1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

2014

Законопроект № 480288-6

Председателю Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству

И.Н. РУДЕНСКОМУ

На № вн. 3.8-6/406 от 31 марта 2014 года

Уважаемый Игорь Николаевич!

Правовое управление, рассмотрев проект федерального закона № 480288-6 «О государственной монополии на производство табачной продукции на территории Российской Федерации», внесенный депутатом Государственной Думы О.А.Ниловым, на его соответствие требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункта «д» части первой статьи 105 Регламента Государственной Думы, сообщает, что необходимость получения на данный законопроект заключения Правительства Российской Федерации не усматривается.


Заместитель начальника управления                        Г.А.Мартьянов

Исп.: Рахметов М.А., 692-71-87.
Пояснительная записка
К проекту Федерального закона
«О государственной монополии на производство табачной продукции на территории Российской Федерации».

Проектом Федерального закона «О государственной монополии на производство табачной продукции на территории Российской Федерации» устанавливается государственная монополия Российской Федерации на производство на территории России табачной продукции государственными предприятиями.
Под государственными предприятиями в целях применения Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» подразумеваются государственные корпорации, государственные компании, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные общества и товарищества с преобладающей долей (вкладом) государства в уставном капитале.
Также законопроектом устанавливаются ограничения по обороту табачной продукции на территории Российской Федерации.
Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели – участники правоотношений, на которых распространяется действие Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», не являющиеся организациями, осуществляющими производство табачной продукции в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, – не имеют права осуществлять оборот табачной продукции, произведенной иными организациями кроме указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона (за исключением импорта).
Примеры государственной монополии  на производство табачной продукции существуют в мировом законодательстве и уже дают положительные плоды – это и понижение уровня смертности, и приток средств в государственный бюджет. Так, яркими примерами стран, в которых действует государственная монополия на производство табака, являются Италия, Япония, Китай.
Необходимость введения данного законопроекта на территории России обусловлена высоким уровнем курения в России и смертности от него. По оценке Министерства здравоохранения Российской Федерации, в России от болезней, связанных с курением (как правило, от раковых и сердечно-сосудистых заболеваний), ежегодно преждевременно умирает около 350 тыс. человек. Таким образом, вышеуказанные меры обусловлены необходимостью контроля качества продаваемой гражданам табачной продукции, поскольку на данный момент в условиях наличия множества частных предприятий осуществление такого контроля тяжело осуществимо и неэффективно.
Также, безусловно, государственная монополия на производство табачной продукции на территории Российской Федерации позволит существенно пополнить государственный бюджет за счет средств, вырученных от продажи произведенной табачной продукции.
В существующих мировых политических реалиях важнейшим мотивом введения данного законопроекта также является стремление предотвратить ситуацию, при которой производство, а значит и поступление на потребительские рынки табачной продукции может прекратиться в связи с возможными санкциями по приостановке деятельности иностранных табачных компаний, осуществляющих производство табачной продукции на территории Российской Федерации.
Учитывая подавляющий процент объема производимой табачной продукции иностранными компаниями (на долю всего четырех иностранных табачных компаний приходится более 92% российского табачного рынка), государственная монополия на производство табачной продукции в такой ситуации станет наилучшей альтернативой и наименее болезненным решением возможного дефицита табачной продукции.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона «О государственной монополии на производство табачной продукции на территории Российской Федерации».

Принятие проекта Федерального закона «О государственной монополии на производство табачной продукции на территории Российской Федерации» не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.

ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона «О государственной монополии на производство табачной продукции на территории Российской Федерации»

Принятие Федерального закона «О государственной монополии на производство табачной продукции на территории Российской Федерации»  потребует внесения следующих изменений в Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» («Российская газета» от 26 февраля 2013 г. N 41, Собрание законодательства Российской Федерации от 25 февраля 2013 г. N 8 ст. 721, «Парламентская газета» от 1-7 марта 2013 г. N 7):
изменения:
1) Изложить подпункт 6 пункта 1 статьи 2 в следующей редакции:
«6) табачные организации – государственные предприятия, осуществляющие производство табачной продукции на территории Российской Федерации, юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие оборот табачной продукции, либо организации, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированными лицами этих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами. В целях настоящего Федерального закона к табачным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие оборот табачной продукции.»;
2) Дополнить пункт 1 статьи 2 подпунктом «7» и изложить его в следующей редакции:
«Организации, осуществляющие производство табачной продукции (государственные предприятия) - государственные корпорации, государственные компании, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные общества и товарищества с преобладающей долей (вкладом) государства в уставном капитале.»;
3) Дополнить статьей «4.1» следующего содержания:
«Государственная монополия на производство и (или) оборот табачной продукции на территории Российской Федерации может вводиться федеральным законом.»
4) Дополнить статью 19 пунктом 9 следующего содержания:
«Юридические лица и индивидуальные предприниматели – участники правоотношений, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, не являющиеся организациями, осуществляющими производство табачной продукции в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, не имеют права осуществлять оборот табачной продукции, произведенной иными организациями, кроме указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона (за исключением импорта).»

Вносится Депутатом Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Ниловым О.А.

Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственной монополии на производство табачной продукции на территории Российской Федерации.
Статья 1.
Ввести с 1 января 2015 года на основании статьи 4.1 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» государственную монополию на производство табачной продукции на территории Российской Федерации.
Статья 2.
Установить, что с 1 января 2015 года:
Деятельность по производству табачной продукции на территории Российской Федерации осуществляется только государственными предприятиями. В целях применения настоящего Федерального закона под государственными предприятиями подразумеваются государственные корпорации, государственные компании, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные общества и товарищества с преобладающей долей (вкладом) государства в уставном капитале;
Оборот табачной продукции на территории Российской Федерации (в том числе импорт) могут осуществлять организации, являющиеся участниками правоотношений, на которых распространяется действие Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Статья 3.
Правительству Российской Федерации в течение 2014 года принять решения и осуществить меры, направленные на введение с 1 января 2015 года государственной монополии на производство табачной продукции на территории Российской Федерации.
Статья 4.
Установить, что с 1 января 2015 года Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» применяется в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, с учетом порядка производства и оборота табачной продукции, установленного законодательством Российской Федерации.

Статья 2.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года.


Президент
Российской Федерации

Ошибка на сайте