1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Информационный юридический центр MosLegist

Законопроект № 773987-6

В Совет Государственной Думы

В соответствии с частью третьей статьи 107 Регламента Государственной Думы вносим на рассмотрение Совета Государственной Думы проект федерального закона  №  773987-6  «О внесении изменений  в    Уголовно-процессуальный   кодекс  Российской   Федерации  в части правового статуса начальника органа дознания», внесенный Правительством Российской Федерации.
Комитет считает, что указанный законопроект соответствует части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы и предлагает принять его к рассмотрению Государственной Думой.
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД  28 апреля 2015 года.

Приложения:   на 25 листов.

Председатель Комитета                                                         П.В.Крашенинников                                                                                                                                                                        


Исполнитель: С.Л.Ноятов,
т. 8-495-692-88-19


Проект



РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ


О проекте федерального закона № 7739876  
«О внесении изменений в  Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации в части правового статуса
начальника органа дознания», внесенном Правительством
Российской Федерации


Принято решение:

1. Назначить Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ответственным по проекту федерального закона №  773987-6  «О внесении изменений  в    Уголовно-процессуальный   кодекс  Российской   Федерации  в части правового статуса начальника органа дознания», внесенному Правительством Российской Федерации.
2. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2015 года (июнь).
3. Направить  законопроект  в  комитеты и  комиссию  Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,  Правительство   Российской  Федерации,  Счетную палату Российской Федерации, Общественную  палату Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации для  подготовки  отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление  Аппарата  Государственной  Думы  для  подготовки  заключения.
4. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству отзывов, предложений и замечаний до 11 июня 2015 года.
5. Установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении  в июне 2015 года.


Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской  Федерации


О проекте федерального закона № 7739876  
«О внесении изменений в  Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации в части правового статуса
начальника органа дознания»


Рассмотрев проект федерального закона №  773987-6  «О внесении изменений  в    Уголовно-процессуальный   кодекс  Российской   Федерации  в части правового статуса начальника органа дознания», внесенный  Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству,  решил:
1. Считать проект федерального закона № 773987-6  «О внесении изменений  в    Уголовно-процессуальный   кодекс  Российской   Федерации  в части правового статуса начальника органа дознания» соответствующим части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы.
2. Предложить Совету Государственной Думы принять следующее решение:
назначить Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ответственным по указанному законопроекту;
включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2015 года (июнь);
направить законопроект в комитеты и  Комиссию Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения;
установить срок представления в Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству отзывов, предложений и замечаний до 11 июня 2015 года;
установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении  в июне 2015 года.
3. Направить настоящее Решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.

Председатель Комитета                                                         П.В.Крашенинников 


П Е Р Е Ч Е Н Ь

нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового статуса начальника органа дознания"


Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового статуса начальника органа дознания" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона "О внесении изменений
в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
в части правового статуса начальника органа дознания"


Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений
в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового статуса начальника органа дознания" не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и его реализация не требует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
в части правового статуса начальника органа дознания"


Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового статуса начальника органа дознания" разработан в целях урегулирования положений уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, определяющих статус начальника органа дознания как участника уголовного судопроизводства, а также реализации насущных потребностей правоприменительной практики.
Законопроектом предлагается дополнить главу 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) статьей 402 (Начальник органа дознания), определяющей правовой статус и полномочия начальника органа дознания как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения, предусмотрев наделение его в отдельных случаях полномочиями начальника подразделения дознания.
Необходимость данных нововведений обусловлена следующим.
В соответствии с пунктом 58 статьи 5 УПК участниками уголовного судопроизводства являются лица, принимающие участие в уголовном процессе, к которым главами 5 - 8 УПК отнесены, в том числе следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель.
Анализ положений УПК свидетельствует, что начальник органа дознания обладает значительными процессуальными полномочиями, например, давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий (пункт 17 статьи 5 УПК), продлевать срок проверки сообщения о преступлении (часть третья статьи 144 УПК), утверждать обвинительный акт и обвинительное постановление (часть четвертая статьи 225, часть вторая
статьи 2267 УПК) и принимает непосредственное участие в уголовном преследовании.
В то же время в перечне лиц, указанных в главе 6 (Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения) УПК, начальник органа дознания не предусмотрен, что не соответствует его статусу и полномочиям.
Кроме того, в отличие от других участников уголовного судопроизводства, его полномочия не систематизированы, а закреплены
в различных статьях, что в определенной степени затрудняет их применение.
Согласно нормам УПК контрольными функциями за производством дознания наделены начальник органа дознания и начальник подразделения дознания, при этом их полномочия существенно различаются как по объему, так и по содержанию.
Начальник подразделения дознания наделен правами только по отношению к дознавателям подразделений дознания, тогда как полномочия начальника органа дознания распространяются на всех сотрудников органа дознания, осуществляющих процессуальную деятельность. При этом, начальник органа дознания не наделен рядом важных процессуальных полномочий, имеющихся у начальника подразделения дознания (изымать уголовное дело у одного дознавателя и передавать его другому дознавателю, отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу, вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела).
Начальник органа дознания, обладая правом поручить производство дознания по уголовному делу и утвердить обвинительный акт, не имеет полномочий по организации расследования уголовного дела и возможности реагировать на необоснованные решения дознавателя, в том числе
о приостановлении и прекращении уголовного дела, что в итоге не позволяет ему в полной мере обеспечить эффективность работы органа дознания.
Начальник подразделения дознания, в свою очередь, не вправе реализовать процессуальные полномочия в отношении дознавателей, уполномоченных начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания (не являющихся сотрудниками подразделения дознания).
Таким образом, в настоящее время УПК не в полной мере урегулированы вопросы организации и контроля процессуальной деятельности дознавателей, уполномоченных начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания.
В этой связи законопроектом предлагается наделить начальника органа дознания правами начальника подразделения дознания по отношению
к уполномоченным им дознавателям.
Введение предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 249 "Об утверждении Типового положения
о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации" должности заместителя руководителя территориального органа - начальника полиции (с учетом Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 "Вопросы организации полиции") организационно обособило полицию в составе территориального органа внутренних дел и одновременно возложило на указанное должностное лицо полномочия начальника органа дознания и заместителя руководителя органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, ранее реализуемые соответственно тремя или двумя заместителями начальника территориального органа. При этом заместители начальника полиции по оперативной работе и по охране общественного порядка, осуществляющие руководство полицией по соответствующим направлениям деятельности, полномочиями начальника органа дознания не обладают, что создает определенные трудности в правоприменительной практике.
В связи с этим в предлагаемой законопроектом статьей 402 УПК предусмотрено возложение на указанных заместителей начальника полиции полномочий начальника органа дознания. Данная позиция сформулирована
в официальном отзыве Правительства Российской Федерации на проект федерального закона № 611332-5 "О внесении изменения в статью 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" от 27 февраля 2012 г. № 771п-П4.
Редакция пункта 17 статьи 5 УПК, определяющая понятие "начальник органа дознания", не позволяет в полной мере конкретизировать лицо, таковым являющееся. Фактически к числу начальников органа дознания можно отнести любое должностное лицо органа дознания. Кроме того, в указанную норму включены положения о заместителе начальника органа дознания, процессуальный статус и полномочия которого УПК не предусмотрены.
В этой связи законопроектом предлагается изложить пункт 17 статьи 5 УПК в новой редакции.
В целях обеспечения единообразного способа реализации полномочий начальника органа дознания, а также исключения положений о заместителе начальника органа дознания законопроектом вносятся изменения в часть первую статьи 41 УПК, согласно которым полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.
Частью второй статьи 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" к органам, принимающим решение об осуществлении государственной защиты, отнесен начальник органа дознания. В то же время в перечне лиц, принимающих в соответствии с частью третьей статьи 11 УПК меры безопасности к указанным лицам, начальник органа дознания отсутствует.
Для устранения указанного пробела законопроектом в данную норму УПК вносятся соответствующие дополнения.
Согласно части первой статьи 155 УПК при вынесении постановления
о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела дознаватель направляет их для принятия решения в порядке статей 144 и 145 УПК прокурору. Однако прокурор полномочиями по разрешению сообщения о преступлении не обладает. В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в часть первую статьи 155 УПК, предусмотрев направление указанных материалов начальнику органа дознания.
Кроме того, для урегулирования отдельных вопросов законопроектом предусматривается корректировка части девятой статьи 166 УПК, определяющей порядок оформления протокола следственного действия при необходимости обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, в части согласования с начальником органа дознания решения дознавателя не приводить в протоколе данные о личности защищаемого лица.
Одновременно с внесением в статьи 5, 7, 11, 19, 29, 37, 61, 62, 67, 72, 125, 139, 155, 166 УПК соответствующих изменений, связанных с полномочиями начальника органа дознания и их реализацией, предлагается уточнить
в перечисленных нормах полномочия других участников уголовного судопроизводства (суда, прокурора, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя), определенных в настоящее время
не в полном объеме.
Так, Федеральным законом от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" УПК дополнен статьей 401, устанавливающей правовой статус и полномочия начальника подразделения дознания. Однако, корреспондирующие изменения в положения УПК, связанные с реализацией его прав, не внесены.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
П Е Р Е Ч Е Н Ь

федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового статуса начальника органа дознания"


Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового статуса начальника органа дознания" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Вносится Правительством Российской Федерации

Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части правового статуса начальника
органа дознания

