1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
2014

Законопроект № 501490-6

Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

В соответствии с частью третьей статьи 107 Регламента Государственной Думы вносим на рассмотрение Совета Государственной Думы проект федерального закона № 5014906 «О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (о введении численного значения квоты иностранного капитала в совокупном капитале кредитных организаций, действующих на территории Российской Федерации) – внесен Правительством Российской Федерации.
Комитет считает, что указанный законопроект соответствует части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы и предлагает принять его к рассмотрению Государственной Думой.
Тематический блок – Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство.
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД 23 апреля 2014 года.

Приложения:   на       л.


Председатель Комитета
Н.В. Бурыкина

Проект


РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона № 5014906
«О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

(о введении численного значения квоты иностранного капитала в совокупном капитале кредитных организаций, действующих на территории Российской Федерации)

внесен Правительством Российской Федерации

Принято решение:
1. Назначить Комитет Государственной Думы по финансовому рынку ответственным по законопроекту.
2. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2014 года (июнь).
3. Направить законопроект в комитеты и комиссию Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения.
4. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отзывов, предложений и замечаний до 26 мая 2014 года.
5. Установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – июнь 2014 года.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской  Федерации


Проект


РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона № 5014906
«О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

(о введении численного значения квоты иностранного капитала в совокупном капитале кредитных организаций, действующих на территории Российской Федерации)

внесен Правительством Российской Федерации


Принято решение:
1. Назначить Комитет Государственной Думы по финансовому рынку ответственным по законопроекту.
2. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2014 года (июнь).
3. Направить законопроект в комитеты и комиссию Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения.
4. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отзывов, предложений и замечаний до 26 мая 2014 года.
5. Установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – июнь 2014 года.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской  Федерации

П Е Р Е Ч Е Н Ь

нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 18
Федерального закона "О банках и банковской деятельности"

Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений
в статьи 16 и 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"

Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений
в статьи 16 и 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.


Вносится Правительством Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона
"О банках и банковской деятельности"

Внести в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 492; 2006, № 19, ст. 2061; 2007, № 1, ст. 9; 2013, № 11, ст. 1076; № 27, ст. 3438) следующие изменения:
1) часть первую статьи 16 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7) наличие других оснований, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.";
2) статью 18 изложить в следующей редакции:

"Статья 18.    Дополнительные требования к созданию
и деятельности кредитных организаций
с иностранными инвестициями
(инвестициями нерезидентов)

