1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Информационный юридический центр MosLegist

Законопроект № 781271-6

Проект

РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона № 7812716 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации"

(в части совершенствования контроля за деятельностью религиозных организаций)
внесен Правительством Российской Федерации

Принято решение:
1. Назначить Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций ответственным по законопроекту.
2. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2015 года (июнь).
3. Направить законопроект в комитеты и комиссию Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения.
4. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций отзывов, предложений и замечаний до 12 июня 2015 года.
5. Установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – июнь 2015 года.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации

Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации


В соответствии с частью третьей статьи 107 Регламента Государственной Думы вносим на рассмотрение Совета Государственной Думы проект федерального закона № 7812716 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования контроля за деятельностью религиозных организаций) – внесен Правительством Российской Федерации.
Комитет считает, что указанный законопроект соответствует части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы и предлагает принять его к рассмотрению Государственной Думой.
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД 6 мая 2015 года.
Приложение:  ___  л. в 1 экз.


Председатель Комитета
Я.Е.Нилов


Исп. Циулина С.А.
тел.8-495-692-56-55

Проект


РЕШЕНИЕ КОМИТЕТА


6     мая           2015     года
Протокол   № 87

О проекте федерального закона № 781271-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иные законодательные акты Российской Федерации»

(в части совершенствования контроля за деятельностью религиозных организаций)

внесен Правительством Российской Федерации


Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций решил:
1. Считать проект федерального закона № 781271-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иные законодательные акты Российской Федерации» соответствующим части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы.
2. Предложить Совету Государственной Думы принять следующее решение:
назначить Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций ответственным по законопроекту;
включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной  Думы  в  период весенней сессии 2015 года (июнь);
направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения;
установить срок представления в Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций отзывов, предложений и замечаний до 12 июня 2015 года;
установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении –  июнь 2015 года.
3. Направить настоящее Решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.


Председатель Комитета


Я.Е.Нилов


1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации".
2. Назначить статс-секретаря - заместителя Министра юстиции Российской Федерации Любимова Юрия Сергеевича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации".


Председатель Правительства
Российской Федерации    Д.Медведев

П Е Р Е Ч Е Н Ь

федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон
"О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации"


Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.


П Е Р Е Ч Е Н Ь

нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации"


Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - федеральный закон) потребует издания Министерством юстиции Российской Федерации приказа
об определении форм и сроков представления документов, указанных
в пунктах 2 и 3 новой статьи 25 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", а также порядка и сроков их размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Издание указанного акта предполагается в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Принятие федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации"

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 22 мая 2014 г. № Пр-1139 о проработке особого механизма контроля
за финансово-хозяйственной деятельностью религиозных организаций, позволяющего своевременно выявлять и реагировать на факты причастности религиозных организаций к экстремистской и террористической деятельности, а также на иные нарушения религиозными организациями законодательства Российской Федерации.
При подготовке законопроекта за основу приняты применяемые в настоящее время формы и методы контроля за деятельностью некоммерческих организаций, однако предмет контроля скорректирован с учетом поставленной в поручении Президента Российской Федерации задачи.
Законопроектом предлагается дифференцировать предмет проверок деятельности религиозных организаций в зависимости от получения ими иностранного финансирования и закрепить право Минюста России и его территориальных органов проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций при наличии в деятельности религиозных организаций признаков экстремизма (терроризма) либо иных нарушений законодательства Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить, что плановые проверки деятельности религиозных организаций будут проводиться в целях контроля
за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, в том числе своих уставов относительно целей и порядка деятельности. При этом, если религиозная организация получает иностранное финансирование или необходимо установление наличия либо отсутствия в деятельности религиозной организации признаков экстремизма (терроризма), иных нарушений законодательства Российской Федерации, проверке также будет подвергаться финансово-хозяйственная деятельность религиозной организации.
Кроме того, религиозные организации, имевшие поступления денежных средств и иного имущества от иностранных и международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, будут представлять в Минюст России и его территориальные органы формализованную информацию о своей деятельности, персональном составе руководящих органов и сведения об иностранном финансировании. Иные религиозные организации от обязанности по представлению отчетности освобождаются.
Законопроект сокращает число оснований для проведения внеплановых проверок с пяти до трех. Внеплановые проверки религиозных организаций предполагается проводить в случаях:
истечения срока устранения ранее выявленного нарушения, отраженного
в соответствующем предупреждении;
поступления в уполномоченный орган из государственных органов и органов местного самоуправления информации о наличии в деятельности религиозной организации признаков экстремизма или терроризма;
в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также на основании требования прокурора.
Законопроект также предусматривает внесение корреспондирующих изменений в федеральные законы от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ
"О некоммерческих организациях" и от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".


