1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Информационный юридический центр MosLegist

Законопроект № 796968-6

Совет Государственной Думы

В соответствии с частью третьей статьи 107 Регламента Государственной Думы вносим на рассмотрение Совета Государственной Думы проект федерального закона № 7969686 "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу" (в целях установления правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере проставления апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу) – внесен Правительством Российской Федерации.
Комитет считает, что указанный законопроект соответствует части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы и предлагает принять его к рассмотрению Государственной Думой.
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД 26 мая 2015 года.
Приложение:   на       л.


Председатель Комитета
В.Н. Плигин

Проект

РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона № 7969686 "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу"

(в целях установления правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере проставления апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу
за границу)

внесен Правительством Российской Федерации

Принято решение:
1. Назначить Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству ответственным по законопроекту.
2. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2015 года (сентябрь).
3. Направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации,  законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения.
4. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству отзывов, предложений и замечаний до 8 июля 2015 года.
5. Установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – сеньябрь.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской  Федерации


О проекте федерального закона № 7969686 "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу"

(в целях установления правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере проставления апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу
за границу)

внесен Правительством Российской Федерации

Рассмотрев указанный проект федерального закона Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству решил:
1. Считать проект федерального закона № 7969686 "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу" соответствующим части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы.
2. Предложить Совету Государственной Думы принять следующее решение:
назначить Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству ответственным по законопроекту;
включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2015 года (сентябрь);
направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения;
установить срок представления в Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству отзывов, предложений и замечаний до 8 июля 2015 года;
установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – сентябрь.
3. Направить настоящее Решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.


Председатель Комитета
В.Н. Плигин


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона "О проставлении апостиля
на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу"


Принятие федерального закона "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти реализуют полномочия, указанные
в федеральном законе, в пределах средств, предусмотренных для данных органов в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации.
Вносится Правительством Российской Федерации

Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О проставлении апостиля на российских официальных
документах, подлежащих вывозу за границу

Статья 1.    Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с проставлением апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу, и устанавливает правовые и организационные основы и общие правила проставления апостиля в Российской Федерации.
Статья 2.    Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия и термины:
1) Конвенция - Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, подписанная 5 октября 1961 года в Гааге;
2) уполномоченный орган - уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по связям с Гаагской конференцией по международному частному праву;
3) компетентные органы - федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями по проставлению апостиля;
4) апостиль - штамп, соответствующий требованиям Конвенции и настоящего Федерального закона, проставляемый компетентными органами Российской Федерации на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом, удостоверяющий подлинность подписи, должность лица, подписавшего документ, и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ;
5) реестр апостилей - систематизированный свод документированных сведений о проставленных апостилях, который ведется компетентным органом в порядке, определенном настоящим Федеральным законом;
6) заявитель - физическое или юридическое лицо, обратившееся в компетентный орган с запросом о проставлении апостиля.
Статья 3.    Нормативные правовые акты в сфере проставления апостиля

1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с проставлением апостиля, осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статья 4.    Полномочия компетентных органов в области проставления апостиля

1. Полномочия компетентных органов устанавливаются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Порядок проставления апостиля компетентными органами устанавливается нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе административными регламентами предоставления государственных услуг в сфере проставления апостиля, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим предоставление государственных услуг.
3. Перечень компетентных органов устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Уполномоченный орган координирует деятельность компетентных органов в сфере проставления апостиля, осуществляет научно-методическое сопровождение указанной деятельности.
5. В целях взаимодействия с Гаагской конференцией по международному частному праву по вопросам, связанным с исполнением Российской Федерацией положений Конвенции, компетентные органы предоставляют уполномоченному органу по его запросам информацию, связанную с проставлением апостиля компетентными органами.
Статья 5.    Официальные документы
1. В качестве российских официальных документов для целей применения настоящего Федерального закона рассматриваются документы, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;
2) федеральными судами, конституционными (уставными) судами
и мировыми судьями субъектов Российской Федерации;
3) органами прокуратуры Российской Федерации;
4) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
5) организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
6) органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных для осуществления органам местного самоуправления;
7) государственными и муниципальными учреждениями.
2. В качестве российских официальных документов также рассматриваются документы, оформленные нотариусами Российской Федерации при совершении нотариальных действий или иными лицами, обладающими правом совершения нотариальных действий, и документы, выданные многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.
3. Апостиль не проставляется на документы, совершенные дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями,
а также на документы, имеющие прямое отношение к коммерческой
или таможенной операции, в том числе в случаях, если указанные документы выполнены в виде копий, верность которых засвидетельствована нотариусами.
Статья 6.    Срок проставления апостиля
1. Срок проставления апостиля не может превышать пять рабочих дней со дня регистрации компетентным органом запроса заявителя о проставлении апостиля, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
2. Срок проставления апостиля может быть продлен компетентным органом до тридцати рабочих дней в случае необходимости направления компетентным органом запроса, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
3. В случае продления срока проставления апостиля по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи, компетентный орган уведомляет об этом заявителя в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о продлении срока проставления апостиля.
4. Срок проставления апостиля на официальных документах, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не может превышать сорок пять рабочих дней со дня регистрации компетентным органом запроса заявителя о проставлении апостиля. Указанный срок включает в себя время, необходимое компетентному органу для получения информации, предусмотренной частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Статья 7.    Государственная пошлина
За проставление апостиля с заявителя взимается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 8.    Заполнение апостиля
1. Апостиль должен соответствовать требованиям, указанным в приложении к Конвенции.
2. Апостиль заполняется на русском языке. При заполнении апостиля в качестве дополнительных языков могут использоваться также английский и (или) французский языки.

