1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

2014

Законопроект № 502263-6

Проект

РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона  № 502263-6
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

(об усилении ответственности за отдельные правонарушения в области защиты прав потребителей)

внесен депутатами Государственной Думы
В.Ф.Шрейдером, С.Г.Каргиновым


Принято решение:
1. Назначить Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству ответственным по данному законопроекту, а соисполнителем - Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
2. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2014 года (июнь).
3. Направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения.
4. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству отзывов, предложений и замечаний до 16 июня 2014 года.
5. Установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – июнь 2014 года.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской  Федерации


Председателю Комитета Государственной Думы
по конституционному законодательству и государственному строительству

В.Н. ПЛИГИНУ



На № вн 3.1-6/1110 от 29 апреля 2014 г.



Уважаемый Владимир Николаевич!


Рассмотрев проект федерального закона № 502263-6 «О внесении изменений
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы В.Ф. Шрейдером
и С.Г. Каргиновым, на предмет его соответствия требованиям части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункта «д» части первой статьи 105 Регламента Государственной Думы, сообщаем, что необходимости получения на данный законопроект заключения Правительства Российской Федерации не усматривается.


Исполняющий обязанности
заместителя начальника управления                                      Ю.В. Сапожникова


Исполнитель: Е.В. Минакова, тел. 692-73-92

12       мая

О проекте федерального закона № 502263-6
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов
Российской Федерации»

(об усилении ответственности за отдельные правонарушения в области защиты прав потребителей)
- внесен депутатами Государственной Думы В.Ф.Шрейдером, С.Г.Каргиновым

Рассмотрев указанный проект федерального закона Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству решил:
1. Считать проект федерального закона № 502263-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» соответствующим части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы.
2. Предложить Совету Государственной Думы принять следующее решение:
назначить Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству ответственным по законопроекту, а соисполнителем - Комитет Государственной Думы по  экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству;
включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2014 года (июнь);
направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения;
установить срок представления в Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству отзывов, предложений и замечаний до 16 июня 2014 года;
установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – июнь  2014 года.
3. Направить настоящее Решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.

Председатель Комитета
В.Н. Плигин


Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
В соответствии с частью третьей статьи 107 Регламента Государственной Думы вносим на рассмотрение Совета Государственной Думы проект федерального закона №  502263-6 «О внесении изменений в Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (об усилении ответственности за отдельные правонарушения в области защиты прав потребителей), внесенный депутатами Государственной Думы В.Ф.Шрейдером и С.Г.Каргиновым.
Комитет считает, что указанный законопроект соответствует части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы и предлагает принять его к рассмотрению Государственной Думой.
Тематический блок – Государственное строительство и конституционные права граждан.
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД      мая  2014 года.
Приложения:   на    л. в 1 экз.


Председатель Комитета
В.Н.Плигин

Зверева О.М. 692-94-10


ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов
Российской Федерации».


Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов
Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - проект) разработан в целях защиты прав потребителей и повышения административной ответственности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на потребительском рынке.
Необходимость дальнейшего совершенствования мер по защите прав потребителей отражена в Перечне поручений Президента Российской Федерации от 8 марта 2010 г. № Пр-586 (пункт 2) и в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2025 года, принятой Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации в апреле 2011 года.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает в настоящее время несколько составов административных правонарушений, объективную сторону которых образуют противоправные деяния (бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
При этом правоприменительная практика выявила несовершенство соответствующих норм КоАП РФ, приводящее к ущемлению прав и законных интересов не только потребителей, но и субъектов предпринимательской деятельности (продавцов, исполнителей).
В частности, часть 1 статьи 14.5 КоАП РФ и часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ устанавливают административное наказание за схожие действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, связанные с несоблюдением права потребителя на информацию, закрепленного положениями статьи 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон «О защите прав потребителей»).
Действующая редакция статьи 14.7 КоАП имеет устаревшее содержание, и не соответствует основополагающим принципам, установленным статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также общей концепцией Закона «О защите прав потребителей», предусматривающей гражданско-правовой порядок защиты прав граждан как потребителей, и связанных с неблагоприятными имущественными последствиями, обозначенных в статье 14.7 КоАП РФ как «обмеривание, обвешивание, обсчет».
Аналогичный характер имеет и норма части 3 статьи 14.8 КоАП РФ, не имеющая правовой корреспонденции с положениями Закона «О защите прав потребителей», так как право потребителя на получение законных льгот и преимуществ предусматривалось в свое время лишь в изначальной редакции  Закона «О защите прав потребителей» и было выведено из правового поля в 1996 году Федеральным законом от 9.01.1996г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях».
В то же время КоАП РФ не содержит норм, устанавливающих ответственность за нарушение запретов, установленных Законом «О защите прав потребителей», в частности, положениями статьи 16.
На практике, применение части 2 статьи 14.8 КоАП РФ выявило проблему, связанную с отсутствием (применительно к договорным отношениям) установленной законом дефиниции понятия «включение».
Однако, гражданское законодательство подразумевает следующие стадии совершения сделок: заключение, исполнение, прекращение, а также изменение и расторжение договора. Под «включением в договор» может  иметься в виду не только стадия заключения, но и исполнения договора.
Данное обстоятельство нашло отражение и в судебной практике. В частности, в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о залоге» понятие «включение в договор» (статья 349 ГК РФ) трактуется как «содержание» условия в договоре (то есть «включение условия в договор» распространяется на все время действия договора).
Между тем, такая эластичность норм гражданского законодательства не приемлема для законодательства об административных правонарушениях, особо выделяющего длящиеся административные правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Равнозначная связь понятия «включение» (часть 2 статьи 14.8 КоАП РФ) как с глаголом несовершенного вида «включать», так и с глаголом совершенного вида «включить» приводит к правовой неопределенности, неоднозначности определения длящегося характера действия (бездействия) возможного субъекта административной ответственности (в контексте пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Что же касается статьи 14.15 КоАП, то ее содержание указывает на очевидный пробел в законодательстве об административных правонарушениях, «игнорирующего» в своей действующей редакции существование многочисленных правил оказания услуг (выполнения работ), изданных Правительством Российской Федерации в рамках установленных полномочий в области защиты прав потребителей. В частности, такие полномочия устанавливаются пунктом 2 статьи 1 Закона «О защите прав потребителей».
Кроме того, часть 1 статьи 14.15, статья 14.7, статья 14.15 КоАП РФ предусматривают административное наказание для физических лиц, в то же время как по Закону «О защите прав потребителей» субъектом правоотношений с участием потребителей и, соответственно, обязанной стороной обязательства и объектом соответствующей ответственности может быть только юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель. При этом все части статьи 14.8 КоАП РФ никогда не рассматривали физическое лицо в качестве возможного субъекта административной ответственности за нарушение прав потребителей и это свидетельствует об изначальном отсутствии унифицированного подхода к применению соответствующих мер за нарушения в данной области.
Однако, все перечисленные статьи КоАП предусматривают столь малый размер наказания в виде административного штрафа или даже безденежное наказание в виде предупреждения (часть 1 статьи 14.5, часть 1 статьи 14.8 и статья 14.15 КоАП РФ), что такое «экономическое стимулирование» к соблюдению закона (данные виды административного наказания не обладают пресекательным действием), как правило, никак не сказывается на дальнейшем поведении субъекта ответственности ввиду его малозначительности  по сравнению с получаемой хозяйствующим субъектом прибылью от противоправной деятельности на потребительском рынке.
Указанное обстоятельство особенно актуально для рынка финансовых услуг с его характерной трансрегиональной организационной структурой, когда реальная хозяйственная деятельность осуществляется вне места регистрации юридического лица.
Это касается, например, кредитных организаций и страховщиков, часто имеющих, помимо филиалов и представительств, не предусмотренную статьей 55 ГК РФ систему разнообразных «внутренних структурных подразделений» (дополнительных офисов, «административных пунктов», расчетно-кассовых центров и т.д.), через которые фактически и осуществляется предпринимательская деятельность, а также использующих услуги разного рода посредников.  Указанные обстоятельства существенно увеличивают прибыли исполнителей услуг от противоправной деятельности в отношении потребителей, одновременно приводя к затруднению правильной идентификации субъекта ответственности  (вплоть до невозможности установить виновное лицо).
Все это в совокупности приводит к минимизации эффективности административной ответственности как одного из средств государственного управления в области защиты прав потребителей, в том числе  на финансовом рынке (в рассматриваемом случае - рынок финансовых услуг как сектор потребительского рынка).
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения в действующие нормы КоАП направлены на решение обозначенных проблем.
В частности, проект унифицирует административные наказания за правонарушения, связанные с защитой прав потребителей, как по кругу субъектов ответственности (в соответствии с положениями Закона «О защите прав потребителей» соответствующая ответственность может быть возложена только на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей), так и по видам наказаний (с учетом социальной значимости защиты прав потребителей из их числа исключаются предупреждения, а административные штрафы повышаются в пределах  их допустимого размера в соответствии с положениями части 1 статьи 3.5 КоАП).
Частичное дублирование положений части 1 статьи 14.5 и части 1 статьи 14.8 КоАП РФ устраняется посредством объединения в единый состав части 1 статьи 14.8 КоАП РФ. При этом правоприменение статьи 14.5 КоАП РФ будет относиться к исключительным полномочиям налоговых органов, для чего вносятся соответствующие изменения в часть 1 статьи 23.5 и часть 1 статьи 23.49 КоАП РФ.
Обозначенные выше пробелы правового регулирования восполняются изменением положений части 3 статьи 14.8 КоАП. В редакции, предлагаемой проектом, данная статья (помимо сохраняющейся возможности наступления административной ответственности за непредоставление потребителю преимуществ, установленных законом) устанавливает меры административного воздействия за нарушение запретов, прямо установленных положениями Закона «О защите прав потребителей», и дополнением статьи 14.15 КоАП РФ указанием на правила оказания услуг (выполнения работ) потребителям, что имеет наиболее важное значение для сферы финансовых услуг в контексте проводимой Правительством Российской Федерации работы в целях реализации мер дополнительной защиты прав потребителей финансовых услуг.
Предлагаемое Проектом изменение статьи 14.7 КоАП РФ решает также проблему возложения ответственности за производственный брак определенной категории (в частности, несоответствие упакованного изготовителем товара маркировке) на продавца. Новая редакция допускает возложение соответствующей ответственности на изготовителя, а если товар изготовлен за пределами Российской Федерации, то на импортера. При этом сохраняется ответственность исполнителей услуг за введение потребителей в заблуждение, на практике означающее невозможность или объективное затруднение в понимании потребителем последствий заключаемой сделки.
Прямое указание на стадию исполнения договора в предлагаемой Проектом редакции части 2 статьи 14.8 КоАП РФ устраняет сомнения в длящемся характере соответствующего административного правонарушения, тем самым позволяя существенно повысить уровень правовой защищенности граждан как потребителей, прежде всего, в сфере оказания финансовых услуг, особенно с учетом имеющейся массовой  практики исполнителей финансовых услуг заключать договоры с потребителями не в виде единого документа, подписанного сторонами, а любыми другими способами, часто вводящими потребителей в заблуждение относительно понимания последствий заключаемых ими сделок (в частности, через размещенные в сети Интернет, произвольно изменяемые исполнителями услуг типовые правила и т.д.).
Принятие данного федерального закона будет способствовать обеспечению реализации прав граждан, закрепленных Законом «О защите прав потребителей», и позволит повысить административную ответственность продавцов, исполнителей, изготовителей, импортеров за соблюдение требований федерального законодательства, регулирующего правоотношения с участием потребителей.
Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование административного законодательства и оптимизацию функций государственного управления в сфере защиты прав потребителей.
Проект

