Законопроект № 408724-6
Проект
О проекте федерального закона № 408724-6 "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е.Жуковского"
(внесен Правительством Российской Федерации)
1. Признать проект федерального закона № 408724-6 "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е.Жуковского" соответствующим требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы.
2. Обратиться в Совет Государственной Думы с предложением направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения по законопроекту.
3. Предложить назначить ответственным по указанному проекту федерального закона Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, в который направить отзывы, предложения и замечания до 24 января 2014 года.
4. Предложить назначить комитетом-соисполнителем Комитет Государственной Думы по промышленности.
5. Предложить включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на весеннюю сессию 2014 года (февраль).
Председатель Комитета В.А. Черешнев
Н.Я. Лидэ
692 8336
Проект
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА №________
ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
О проекте федерального закона № 408724-6 "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е.Жуковского"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Принято решение:
1. Направить указанный проект федерального закона в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения по законопроекту.
2. Назначить ответственным в работе над проектом федерального закона Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, в который направить до 24 января 2014 года отзывы, замечания и предложения.
3. Назначить комитетом-соисполнителем Комитет Государственной Думы по промышленности.
4 . Комитету Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям подготовить указанный законопроект к рассмотрению Государственной Думой в период весенней сессии 2014 года (февраль).
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
В Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям направляет проект федерального закона № 408724-6 "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е.Жуковского".
Проект федерального закона внесен Правительством Российской Федерации.
Приложения:
1. Проект федерального закона и материалы к нему.
2. Решение Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям по указанному законопроекту.
3. Решение Совета Государственной Думы (проект).
Материалы размещены в АСОЗД 18.12.2013 г.
Председатель Комитета В.А. Черешнев
Н.Я. Лидэ
692 8336
П Е Р Е Ч Е Н Ь
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е.Жуковского"
Подлежат принятию:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е.Жуковского".
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О полномочиях национального исследовательского центра "Институт имени Н.Е.Жуковского" и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по осуществлению прав собственника имущества унитарных предприятий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации".
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил осуществления национальным исследовательским центром "Институт имени Н.Е.Жуковского" функций и полномочий учредителя федеральных автономных учреждений по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации".
Принятие Федерального закона "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е.Жуковского" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия актов Президента Российской Федерации, иных актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е.Жуковского"
Проект федерального закона "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2011 г.
№ ВП-П7-6543.
Законопроект разработан в целях формирования технологической базы инновационной экономики, обеспечения научно-технологического прорыва в области реализации приоритетных направлений развития науки и технологий в Российской Федерации, создания правовых и организационных основ деятельности новых научных инновационных структур.
Законопроект разработан в соответствии с принципами и направлениями формирования эффективной национальной инновационной системы, изложенными в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, в соответствии с которыми предусматривается создание системообразующих научно-исследовательских организаций мирового уровня - национальных исследовательских центров.
Актуальность усиления государственного влияния на процессы
развития авиационной науки обусловлена необходимостью создания конкурентоспособных образцов авиационной техники, а также использования технологий авиастроения в интересах различных областей хозяйственной деятельности страны.
Предлагаемая форма управления авиационной наукой позволит реализовать прогрессивные принципы управления и финансирования создания научно-технического задела, основными из которых являются:
усиление координирующей и стимулирующей роли государства;
эффективная система долгосрочного планирования, предполагающая разработку плана деятельности Центра по развитию науки и технологий в авиастроении (далее - План);
концентрация усилий на прорывных и критических технологиях, значительно повышающих конкурентоспособность продукции;
опережающий характер создания научно-технического задела;
максимально возможная практическая значимость исследований, активная передача технологий в другие сегменты экономики и сферы деятельности.
Формирование Центра предполагается в два этапа.
На первом этапе планируется принятие федеральных законов "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е.Жуковского" и "О внесении изменений в статьи 2 и 9 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и статью 5 Федерального закона "Об автономных учреждениях" в связи с принятием Федерального закона "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е.Жуковского", а также распоряжений Правительства Российской Федерации о создании федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е.Жуковского" (далее - ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского") путем его учреждения и об утверждении перечня унитарных предприятий, в отношении которых ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского" будет осуществлять права собственника их имущества.
В состав Центра предполагается включить ведущие научно-исследовательские институты (государственные научных центры) авиационной промышленности Российской Федерации, которые специализируются на проведении исследований по базовым направлениям авиационной науки: ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е.Жуковского", ФГУП "Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А.Чаплыгина", ФГУП "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И.Баранова", ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем", ФКП "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем".