Статья 9.    Запрос компетентного органа
1. В случае отсутствия у компетентного органа образца подписи, оттиска печати и информации о полномочиях должностного лица, подписавшего официальный документ, компетентный орган направляет запрос о предоставлении соответствующей информации в адрес лица, выдавшего официальный документ. Запрос направляется в течение одного рабочего дня со дня установления компетентным органом факта отсутствия указанной информации.
2. Запрос должен содержать наименование выданного официального документа и его реквизиты. К запросу прилагается копия соответствующего официального документа.
3. Лицо, получившее запрос компетентного органа, обязано направить запрашиваемую информацию в течение пяти рабочих дней со дня получения такого запроса.
Статья 10.    Реестр апостилей
1. Ведение реестра апостилей осуществляется компетентным органом, если иное не предусмотрено федеральными законами.
2. Реестр апостилей содержит:
1) порядковый номер апостиля и дату проставления апостиля;
2) фамилию и инициалы лица, подписавшего официальный документ;
3) должность лица, подписавшего официальный документ.
3. По решению компетентного органа в реестре апостилей может указываться дополнительная информация.
4. По запросу любого заинтересованного лица компетентный орган, проставивший апостиль, обязан проверить, соответствуют ли сделанные записи в апостиле сведениям, внесенным в реестр апостилей.
5. Ведение реестра апостилей может осуществляться как в бумажном, так и в электронном виде, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем.
Статья 11.    Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О проставлении апостиля
на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу"


Проект федерального закона "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу" (далее - проект федерального закона) разработан в целях установления правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере проставления апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу, повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере, обеспечения доступности и прозрачности указанного института для организаций, граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Проставление штампа "апостиль" на российских официальных документах является необходимым условием признания таких документов и отраженных в них юридических фактов компетентными органами иностранных государств, являющихся участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (05.10.1961, Гаага) (далее - Конвенция). В связи с расширяющимися международными отношениями Российской Федерации, вступлением во Всемирную торговую организацию, поступательным развитием международных связей в целом и в условиях динамичной интенсификации миграционных процессов институт проставления апостиля приобретает особую социальную значимость, что подтверждает актуальность и своевременность совершенствования законодательства в указанной сфере.
Целью разработки проекта федерального закона является модернизация законодательства Российской Федерации и определение правовых основ проставления апостиля с помощью структурообразующего нормативного правового акта.
В настоящий момент основой регулирования деятельности по проставлению апостиля является Конвенция, которая вступила в силу для Российской Федерации 31 мая 1992 г.
Конвенцией предусмотрено, что она распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из государств-участников и должны быть представлены на территории другого государства-участника.
При этом решение вопроса о том, кто именно уполномочен выдавать официальные документы, является прерогативой законодательства страны происхождения соответствующих документов. Процедура проставления апостиля, сроки, перечень необходимых для проставления апостиля документов, параметры уплаты государственной пошлины, иные возникающие в связи с проставлением апостиля вопросы также регулируются национальным законодательством государств-участников.
Российское законодательство не позволяет сделать вывод о том, какие документы относятся к официальным для целей применения Конвенции,
не определяет перечня органов, наделенных правом проставления апостиля.
В настоящее время также отсутствует законодательно установленная обязанность представлять образцы подписей и оттисков печатей, а равно подтверждать полномочия лиц, подписавших официальный документ, лицами, получившими соответствующий запрос в связи с необходимостью проставления апостиля. Указанные обстоятельства существенно усложняют процедуру проверки подлинности подписи, оттиска печати и наличия полномочий у лиц, подписавших официальный документ. Известны случаи непредставления соответствующей информации, а также отказов в представлении информации.
Наличие таких пробелов в законодательстве вызывает трудности как у лиц, обращающихся за проставлением апостиля, так и у компетентных органов иных государств-участников Конвенции при признании апостилей, проставленных на российских документах.
Проект федерального закона устраняет указанные пробелы.
В связи с тем, что законопроектом в качестве компетентных органов указаны, в том числе, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями проставлению апостиля, а в соответствии со статьей 4 федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделены полномочиями по регистрации актов гражданского состояния и предоставляют государственную услугу по проставлению апостиля на основании административных регламентов, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - указанные административные регламенты могут содержать нормы, не соответствующие нормам законопроекта (например, в части сроков проставления апостиля).
В целях приведения данных административных регламентов в соответствие с положениями федерального закона, статьей 11 законопроекта предусмотрен отлагательный срок для вступления федерального закона в силу.
П Е Р Е Ч Е Н Ь

федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием
федерального закона "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу"


Принятие федерального закона "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.