1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Информационный юридический центр MosLegist

Законопроект № 792046-6

Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Направляю на рассмотрение Совета Государственной Думы проект федерального закона № 792046-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О добровольном декларировании физическим лицами имущества и счетов (вкладов) в банках», внесенный депутатом Государственной Думы А.М.Макаровым.
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД                .2015 года.

Приложения:   на      л. в 1 экз.



Председатель Комитета
А.М.Макаров

Кузнецова М.А. 692-75-96
Проект



РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона № 792046-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О добровольном декларировании физическим лицами имущества и счетов (вкладов) в банках»

внесен депутатом Государственной Думы А.М.Макаровым

Принято решение:
1. Назначить Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам ответственным по законопроекту.
2. Включить указанный проект федерального закона в проект порядка работы Государственной Думы на 20 мая 2015 года.
3. Направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения.
4. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отзывов, предложений и замечаний до 17.00 18 мая 2015 года.


Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

18 мая 2015 года
Протокол № 274

О проекте федерального закона № 792046-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О добровольном декларировании физическим лицами имущества и счетов (вкладов) в банках»

внесен депутатом Государственной Думы А.М.Макаровым


Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам решил:
1. Считать проект федерального закона № 792046-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О добровольном декларировании физическим лицами имущества и счетов (вкладов) в банках» соответствующим части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы.
2. Предложить Совету Государственной Думы принять следующее решение:
назначить Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам ответственным по законопроекту;
направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации,  а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения;
установить срок представления в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отзывов, предложений и замечаний до 17.00 18 мая 2015 года;
включить законопроект в проект порядка работы Государственной Думы на 20 мая 2015 г. для рассмотрения в первом чтении.
3. Направить настоящее Решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.

Председатель Комитета
А.М.Макаров

Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках»


Принятие Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.

Пояснительная записка к проекту федерального закона
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках»

Проект Федерального закона  подготовлен в связи с принятием федерального закона «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках» и направлен на создание условий обеспечения его реализации в сфере налоговых правоотношений посредством установления льгот и преференций в части налогообложения операций с указанным имуществом,  а также оснований непривлечения к налоговой ответственности в связи с приобретением (формирование источников приобретения), использованием или распоряжением задекларированными имуществом и (или) банковскими счетами (вкладами).
Так,  предлагается исключить возможность формирования объектов налогообложения при передаче имущества, указанного в декларации, представленной налоговому органу в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках», номинальным владельцем его фактическому владельцу. Для решения этой задачи законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статьи 39 и 41 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), не признавая передачу имущества номинальным владельцем реализацией и получение такого имущества доходом фактического владельца.
Также предлагается исключить возможность взыскания налога в случае, если декларантом или иным лицом совершались операции при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом, счетами (вкладами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации и прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, представленных в налоговый орган, в результате которых таким декларантом или иным лицом была допущена неуплата или неполная уплата налогу. Также законопроектом предусмотрены гарантии в виде непривлечения указанных лиц к налоговой ответственности в перечисленных случаях. Это предусмотрено проектируемыми изменениями в статьи 45 и 109 части первой Кодекса.
Кроме того, законопроект предусматривает невозможность использования представленной физическим лицом декларации, а также сведений, содержащихся в такой декларации и прилагаемых к ней документах, в качестве основания для проведения камеральной и выездной налоговых проверок, а также проверки правильности применения цен в контролируемых сделках. Также предусмотрен запрет на использование указанной декларации и сведений в качестве доказательств при обосновании решений налоговых органов, вынесенных по результатам проверок. Это предусмотрено проектируемыми изменениями в статьи 88, 89, 101, 101.4 и 105.17 части первой Кодекса.
В-четвертых, законопроект предусматривает изменения в статью 102 части первой Кодекса, направленные на обеспечение строгого режима налоговой тайны как для самого факта представления физическим лицом специальной декларации, так и сведений, содержащихся в декларации и прилагаемых к ней документах. Такой режим не предполагает изъятий и исключений из общего режима, которые в настоящее время предполагается пунктом 1 статьи 102 части первой Кодекса для сведений, составляющих налоговую тайну.
В-пятых, предлагается установить путем внесения изменений в статью 78 части первой Кодекса, что тот факт, что лицо является номинальным владельцем имущества, сведения о котором содержатся в специальной декларации, а также передача такого имущества фактическому владельцу, не являются основанием для признания налогов, пени, штрафов уплаченных таким номинальным владельцем в отношении задекларированного имущества, излишне уплаченными.
Помимо этого, в целях создания налоговых стимулов для возврата зарубежных активов в Российскую Федерацию для формирования налоговой базы для бюджетов российской бюджетной системы законопроект предусматривает в качестве такого налогового стимула для ликвидации иностранных организаций или иных структур без образования юридического лица и возврата имущества в виде прямого владения российскими собственниками внести изменения в главу 23 Кодекса, согласно которым при ликвидации таких организаций в срок до 1 января 2017 года доход в виде ликвидационных дивидендов, причитающихся российскому налогоплательщику-акционеру, не подлежит налогообложению у этого налогоплательщика при их получении. При этом в случае дальнейшей реализации указанных активов налогообложению будет подлежать разница между доходами от их реализации и суммой этих ликвидационных дивидендов по данным учета ликвидированной организации.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона будет способствовать безусловной реализации положения Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года о предоставлении гарантий лицам, участвующим в программе добровольного декларирования.