На втором этапе с целью повышения управляемости и оптимизации финансирования предполагается преобразование указанных унитарных предприятий в федеральные автономные учреждения, функции и полномочия учредителя которых будет осуществлять ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского".
Источниками финансирования Центра будут являться: федеральный бюджет (основная составляющая), доходы от выполнения работ (оказания услуг) на основе договоров на условиях государственно-частного партнерства, доходы от реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности).
ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского" будет осуществлять разработку проекта Плана, утверждаемого Правительством Российской Федерации, который станет нормативно-правовой основой, определяющей направления работ, объемы и порядок финансирования запланированных мероприятий.
Для конкретизации состава и ресурсного (финансового, материально-технического, кадрового) обеспечения работ по созданию научно-технического задела в интересах достижения целей и решения задач указанного Плана, будут формироваться комплексный план научно-исследовательских работ и комплексный план развития экспериментальной и полигонной базы.
Предусмотренные в составе Плана направления работ и оценки требуемого объема их финансирования служат основой для разработки и обоснованной корректировки подпрограммы "Авиационная наука и технологии" государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы". Утвержденные в составе данной государственной программы объемы финансирования (лимиты) по подпрограмме "Авиационная наука и технологии" являются директивными при реализации комплексных планов научно-исследовательских работ и развития экспериментальной и полигонной базы на среднесрочную перспективу.
Бюджетное финансирование ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского" и федеральных автономных учреждений в составе Центра будет осуществляться на основе сформированных и утвержденных государственных заданий на выполнение научно-исследовательских работ, развитие экспериментальной и полигонной базы, проведение экспериментальных разработок и других необходимых работ.
Принятие законопроекта создаст и обеспечит правовые условия эффективного функционирования Центра в качестве ключевого элемента национальной инновационной системы и позволит обеспечить:
эффективную координацию и управление созданием научно-технического задела в области авиационных технологий для решения общегосударственных задач;
проведение единой инновационной научно-технической и кадровой политики, ориентированной на организации как авиационной промышленности, так и других отраслей экономики;
объединение научно-исследовательского потенциала организаций государственного сектора авиационной науки и повышение его конкурентоспособности;
концентрацию ресурсов, направляемых на развитие и обеспечение деятельности в области авиационных технологий;
переход на новые технологии организации исследовательских и проектных работ в авиастроении;
сбалансированное развитие всех составляющих научно-технологического потенциала авиационной промышленности Российской Федерации;
вовлечение результатов исследований и разработок в хозяйственный оборот.
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О национальном исследовательском центре
"Институт имени Н.Е.Жуковского"
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения, правовые основы создания и деятельности национального исследовательского центра "Институт имени Н.Е.Жуковского" (далее - Центр).
Статья 2. Правовое положение Центра
1. Деятельность Центра регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также уставом Центра.
2. Центр создается в форме федерального государственного бюджетного учреждения.
3. От имени Российской Федерации полномочия учредителя Центра осуществляет Правительство Российской Федерации.
4. Имущество Центра является федеральной собственностью и принадлежит Центру на праве оперативного управления.
5. Правовой режим имущества и доходов Центра, а также порядок осуществления им деятельности, приносящей доходы, регулируется законодательством Российской Федерации.
Статья 3. Цели деятельности, функции и полномочия Центра
1. Целями деятельности Центра являются организация и проведение научно-исследовательских работ, создание новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренное внедрение в производство научных разработок, использование научных достижений в области авиастроения в интересах развития экономики Российской Федерации. Деятельность Центра направлена на расширение научно-технологического взаимодействия организаций авиационной промышленности и организаций других отраслей по созданию и использованию инноваций для повышения конкурентоспособности продукции и услуг российских организаций.
2. Центр для достижения установленных частью 1 настоящей статьи целей осуществляет следующие основные функции:
1) проведение научно-исследовательских работ, разработка и научное сопровождение внедрения новых технологий в области авиастроения;
2) подготовка предложений по координации научно-исследовательской, научно-технической и производственной деятельности организаций в интересах реализации крупных инновационных проектов в области авиастроения;
3) содействие развитию научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры авиационной промышленности;
4) участие в подготовке научных кадров по направлениям развития в области авиастроения;
5) оценка уровня исследований и разработок в области авиастроения, уровня технологического развития авиационной промышленности, эффективности научной деятельности;
6) прогнозирование научно-технологического развития Российской Федерации в области авиастроения;
7) участие в формировании государственной научно-технической политики развития авиационной промышленности;
8) участие в реализации проектов международного научно- технического сотрудничества в области авиастроения;
9) использование полученных научно-технических результатов в интересах развития других секторов экономики Российской Федерации.
