Законопроект № 442788-6
Вносится Комитетом
Государственной Думы
по бюджету и налогам
Проект
РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
О проекте федерального закона № 442788-6
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации в части налогового стимулирования осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства регионов Дальневосточного федерального округа»
подготовлен к внесению депутатами Государственной Думы В.В.Жириновским, А.Н.Диденко, И.Н.Абрамовым, Р.В.Калюжным, В.С.Золочевским, Е.И.Анисимовым.
Принято решение:
1. Назначить Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам ответственным по законопроекту.
2. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2014 года (апрель).
3. Направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения.
4. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отзывов, предложений и замечаний до 25 марта 2014 года.
5. Установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – апрель 2014 г.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Проект
РЕШЕНИЕ
12 февраля 2014 года Протокол № 141
Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам по проекту федерального закона № 442788-6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогового стимулирования осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства регионов Дальневосточного федерального округа», внесенному депутатами Государственной Думы В.В.Жириновским, А.Н.Диденко, И.Н.Абрамовым, Р.В.Калюжным, В.С.Золочевским, Е.И.Анисимовым.
Рассмотрев проект федерального закона № 442788-6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогового стимулирования осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства регионов Дальневосточного федерального округа», Комитет по бюджету и налогам р е ш и л:
1. Считать указанный проект федерального закона соответствующим требованиям части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы.
2. Предложить Совету Государственной Думы направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения.
3. Предложить Совету Государственной Думы назначить Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам ответственным в работе над данным законопроектом, в который направить в срок до 25 марта 2014 г. отзывы, предложения и замечания.
4. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам с учетом поступивших отзывов, предложений и замечаний подготовить указанный проект федерального закона к рассмотрению Государственной Думой в период весенней сессии 2014 года (апрель).
Председатель Комитета А.М.Макаров
Совет Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Направляю для рассмотрения проект федерального закона № 442788-6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогового стимулирования осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства регионов Дальневосточного федерального округа», внесенный депутатами Государственной Думы В.В.Жириновским, А.Н.Диденко, И.Н.Абрамовым, Р.В.Калюжным, В.С.Золочевским, Е.И.Анисимовым.
Предлагаем назначить ответственным в работе над данным законопроектом Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.
.
Приложение: на л.
Председатель Комитета А.М.Макаров
исп. Круглова Н.В.
тел. 692-08-53
ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«22 » января 2014г.
№ 275п-П13
МОСКВА
Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации
На № ВВЖ-4/9/32665 от 14 ноября 2013 г.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
на проект федерального закона "О внесении изменений
в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
в части налогового стимулирования осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства регионов Дальневосточного федерального округа", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.В.Жириновским, А.Л.Диденко, И.Н.Абрамовым
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации Правительством Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается освободить от обложения налогом на добавленную стоимость инновационную деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, образованных и зарегистрированных в Республике Саха (Якутия), Приморском, Хабаровском и Камчатском краях, Амурской, Магаданской и Сахалинской областях, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе. Законопроектом также предлагается включить в состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, доходы от реализации товаров (работ, услуг), полученные указанными субъектами малого и среднего предпринимательства от осуществления инновационной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к объектам налогообложения по налогу на добавленную стоимость отнесены, в частности, операции по реализации и передаче товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления, а также ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
При этом предметом правового регулирования пункта 3 статьи 149 Кодекса является освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации конкретных операций, указанных в данном пункте, а не деятельности организаций. Инновационная деятельность не является объектом обложения налогом на добавленную стоимость и, следовательно, не может быть освобождена от обложения данным налогом.
Согласно подпункту 45 пункта 1 статьи 251 Кодекса в редакции законопроекта при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций предлагается не учитывать доходы в виде сумм доходов от реализации товаров (работ, услуг), полученных от осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, образованными и зарегистрированными в регионах Дальневосточного федерального округа. Однако законопроектом не предусмотрено внесение соответствующих изменений в статью 270 Кодекса в отношении расходов на реализацию указанных товаров (работ, услуг).
Таким образом, отнесение доходов, указанных в подпункте 45 пункта 1 статьи 251 Кодекса в редакции законопроекта, к доходам, не учитываемым для целей налогообложения, приведет к возможности невключения указанных доходов в налоговую базу с одновременным ее уменьшением на сумму расходов налогоплательщика на реализацию товаров (работ, услуг), связанных с осуществлением инновационной деятельности.