Проект

Вносится депутатом Государственной Думы
А.М. Макаровым


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках»


Статья 1
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31; 1999, № 28, ст. 3487; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 22, ст. 2564; 2010, № 31, ст. 4198,                 № 48, ст. 6247, № 40, ст. 4969; 2011, № 30, ст. 4575, № 47, ст. 6611, № 49,            ст. 7014; 2012, № 27, ст. 3588; 2013, № 30, ст. 4081, № 26, ст. 3207, № 40,               ст. 5037; 2014, № 14, ст. 1544, № 45, ст. 6158, № 48, ст. 6657) следующие изменения:
1) пункт 3 статьи 39 дополнить подпунктом 82 следующего содержания:
«82) передача имущества номинальным владельцем его фактическому владельцу, если такое имущество, а также его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной таким фактическим владельцем в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках», и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, представленных в налоговый орган в соответствии с указанным Федеральным законом;»;
2) статью 41 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«В целях настоящего Кодекса не признается доходом (экономической выгодой) получение имущества его фактическим владельцем от номинального владельца такого имущества, если такое имущество, а также его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной этим фактическим владельцем в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках»;»;
3) в статье 45:
а) в абзаце первом пункта 2 слова «В случае» заменить словами « Если иное не предусмотрено пунктом 21 настоящей статьи, в случае»;
б) дополнить пунктом 21 следующего содержания:
«21. В случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом, признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках», и (или) иным лицом, указанным в специальной декларации, представленной этим декларантом в соответствии с указанным Федеральным законом, и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, в связи с совершением декларантом операций, на основании которых у него возникает обязанность по уплате такого налога, взыскание указанного налога не производится.
Взыскание налога на основании настоящего пункта не производится при условии, что обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом, счетами (вкладами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации и прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, представленных в налоговый орган в соответствии с указанным Федеральным законом.»;
4) статью 78 дополнить пунктом 15 следующего содержания:
«15. Тот факт, что лицо является номинальным владельцем имущества, а также передача такого имущества его фактическому владельцу сами по себе не являются основанием для признания излишне уплаченными сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных номинальным владельцем в отношении такого имущества, при условии, что такое имущество, а также его номинальный владелец указаны в специальной декларации и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, представленных в налоговый орган в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках».»;
5) абзац первый пункта 1 статьи 88 дополнить следующим предложением «Специальная декларация, представленная в налоговый орган в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках», и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах, не могут являться основанием для проведения камеральной налоговой проверки.»;
6) пункт 2 статьи 89 дополнить абзацем следующего содержания:
«Решение о проведении выездной налоговой проверки не может быть вынесено на основании специальной декларации, представленной в налоговый орган в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках», и прилагаемых к ней документов и (или) сведений, а также сведений, содержащихся в указанной специальной декларации и (или) документах.»;
7) в пункте 4 статьи 101 слова «Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса.» заменить словами «Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса, а также доказательств, полученных на основании специальной декларации, представленной в налоговый орган в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках», и прилагаемых к ней документов и (или) сведений, а также сведений, содержащихся в указанной специальной декларации и (или) документах.»;