3. Перечень приоритетных научно-технологических направлений деятельности Центра определяется в составе плана деятельности Центра по развитию науки и технологий в авиастроении.
4. Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в порядке и в объеме, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Центр утверждает уставы унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются Центром. Внесение изменений в уставы этих унитарных предприятий, в том числе утверждение уставов в новой редакции, осуществляется по решению Центра.
6. Центр вправе подготавливать предложения о создании автономного учреждения путем его учреждения, функции и полномочия учредителя которого от имени Российской Федерации будут осуществляться Центром, и представлять их федеральным органам исполнительной власти для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
7. Центр вправе принимать решение о создании автономного учреждения путем изменения типа государственного учреждения, функции и полномочия учредителя которого от имени Российской Федерации осуществляются Центром.
Статья 4. План деятельности Центра по развитию науки и технологий в авиастроении
1. Центр для достижения целей, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатывает проект плана деятельности Центра по развитию науки и технологий в авиастроении.
2. План деятельности Центра по развитию науки и технологий в авиастроении определяет целевые показатели, основные направления и задачи развития науки и технологий в авиастроении.
3. Проект плана деятельности Центра по развитию науки и технологий в авиастроении и вносимые в него изменения представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, для его рассмотрения и последующего
внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации в целях утверждения.
Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации как учредителя Центра
1. Правительство Российской Федерации:
1) утверждает устав Центра;
2) по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, назначает на должность и освобождает от должности председателя и других членов наблюдательного совета Центра, а также генерального директора Центра.
2. Осуществление отдельных функций и полномочий учредителя Центра и собственника его имущества может быть возложено Правительством Российской Федерации на другие федеральные органы исполнительной власти.
Статья 6. Органы Центра
1. Органами управления Центра являются наблюдательный совет Центра, генеральный директор Центра и правление Центра.
2. Компетенция органов управления Центра определяется его уставом.
3. Высшим органом управления Центра является его наблюдательный совет.
4. Члены наблюдательного совета Центра назначаются на должность сроком на пять лет и могут быть освобождены от должности досрочно Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов.
5. В состав наблюдательного совета Центра входят:
один представитель Президента Российской Федерации;
восемь представителей Правительства Российской Федерации;
один представитель Российской академии наук;
два представителя организаций оборонно-промышленного комплекса;
генеральный директор Центра, являющийся членом наблюдательного совета Центра по должности.
6. Наблюдательный совет Центра утверждает Программу совместной деятельности организаций, в отношении которых Центр
осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника их имущества, сроком на пять лет.
7. Генеральный директор Центра является его единоличным исполнительным органом и осуществляет руководство текущей деятельностью Центра.
8. Генеральный директор Центра назначается на должность на срок, не превышающий пяти лет, и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов.
9. Генеральный директор Центра не может быть председателем наблюдательного совета Центра.
10. Правление Центра является коллегиальным исполнительным органом. Председателем правления Центра является генеральный директор Центра.
11. Члены правления Центра назначаются на должность и освобождаются от должности наблюдательным советом Центра по представлению генерального директора Центра.
12. В Центре для научно-методического, информационно-аналитического и экспертного обеспечения его деятельности создается консультативный и совещательный орган - экспертный совет Центра.
13. Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Центра является ревизионная комиссия Центра.
14. Председатель и другие члены ревизионной комиссии Центра назначаются на должность наблюдательным советом Центра сроком на пять лет. Члены ревизионной комиссии Центра могут быть переназначены на данную должность неограниченное количество раз.
15. Члены ревизионной комиссии Центра не могут замещать должности в его органах управления.
Статья 7. Участие Центра в хозяйственных обществах
Центр с согласия собственника его имущества вправе выступать в качестве учредителя или участника хозяйственных обществ, функционирующих в сфере деятельности Центра. В этом случае в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ Центром могут вноситься денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления учредителем либо собственником его имущества), имущественные права, а также иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества.
Статья 8. Заключительные положения
Устав Центра утверждается в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент
Российской Федерации
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О национальном
исследовательском центре "Институт имени Н.Е.Жуковского"
Реализация федерального закона "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е.Жуковского" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
П Е Р Е Ч Е Н Ь
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е.Жуковского"
Подлежит принятию Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 2 и 9 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и статью 5 Федерального закона "Об автономных учреждениях" в связи с принятием Федерального закона "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е.Жуковского".
Принятие федерального закона "О национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е.Жуковского" не потребует внесения изменений, признания утратившими силу, приостановления иных федеральных законов.