Кроме того, предоставление налоговых преференций на федеральном уровне приведет к сокращению доходов как федерального, так и региональных бюджетов и, как следствие, к необходимости их компенсации из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации С.Приходько
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятия
в связи с принятием Федерального закона
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогового стимулирования осуществления инновационной деятельности субъектами
малого и среднего предпринимательства
регионов Дальневосточного федерального округа»
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогового стимулирования осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства регионов Дальневосточного федерального округа» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Вносится депутатами
Государственной Думы
В.В.Жириновским, А.Н.Диденко,
И.Н.Абрамовым, Р.В.Калюжным,
В.С.Золочевским, Е.И.Анисимовым
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогового стимулирования осуществления инновационной деятельности субъектами
малого и среднего предпринимательства
регионов Дальневосточного федерального округа
Статья 1
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3027; 2003, № 1, ст. 6; № 28, ст. 2886; № 52, ст. 5030; 2004, № 34, ст. 3520; 2005, № 1, ст. 30; № 24, ст. 2312; № 30, ст. 3112; № 30, ст. 3130; № 52, ст. 5581; 2006, № 31, ст. 3436; № 45, ст. 4627, 4629; 2007, № 22, ст. 2563; № 31, ст. 3991, 4013; № 49, 6045; № 50, ст. 6245; 2008, № 48, ст. 5519; 2009, № 1, ст. 31; № 11, ст. 1265) следующие изменения:
1) пункт 3 статьи 149 дополнить подпунктом 35 следующего содержания:
«35) инновационная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, образованных и зарегистрированных в Республике Саха (Якутия), Камчатском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Магаданской и Сахалинской областях, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе.
Отнесение деятельности к инновационной определяется в соответствии с частью двенадцатой статьи 2 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Отнесение хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства определяется в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».»;
2) пункт 1 статьи 251 дополнить подпунктом 45 следующего содержания:
«45) в виде сумм доходов от реализации товаров (работ, услуг), полученных субъектами малого и среднего предпринимательства, образованных и зарегистрированных в Республике Саха (Якутия), Камчатском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Магаданской и Сахалинской областях, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе, от осуществления инновационной деятельности.
Отнесение деятельности к инновационной определяется в соответствии с частью двенадцатой статьи 2 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Отнесение хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства определяется в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2014 года.
Президент
Российской Федерации
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогового стимулирования осуществления инновационной деятельности субъектами
малого и среднего предпринимательства
регионов Дальневосточного федерального округа»
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогового стимулирования осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства регионов Дальневосточного федерального округа» не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет федерального бюджета или бюджетов субъектов России, однако повлечет выпадающие доходы из федерального бюджета и бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа.
Согласно данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2012 года поступило 9 912,6 млрд. рублей, из которых 4 653 млрд. рублей (43%) поступило в федеральный бюджет, и 5 259 млрд. рублей (53%) – в консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Согласно данным Межрегиональной инспекции ФНС России по Дальневосточному федеральному округу, за январь – ноябрь 2012 года по субъектам Российской Федерации Дальневосточного федерального округа объем поступлений по налогу на прибыль составил 113,7 млрд. рублей (1,15% от консолидированного бюджета РФ), из которых 102,33 млрд. рублей уплачено в консолидированные бюджеты субъектов ДФО (1,9% от консолидированных бюджетов субъектов РФ) и 11,37 млрд. рублей – в федеральный бюджет РФ (0,24% от федерального бюджета РФ), а по налогу на добавленную стоимость - 13 млрд. рублей (0,13% от консолидированного бюджета РФ или 0,28% от федерального бюджета).
По данным Федеральной службы государственной статистики России, опубликованным в Российском статистическом ежегоднике – 2012 г., на начало 2012 года на территории ДФО насчитывалось 185749 предприятий и организаций, из которых 93251 относятся к субъектам МСП. Согласно исследованию инновационной активности организаций в регионах Дальневосточного федерального округа, в среднем 6% субъектов МСП, то есть 5595 организаций, занимаются инновационной деятельностью. Это в свою очередь составляет 3% от общего количества предприятий и организаций ДФО.
Если предположить, что в перспективе на 2014 год количество инновационных малых и средних предприятий вырастит до 5%, а процентное соотношение налога на прибыль и НДС, поступающих в консолидированный бюджет из ДФО, сохранится на уровне 2012 года, то в 2014 году сокращение объема поступлений по налогу на прибыль составит 0,06% от консолидированного бюджета РФ, из которого 0,095% потеряют консолидированные бюджеты субъектов ДФО и 0,012% потеряет федеральный бюджет. По налогу на добавленную стоимость сокращение объема поступлений составит 0,0065% от консолидированного бюджета Российской Федерации или 0,014% от федерального бюджета.
Данные проценты, характеризующие выпадающие доходы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость, не потребуют компенсации из федерального бюджета или бюджетов субъектов в виду своей незначительности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации в части налогового стимулирования
осуществления инновационной деятельности субъектами
малого и среднего предпринимательства
регионов Дальневосточного федерального округа»
Каждый субъект Российской Федерации развивает различные отрасли, которые могут стать основой его конкурентоспособной экономики, и, как следствие, стратегическим двигателем развития экономики страны в целом. Однако для отдельных регионов ввиду различных политических, социальных, национальных или географических проблем требуется государственная поддержка в части создания условий для развития инвестиционно привлекательной и экономически стабильной среды.
Так, например, субъекты Дальневосточного федерального округа, к которым относятся Республика Саха (Якутия), Приморский, Хабаровский и Камчатский края, Амурская, Магаданская и Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, обладая большим экономическим потенциалом, являются самым депопулирующими регионами страны: за 1991—2010 годы демографические потери региона составили 1,8 млн. человек, или 22% населения. При этом площадь региона занимает около 36% территории России, на которой в настоящее время проживает около 6,3 млн. чел. (т.е. около 5% населения России).