8) в пункте 7 статьи 1014 слова «Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса.» заменить словами «Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса, а также доказательств, полученных на основании специальной декларации, представленной в налоговый орган в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках», и прилагаемых к ней документов и (или) сведений, а также сведений, содержащихся в указанной специальной декларации и (или) документах.»;
9) статью 102 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
«8. Сведения, содержащиеся в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках», и прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, признаются налоговой тайной с учетом следующих особенностей:
1) такие сведения признаются налоговой тайной без исключений, установленных подпунктами 1 – 8 пункта 1 настоящей статьи;
2) незаконное разглашение таких сведений, а также утрата представленных специальных деклараций и прилагаемых к ним документов и (или) сведений, документов, содержащих сведения, указанные в декларациях и прилагаемых к ним документах, являются основанием для привлечения к уголовной ответственности за незаконное разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;
3) должностное лицо налогового органа, которому такие сведения стали известны, не может быть привлечено к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны из сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта;
4) такие сведения могут быть истребованы у налогового органа только по запросу самого декларанта, признаваемого таковым в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках», в целях подтверждения подлинности факта представления специальной декларации и прилагаемых к ней документов и (или) сведений.»;
10) статью 10517 дополнить пунктом 21 следующего содержания:
«21. Основанием для вынесения решения о проведении проверки и (или) направления извещения территориального налогового органа, указанного в пункте 1 настоящей статьи, не может являться специальная  декларация, представленная в налоговый орган в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках», и прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах.»;
11) в статье 109:
а) в абзаце первом слово «Лицо» заменить словами «1. Лицо»;
б) дополнить пунктом 2 следующего содержания:
«2. Помимо обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если такое правонарушение было совершено при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, а также счетами (вкладами), информация о которых содержится в специальной декларации и прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, представленных в налоговый орган в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках».
В случае, указанном в настоящем пункте, основанием для непривлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения является представление в соответствии с указанным Федеральным законом специальной декларации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, с приложением к ней соответствующих документов и (или) сведений, что подтверждается декларантом или налоговым органом, куда такая специальная декларация была первоначально представлена, в порядке, установленном указанным Федеральным законом.».
Статья 2
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18, № 23, ст. 2289; 2002, № 22, ст. 2026; 2003, № 21, ст. 1958,  № 28, ст. 2886, № 52, ст. 5030; 2004, № 27, ст. 2715, № 31, ст. 3231, № 34,         ст. 3518, ст. 3520; 2005, № 1, ст. 30, ст. 38, ст. 3104, № 24, ст. 2312, № 27,           ст. 2710, ст. 2717, № 52, ст. 5581; 2006, № 31, ст. 3452, № 45, ст. 4627, № 50, ст. 5279; 2007, № 13, ст. 1465, № 22, ст. 2563, № 31, ст. 4013, № 45, ст. 5416, № 49, ст. 6045, ст. 6071, № 50, ст. 6237; 2008, № 18, ст. 1942, № 27, ст. 3126, № 30, ст. 3614, № 48, ст. 5519, № 49, ст. 5723, № 52, ст. 6237; 2009, № 1, ст.13, ст. 31, № 11, ст. 1265, № 23, ст. 2772, № 29, ст. 3639, ст. 3598, № 30,           ст. 3739, № 45, ст. 5271, № 48, ст. 5726, № 51, ст. 6153, ст. 6155, № 52,                ст. 6444; 2010, № 15, ст. 1737, № 19, ст. 2291, № 31, ст. 4176, ст. 4198, № 32, ст. 4298, № 47, ст. 6034, № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 7, ст. 9, ст. 21, № 11,                    ст. 1492, № 26, ст. 3652, № 30, ст. 4583, ст. 4587, ст. 4597, № 45, ст. 6335,                № 47, ст. 6611, ст. 6610, № 48, ст. 6729, ст. 6731, N 49, ст. 7017, ст. 7037,             ст. 7043; 2012, № 10, ст. 1164, № 19, ст. 2281, № 26, ст. 3447, № 27, ст. 3588, № 41, ст. 5526, № 49, ст. 6750, № 53, ст. 7604, ст. 7596, ст. 7607, ст. 7596; 2013, № 19, ст. 2321, № 23, ст. 2866, № 27, ст. 3444, № 40, ст. 5038, № 44,                 ст. 5645, № 48, ст. 6165, N 51, ст. 6699, № 52, ст. 6985; 2014, № 8, ст. 737;                № 16, ст. 1835, № 26, ст. 3373, № 40, ст. 5316, № 48, ст. 6647, ст. 6657,                    ст. 6660, ст. 6661, ст. 6663; 2015, № 1, ст. 15, ст. 16, ст. 18, № 10, ст. 1402) следующие изменения:
1) в статье 217:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
«1. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:»;
б) дополнить пунктом 2 следующего содержания:
«2. Доходы (за исключением денежных средств) в виде стоимости полученного имущества (имущественных прав), полученные налогоплательщиком – акционером (участником, пайщиком, учредителем или контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица) при ликвидации иностранной организации (прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица), имеющим право на получение таких доходов, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) у такого налогоплательщика при соблюдении всех следующих условий:
1) налогоплательщик представил в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией заявление об освобождении таких доходов от налогообложения, составленное в произвольной форме с указанием характеристик полученного имущества (имущественных прав) и ликвидируемой (прекращаемой) иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) и приложением документов, содержащих сведения о стоимости имущества по данным учета ликвидируемой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) на дату её ликвидации;
2) процедура ликвидации (прекращения) иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) завершена до 1 января 2017 года (с учетом особенностей, установленных абзацами вторым – третьим настоящего подпункта).
В случае, если решение акционеров (учредителей) или иных уполномоченных лиц о ликвидации иностранной организации принято до 1 января 2016 года, но процедура ликвидации не может быть завершена до 1 января 2017 года в связи с ограничениями, установленными личным законом этой организации, либо ее участием в судебном разбирательстве, условие, установленное абзацем первым настоящего подпункта, признается выполненным, если ликвидация завершена до окончания таких ограничений и (или) судебных разбирательств.
В случае, если личным законом иностранной организации установлено условие в виде минимального периода владения налогоплательщиком акциями (долями, паями) этой организации и (или) в ее дочерних организациях и (или) иностранных структурах без образования юридического лица, при несоблюдении которого у такого налогоплательщика – акционера возникает обязанность уплатить соответствующую сумму иностранного налога, и при этом начало такого периода пришлось на дату до 1 января 2015 года, а окончание такого периода приходится на дату после 1 января 2017 года, то условие, установленное абзацем первым настоящего подпункта, признается выполненным, если ликвидация такой иностранной организации завершена в течение 365 последовательных календарных дней, считая с даты окончания такого минимального периода владения.»;

2)    пункт 2 статьи 220 дополнить подпунктом 21 следующего содержания:
«21) При продаже имущества (имущественных прав), полученного налогоплательщиком – акционером (участником, пайщиком, учредителем или контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица) при ликвидации иностранной организации (прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица), доходы которого в виде такого имущества освобождались от налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 217 настоящего Кодекса, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов от продажи такого имущества на сумму, равную стоимости имущества по данным учета ликвидированной организации на дату ее ликвидации, указанной в документах, прилагаемых к заявлению налогоплательщика, представляемому в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 217 настоящего Кодекса, но не выше рыночной стоимости такого имущества (имущественных прав), определяемой с учетом статьи 1053 настоящего Кодекса;».
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникающим с 1 июля 2015 года.

Президент
Российской Федерации
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках»

Реализация федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках» не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.