Вносится депутатом
Государственной Думы

В.Ф. Шрейдером


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях и о признании
утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

Статья 1
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2003, № 50, ст. 4847; 2007, № 16, ст. 1825; № 26, ст. 3089; 2009, № 23, ст. 2776; № 29, ст. 3599; 2010, № 1, ст. 1; № 31, ст. 4208, 4198) следующие изменения:

1) статью 14.5 изложить в следующей редакции:
«Статья 14.5. Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники
Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.»;
2) статью 14.7 изложить в следующей редакции:
«Статья 14.7. Введение потребителей в заблуждение и иной обман потребителей
Введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества или количества товара (работы, услуги) и (или) иной обман потребителей изготовителями (импортерами, исполнителями), за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.»;

3) статью 14.8 изложить в следующей редакции:
«Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей
1. Нарушение права потребителя на своевременное получение необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах), обеспечивающей возможность их правильного выбора, об изготовителе (исполнителе, продавце), о режиме его работы, а также иной информации, обязательность предоставления потребителям которой установлена законом или в установленном им порядке,-
влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.»;
2. Заключение и (или) исполнение договора с условием, ущемляющим права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
3. Совершение действий в отношении потребителя, если такие действия (бездействие) запрещены законом, а также непредоставление потребителю преимуществ, установленных законом,  -
влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.»;
4) статью 14.15 изложить в следующей редакции:
«Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг
Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг -
влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.».
5) часть 1 статьи 23.5 изложить в следующей редакции:
«1. Налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.5, 15.1, 15.2, 19.7.6 настоящего Кодекса.»;
6) в части 1 статьи 23.49 слова «частью 1 статьи 14.5,» исключить.

Статья 2
Признать утратившими силу:
1)  пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 9 апреля 2007 года № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 16, ст. 1825);
2) пункты 265, 267, 268, 275 статьи 1 Федерального закона от 22 июня 2007 года № 116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 26, ст. 3089);
3) пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 23, ст. 2776);
4) статью 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении  контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 29, ст. 3599);
5) пункты 30, 31, 32 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 239-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4208).


Президент
Российской Федерации

Ошибка на сайте