Вносится Правительством Российской Федерации

Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести
и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты
Российской Федерации

Статья 1
Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ
"О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465; 2000, № 14, ст. 1430; 2002, № 12, ст. 1093; № 30, ст. 3029; 2003, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 14 дополнить абзацем следующего содержания:
"неоднократное непредставление религиозной организацией
в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в установленный срок документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 251 настоящего Федерального закона, при наличии в деятельности религиозной организации других нарушений законодательства Российской Федерации.";
2) в статье 25:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением религиозными организациями законодательства Российской Федерации
о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных их уставами, при проведении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций.";
б) дополнить пунктами 3 - 6 следующего содержания:
"3. К отношениям, связанным с защитой прав религиозных организаций при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
4. В отношении религиозной организации федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
запрашивать у органов управления религиозной организации документы о деятельности религиозной организации, за исключением документов, содержащих сведения о финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации, которые могут быть получены
в соответствии с абзацами третьим и четвертым настоящего пункта;
запрашивать у органов управления религиозной организации документы, содержащие сведения о ее финансово-хозяйственной деятельности, в случае, если религиозная организация имела поступления денежных средств и иного имущества от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, и (или)
в случае, если от государственных органов, органов местного самоуправления поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма);
запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
направлять своих представителей для присутствия на проводимых религиозной организацией публичных мероприятиях по приглашению органов управления религиозной организации;
проводить проверки соответствия деятельности религиозной организации законодательству Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целям и порядку деятельности, предусмотренным ее уставом. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган и его должностные лица вправе проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации, в том числе в части поступления и (или) расходования благотворительных пожертвований и иных денежных средств, использования иного имущества, в случае, если религиозная организация имела поступления денежных средств и иного имущества от международных и иностранных организаций,   иностранных граждан и лиц без гражданства, и (или) в случае, если от государственных органов, органов местного самоуправления поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма);
в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях или совершения религиозной организацией действий, не соответствующих целям, предусмотренным ее уставом, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное религиозной организации, может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Основаниями для проведения внеплановой проверки религиозной организации являются:
истечение срока устранения нарушения, содержащегося
в предупреждении, ранее вынесенном религиозной организации федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом;
поступление в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма);
наличие приказа (распоряжения) руководителя федерального органа государственной регистрации или его территориального органа, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
6. Предварительное уведомление религиозной организации
о проведении внеплановой проверки в связи с наличием в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма) не допускается.";
3) дополнить статьей 251 следующего содержания:


"Статья 251.    Отчетность религиозной организации, получившей денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства

1. Религиозные организации, получившие денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от указанных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.
2. Религиозные организации, получившие в течение года  денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны представлять в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании).
3. Религиозные организации, получившие денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны ежегодно размещать
в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет в объеме сведений, представляемых в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган,
в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
4. Формы и сроки представления отчета, указанного в пункте 2 настоящей статьи, а также порядок и сроки его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи определяются федеральным органом государственной регистрации.".
Статья 2
В пункте 4 статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 2006, № 3, ст. 282; 2007, № 49, ст. 6039; 2010, № 19, ст. 2291; 2012, № 30, ст. 4172) слова "абзаца третьего пункта 1 статьи" исключить.
Статья 3
Часть 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2009, № 29, ст. 3601; № 52, ст. 6441; 2011, № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6728; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4041; № 52, ст. 6961, 6979, 6981; 2014, № 26, ст. 3366; № 30, ст. 4220, 4235; № 42, ст. 5615; № 48, ст. 6659; 2015, № 1, ст. 85) дополнить пунктом 36 следующего содержания:
"36) федеральный государственный надзор (контроль) за деятельностью религиозных организаций.".

Президент
Российской Федерации

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации"

Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.