена государственная пенсия в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) в российских рублях.».
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4920;  2009, № 30, ст. 3739; 2010, № 31, ст. 4196) следующее изменение:
в пункте 4 статьи 24 слова  «выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие дню обращения за получением указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости)» заменить словами «выплачиваются за все прошедшее время, предшествующее дню обращения за получением указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости),   начиная с месяца, следующего за месяцем отъезда этого лица за пределы территории Российской Федерации, но не ранее чем со дня, до которого выплачена пенсия в рублях».
Статья 3.
Определить средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве источника финансового обеспечения дополнительных расходов в связи с  выплатой пенсий  гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы  Российской Федерации, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Направить средства Фонда национального благосостояния на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в случае его образования в связи с исполнением данных расходных обязательств, в форме межбюджетных трансфертов в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.  
Статья 4
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения в части выплаты пенсий  гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, включая выехавших до 1 июля  1993 года, и имеющим ко дню выезда право на получение государственных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Президент  Российской Федерации
Финансово-экономическое обоснование

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» и в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения периода, за который  производятся  выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы   Российской Федерации»


Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» и в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения периода, за который  производятся  выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы   Российской Федерации»   потребует увеличения расходов из федерального бюджета  и  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с  выплатой пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
С учетом этого необходимо будет предусмотреть дополнительные расходы на указанные цели при внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014, 2015, 2016 годы и при утверждении федеральных законов о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год  и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Источником финансового обеспечения дополнительных расходов на вышеуказанные цели  законопроект определяет средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а также  средства Фонда национального благосостояния на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в случае его образования в связи с исполнением данных расходных обязательств.
По экспертной оценке  специалистов  Пенсионного фонда Российской Федерации (письмо от 30 марта 1999 г. № ЛЧ-02-02/2919, Л.И.Чижик)  расходы на выплату пенсий  лицам, заработавшим пенсию в Российской Федерации,  и  уехавшим за границу не с территории Российской Федерации, могли составить  200 - 300 млн. рублей.
Согласно расчетам Департамента экономики и формирования бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации (начальник Департамента А.К. Соловьев), произведенных тогда же  на основании данных Министерства труда и социального развития Российской Федерации о численности лиц пенсионного возраста, выехавших за границу с территории Российской Федерации за период с 01.01.1991 по 30.06.1993, дополнительные расходы на выплату им пенсий за 1998 и 1999 годы должны были составить  около 38 млн. рублей. Расчет был произведен с момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.1998 № 18-П, т.е. с 15.06.1998 и без учета перерасчета пенсии по индивидуальному коэффициенту пенсионеров.
По сообщению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  (письмо от 20 мая 2013 г. № 21-1/10/7-358, Статс – секретарь – заместитель Министра А.Н. Пудов)  Пенсионный фонд Российской Федерации статистическими данными по численности граждан, выехавших на постоянное место  жительства за пределы Российской Федерации, которым произведена выплата пенсии не за все время их проживания за рубежом, а также предполагаемых размерах дополнительных выплат им пенсий, не располагает.
Пенсионный фонд Российской Федерации  (письмо от 17 мая 2013 г. № СА-21-02/7424, заместитель Председателя Правления С.А. Афанасьев) сообщил, что статистический учет количества лиц, возвратившихся на постоянное место жительства в Россию и обратившихся по вопросу восстановления выплаты пенсий за определенный период, Фондом не ведется.
Отсутствие в настоящее время необходимых данных в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации и Пенсионном фонде Российской Федерации для расчета  суммы дополнительных средств, необходимых для выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, в соответствии с положениями проекта настоящего Федерального закона, не является убедительным основанием для нерешения этого вопроса.
Учитывая социальную значимость проблемы, предлагается предусмотреть выделение средств  на указанные цели ориентировочно в размере 10 млрд. рублей с последующим уточнением этой суммы по мере получения соответствующих данных.

Ошибка на сайте