Размер участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, рассчитывается как соотношение иностранных инвестиций нерезидентов в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, и совокупного уставного капитала указанных кредитных организаций.
В расчет инвестиций нерезидентов в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, не включаются иностранные инвестиции:
осуществленные в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, нерезидентами - юридическими лицами, находящимися под контролем резидентов Российской Федерации;
осуществленные имеющими лицензию на осуществление банковских операций дочерними кредитными организациями иностранных банков в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, а также все последующие инвестиции указанных организаций в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций;
осуществленные в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, до 1 января 2007 года;
осуществленные в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Банка России и государственных корпораций в которых составляет более
50 процентов и приватизация которых осуществлялась после 22 августа 2012 года;
составляющие 51 процент или более процентов акций (долей) уставного капитала кредитной организации, имеющей лицензию на осуществление банковских операций, осуществленные после 1 января 2007 года при условии нахождения указанных акций (долей) в собственности инвестора в течение 12 или более лет, если Банк России по истечении указанного срока не принял решение о продолжении включения указанных инвестиций в расчет и не опубликовал это решение. Порядок принятия Банком России указанного решения и его опубликования устанавливается Банком России.
Размер участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, рассчитывается Банком России в установленном им порядке по состоянию на 1 января каждого года.
Информация о размере участия иностранного капитала
в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, и показателях, использованных для его расчета, подлежит опубликованию
в официальном издании Банка России "Вестник Банка России", а также размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационой сети "Интернет" не позднее 15 февраля текущего года в порядке, установленном Банком России.
В целях настоящего Федерального закона под квотой понимается предельное значение размера участия иностранного капитала
в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, равное 50 процентам.
При достижении квоты Банк России осуществляет следующие меры в отношении иностранных инвестиций:
отказывает в регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и выдаче им лицензий на осуществление банковских операций;
налагает запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации, имеющей лицензию на осуществление банковских операций, за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей)
в пользу нерезидентов, если результатом указанных действий является превышение квоты.
Акции (доли) кредитных организаций, отчужденные (проданные)
с нарушением указанного запрета, не являются голосующими и
не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров (участников) кредитной организации в течение периода действия такого запрета. В случае совершения сделки (сделок) по отчуждению (приобретению) акций (долей) кредитной организации с нарушением указанного запрета Банк России подает иск о признании соответствующей сделки (сделок) недействительной.
Меры, предусмотренные частью шестой настоящей статьи,
не применяются в отношении иностранных инвестиций, указанных
в абзацах втором и третьем части второй настоящей статьи. Меры, предусмотренные абзацем третьим части шестой настоящей статьи,
не применяются в отношении иностранных инвестиций, направляемых
в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию
на осуществление банковских операций, определяемых в соответствии
с нормативными актами Банка России на основе международных соглашений Российской Федерации.
Банк России прекращает применение указанных в части шестой настоящей статьи мер в случае, если размер участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, составит менее 50 процентов.
Банк России обязан раскрыть информацию о применении мер, предусмотренных частью шестой настоящей статьи, причинах применения мер, прекращении применения таких мер в официальном издании Банка России "Вестник Банка России", а также на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационой сети "Интернет".
Порядок применения и прекращения применения мер, указанных
в части шестой настоящей статьи, и порядок раскрытия информации
о применении, причинах применения, а также о прекращении применения этих мер устанавливаются нормативными актами Банка России.
Если иное не предусмотрено международными соглашениями Российской Федерации, Банк России вправе по согласованию
с Правительством Российской Федерации устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности.
Банк России имеет право устанавливать в порядке, установленном Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями относительно порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций.".

Президент
Российской Федерации



П Е Р Е Ч Е Н Ь

федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 18
Федерального закона "О банках и банковской деятельности"


Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений
в статьи 16 и 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"


В соответствии с обязательствами по доступу на рынок банковских услуг, принятыми Российской Федерацией при вступлении во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО), предусмотрена возможность введения квоты на участие иностранного капитала в российской банковской системе
в размере 50 процентов с учетом отдельно определенных в процессе переговоров условий, отмеченных в Докладе рабочей группы о присоединении Российской Федерации к ВТО.
В настоящее время ведутся переговоры о вступлении Российской Федерации в Организацию экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР). Принцип транспарентности ОЭСР требует от Российской Федерации прозрачности внутреннего законодательства, его публичной доступности и соответствия правоприменительной практики законодательству. Соблюдение указанного принципа является необходимым условием для вступления Российской Федерации в ОЭСР, что предусматривает отражение в законе принятых Российской Федерацией обязательств по присоединению к ВТО
в отношении квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации в размере 50 процентов.
Возможность установления квоты участия иностранного капитала
в банковской системе Российской Федерации установлена статьей 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". В соответствии
с данной статьей квота участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации устанавливается федеральным законом по предложению Правительства Российской Федерации, согласованному с Банком России, и рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций
с иностранными инвестициями, к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
На практике возможность введения квоты не была реализована.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в соответствии
с условиями, определенными в ходе переговоров по присоединению России
к ВТО, устанавливается квота иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, действующих на территории Российской Федерации, в размере 50 процентов, определяется перечень инвестиций, которые не будут включаться в расчет квоты, а также порядок действий Банка России в случае ее превышения.
Принятие данного федерального закона будет способствовать приведению российского банковского законодательства в соответствие
с обязательствами по доступу на рынок банковских услуг, принятыми Российской Федерацией при присоединении к ВТО, а также содействовать обеспечению соблюдения принципа транспарентности ОЭСР и вступлению Российской Федерации в данную организацию.

Ошибка на сайте