Основными проблемами экономики Дальнего Востока является не только его удаленность от Европейской части России, суровые климатические условия, ограниченность дорожной инфраструктуры, недостаток энергоснабжения, сложный бюрократический механизм (решение практически всех вопросов через Москву), но и тот факт, что на его территории развиваются преимущественно добывающие отрасли промышленности – рыбная, лесная промышленность, добыча цветных металлов, на которые приходится более половины товарной продукции. Обрабатывающие же производства развиты крайне слабо, не говоря уже об инновационной деятельности.
Однако в современных экономических условиях достижение конкурентоспособности невозможно без инновационной составляющей и инновационных проектов, которые являются основой программы по модернизации экономики России и регионов. Анализ инновационного потенциала регионов Дальневосточного федерального округа показывает, что в первую группу регионов с большим инновационным потенциалом не входит ни один регион данного федерального округа, во вторую группу с достаточно высоким инновационным потенциалом входит Приморский край, в третью группу со средним инновационным потенциалом входит Хабаровский край и Магаданская область, которая при высоком финансовом потенциале для инновационного развития имеет однобокую его результативность, обусловленную моносырьевой специализацией. В четвертую же группу с низким инновационным потенциалом входят республика Саха (Якутия), Амурская область, Чукотский АО. Очевидно, что большинство регионов Дальневосточного федерального округа относится к пассивным зонам с низким инновационным потенциалом или его отсутствием.
Важно отметить, что примерно половину всех крупнейших технологических нововведений обеспечивает малый и средний инновационный бизнес. Апробация инновационной продукции происходит в основном на базе малых и средних предприятий, которая после успешного освоения поступает в серийное производство. Необходимость активного вовлечения в инновационный процесс предприятий малого и среднего бизнеса обуславливается тем, что их деятельность является локомотивом любой индустриально развитой экономики как региона, так и страны в целом. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики России, на конец 2012 года в ДФО функционировало 81887 микропредприятий, 10691 малое предприятие, 673 средних предприятия и 128000 индивидуальных предпринимателей, то есть всего в Дальневосточном федеральном округе в 2012 году насчитывалось около 221251 субъекта малого и среднего предпринимательства, что составляет 3,7% от почти 6 миллионов субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных в России на конец 2012 года. Таким образом, на примере Дальневосточного федерального округа прослеживается прямо пропорциональная зависимость инновационного потенциала от количества субъектов малого и среднего бизнеса: чем меньше в регионе субъектов МСП, тем ниже его инновационный потенциал.
Одним из непременных условий успешного развития малого и среднего инновационного предпринимательства является его государственная поддержка, включающая, прежде всего, предоставление налоговых льгот.
Данный законопроект направлен на совершенствование системы государственной поддержки малых и средних инновационных предприятий, осуществляющих свою деятельность в регионах Дальневосточного федерального округа. Законопроект предлагает установить льготы по двум федеральным налогам – на добавленную стоимость и на прибыль организаций. Выбор данных налогов обусловлен тем, что они являются вторым и третьим источниками средств федерального бюджета: по данным Федеральной налоговой службы России, в январе-ноябре 2012 – 36% федерального бюджета составил НДС, а налог на прибыль составил 7%, и таким образом представляют основную налоговую нагрузку.
В законопроекте предусмотрены следующие льготы:
- освобождение субъектов малого и среднего предпринимательства регионов Дальневосточного федерального округа от уплаты налога на добавленную стоимость товаров (работ, услуг) при осуществлении любых хозяйственных операций, в случае, если они осуществляют инновационную деятельность;
- освобождение от уплаты налога на прибыль субъектов малого и среднего предпринимательства в виде изъятия сумм доходов от реализации (товаров, работ, услуг), полученных ими от осуществления инновационной деятельности.
Законопроект не противоречит Налоговому Кодексу Российской Федерации в части признании всеобщности и равенства налогообложения. Согласно статье 56 Налогового Кодекса Российской Федерации отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотрено предоставление льгот по налогам и сборам, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Применение предложенного в законопроекте порядка налогообложения не усложнит учет доходов и расходов при реализации товаров с применением результатов интеллектуальной деятельности, поскольку он касается только субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства и будет основан на четко определенных характеристиках инновационной деятельности в Федеральном законе от 23 августа 1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Это позволит вести раздельный налоговый и бухгалтерский учет по доходам и расходам от осуществления инновационной деятельности.
Принятие законопроекта позволит создать эффективную систему государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что будет способствовать росту их инновационной активности, увеличению экспорта от реализации высокотехнологичной продукции, повышению доли регионов Дальневосточного федерального округа на внутреннем и внешнем рынках наукоемкой продукции (реализуя Концепцию долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года), а также улучшению инвестиционного климата Дальневосточного федерального округа, привлечению активов из других регионов, созданию новых рабочих мест и снижению социальной напряженности в регионах данного федерального округа.