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2002, № 22, ст. 2027; 2003, № 27, ст. 2706; № 50, ст. 4847; 2006, № 3, ст. 277; № 28, ст. 2975; 2007, № 24, ст. 2830, 2833; № 31, ст. 4011; 2008, № 49, ст. 5724; 2009, № 11, ст. 1267; № 26, ст. 3139; 2010, № 18, ст. 2145; № 30, ст. 3989, 4003; 2011, № 1, ст. 16, 45; № 7, ст. 901; 2012, № 10, ст. 1165; № 24, ст. 3068, 3070; 2013, № 9, ст. 875; № 27, ст. 3458; № 30, ст. 4053; № 52, ст. 6997; 2014, № 6, ст. 554, 558; № 30, ст. 4274) следующие изменения:
1) в статье 5:
а) пункт 17 изложить в следующей редакции:
"17) начальник органа дознания - должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель;";
б) пункт 25 изложить в следующей редакции:
"25) постановление - любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично; решение, вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу; решение прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, дознавателя, вынесенное в ходе досудебного производства, за исключением обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления;";
в) пункт 411 после слова "прокурора" дополнить словами ", начальника органа дознания";
г) пункт 47 после слова "дознаватель," дополнить словами "орган дознания, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания,";
2) в статье 61:
а) в части третьей слова "начальника подразделения дознания, органа дознания" заменить словами "органа дознания, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания";
б) в части третьей1 слова "начальника подразделения дознания, органа дознания" заменить словами "органа дознания, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания";
3) в статье 7:
а) часть первую после слов "орган дознания" дополнить словами ", начальник подразделения дознания, начальник органа дознания";
б) часть четвертую после слова "следователя," дополнить словами "органа дознания, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания,";
4) часть третью статьи 11 после слов "орган дознания" дополнить словами ", начальник подразделения дознания, начальник органа дознания";
5) часть первую статьи 19 после слов "органа дознания" дополнить словами ", начальника подразделения дознания, начальника органа дознания";
6) часть третью статьи 29 после слов "органа дознания" дополнить словами ", начальника подразделения дознания, начальника органа дознания";
7) в пункте 6 части второй статьи 37 слова "постановления дознавателя" заменить словами "постановления органа дознания, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания
и дознавателя";
8) дополнить статьей 402 следующего содержания:
"Статья 402.     Начальник органа дознания

1. Начальник органа дознания уполномочен:
1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении
и участвовать в их проверке;
2) продлевать в порядке, установленном настоящим Кодексом, срок проверки сообщения о преступлении;
3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении
и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;
4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;
5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;
6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;
7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;
8) выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;
9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;
10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания настоящим Кодексом.
2. Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными статьей 401 настоящего Кодекса.
3. В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.";
9) в части первой статьи 41 слова "или его заместителем" заменить словами "путем дачи письменного поручения";
10) абзац первый части первой статьи 61 после слова "следователь," дополнить словами "начальник подразделения дознания, начальник органа дознания,";
11) часть первую статьи 62 после слова "следователь," дополнить словами "начальник подразделения дознания, начальник органа дознания,";
12) в статье 67:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 67.    Отвод следователя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, дознавателя";

б) часть первую после слов "а решение об отводе" дополнить словами "начальника подразделения дознания, начальника органа дознания и";
в) часть вторую после слова "следователя," дополнить словами "начальника подразделения дознания, начальника органа дознания,";
13) в части первой статьи 72:
а) пункт 1 после слова "следователя," дополнить словами "начальника подразделения дознания, начальника органа дознания,";
б) пункт 2 после слова "следователя," дополнить словами "начальника подразделения дознания, начальника органа дознания,";
14) часть первую статьи 123 после слов "начальника подразделения дознания," дополнить словами "начальника органа дознания,";
15) в статье 125:
а) часть первую изложить в следующей редакции:
"1. Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) органа дознания, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй - шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на решения и действия (бездействие) указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.";
б) часть вторую после слова "дознавателя," дополнить словами "орган дознания, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания,";
в) часть третью после слова "дознавателя," дополнить словами "органа дознания, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания,";
г) часть седьмую после слова "дознаватель," дополнить словами "начальник подразделения дознания, начальник органа дознания,";
16) статью 139 после слов "органа дознания," дополнить словами "начальника подразделения дознания, начальника органа дознания,";
17) в части первой статьи 155 слово "прокурору" заменить словами "начальнику органа дознания";
18) часть девятую статьи 166 изложить в следующей редакции:
"9. При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь, дознаватель вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия начальника органа дознания выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается, приобщается к уголовному делу и хранится при нем в условиях, исключающих возможность ознакомления с ним иных участников уголовного судопроизводства. В случаях, не терпящих отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя, дознавателя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия соответственно руководителя следственного органа или начальника органа дознания. В этом случае постановление следователя передается руководителю следственного органа, а постановление дознавателя - начальнику органа дознания для проверки его законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.".

Президент
Российской Федерации