1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Информационный юридический центр MosLegist

Законопроект № 804132-6

Председателю Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи

Л.Л. ЛЕВИНУ

На № вн. 3.27−6/218 от 1 июня 2015 года

Уважаемый Леонид Леонидович!

Рассмотрев проект федерального закона № 804132-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы А.В.Казаковым, В.Е.Деньгиным, О.М.Казаковой, Л.И.Калашниковым, на его соответствие требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункта «д» части первой статьи 105 Регламента Государственной Думы, сообщаем, что, по нашему мнению, необходимости получения на данный законопроект заключения Правительства Российской Федерации не усматривается.

Исполняющий обязанности
заместителя начальника управления                         Ю.В.Сапожникова

М.А Рахметов.

Р Е Ш Е Н И Е  К О М И Т Е Т А

О проекте федерального закона № 804132-6
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
и отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
внесенном депутатами Государственной Думы А.В.Казаковым, В.Е.Деньгиным, О.М.Казаковой, Л.И.Калашниковым
(в части установления обязанностей операторов поисковой системы
при распространении информации о гражданах)

Рассмотрев проект федерального закона № 804132-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы А.В.Казаковым, В.Е.Деньгиным, О.М.Казаковой, Л.И.Калашниковым,
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи    р е ш и л:

1.  Считать рассмотренный законопроект соответствующим требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
2.  Предложить Совету Государственной Думы:
- направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы;
- назначить ответственным в работе над законопроектом Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, в который направить отзывы, предложения и замечания до 10 июня 2015  года;
- назначить соисполнителем в работе над законопроектом Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;  
- включить законопроект в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2015 года (июнь).
3.  Направить настоящее Решение комитета, текст законопроекта и сопроводительные документы в Совет Государственной Думы.

Председатель комитета                             Л.Л.Левин    

П р о е к т

РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона №  804132-6
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
и отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
внесенном  депутатами Государственной Думы А.В.Казаковым, В.Е.Деньгиным, О.М.Казаковой, Л.И.Калашниковым
(в части  установления  обязанностей операторов поисковой системы
при распространении информации о гражданах)

1.  Назначить Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи ответственным по проекту федерального закона № 804132-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Назначить соисполнителем в работе над законопроектом Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.
2.  Включить указанный законопроект в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на весеннюю сессию 2015 года (июнь).
3.  Направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
4.  Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи отзывов, предложений и замечаний до 10 июня 2015 года.
5.  Включить указанный законопроект  в  проект порядка работы Государственной Думы 16 июня 2015 года.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации


Совет Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации



В соответствии со статьей 108 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации просим назначить Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи ответственным по проекту федерального закона
№ 804132-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенному депутатами Государственной Думы А.В.Казаковым, В.Е.Деньгиным, О.М.Казаковой, Л.И.Калашниковым  и одновременно направить законопроект субъектам законодательной инициативы для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.
Просим назначить соисполнителем в работе над законопроектом Комитет Государственной Думы  по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.  
Материалы размещены в АСОЗД  4 июня 2015 года.

Приложение:
1. Текст внесенного законопроекта и сопроводительные материалы к нему;
2. Решение Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи;
3.  Проект Решения Совета Государственной Думы.


Председатель комитета                                            Л.Л.Левин

Р Е Ш Е Н И Е  К О М И Т Е Т А

О проекте федерального закона № 804132-6
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
и отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
внесенном депутатами Государственной Думы А.В.Казаковым, В.Е.Деньгиным, О.М.Казаковой, Л.И.Калашниковым
(в части установления обязанностей операторов поисковой системы
при распространении информации о гражданах)

Рассмотрев проект федерального закона № 804132-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы А.В.Казаковым, В.Е.Деньгиным, О.М.Казаковой, Л.И.Калашниковым,
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи    р е ш и л:

1.  Считать рассмотренный законопроект соответствующим требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
2.  Предложить Совету Государственной Думы:
- направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы;
- назначить ответственным в работе над законопроектом Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, в который направить отзывы, предложения и замечания до 10 июня 2015  года;
- назначить соисполнителем в работе над законопроектом Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;  
- включить законопроект в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2015 года (июнь).
3.  Направить настоящее Решение комитета, текст законопроекта и сопроводительные документы в Совет Государственной Думы.

Председатель комитета                             Л.Л.Левин    

П р о е к т

РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона №  804132-6
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
и отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
внесенном  депутатами Государственной Думы А.В.Казаковым, В.Е.Деньгиным, О.М.Казаковой, Л.И.Калашниковым
(в части  установления  обязанностей операторов поисковой системы
при распространении информации о гражданах)

1.  Назначить Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи ответственным по проекту федерального закона № 804132-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Назначить соисполнителем в работе над законопроектом Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.
2.  Включить указанный законопроект в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на весеннюю сессию 2015 года (июнь).
3.  Направить законопроект в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
4.  Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи отзывов, предложений и замечаний до 10 июня 2015 года.
5.  Включить указанный законопроект  в  проект порядка работы Государственной Думы 16 июня 2015 года.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации


Совет Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации


В соответствии со статьей 108 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации просим назначить Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи ответственным по проекту федерального закона
№ 804132-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенному депутатами Государственной Думы А.В.Казаковым, В.Е.Деньгиным, О.М.Казаковой, Л.И.Калашниковым  и одновременно направить законопроект субъектам законодательной инициативы для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.
Просим назначить соисполнителем в работе над законопроектом Комитет Государственной Думы  по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.  
Материалы размещены в АСОЗД  4 июня 2015 года.

Приложение:
3. Текст внесенного законопроекта и сопроводительные материалы к нему;
4. Решение Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи;
3.  Проект Решения Совета Государственной Думы.


Председатель комитета                                            Л.Л.Левин


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принятие федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принятие федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.


Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

С.Е.НАРЫШКИНУ



Уважаемый Сергей Евгеньевич!

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации вносим проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Приложения:   1. Текст законопроекта на 6 л. в 1 экз.
2. Пояснительная записка на 2 л. в 1 экз.
3. Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
на 1 л. в 1 экз.
4. Финансово-экономическое обоснование на 1 л. в 1 экз.
5. Копии текста законопроекта и материалов к нему
на магнитном носителе в 1 экз.


А.В.Казаков

В.Е.Деньгин

О.М.Казакова

Л.И.Калашников
Вносится депутатами
Государственной Думы
А.В.Казаковым, В.Е.Деньгиным,
О.М.Казаковой, Л.И.Калашниковым

Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации


Статья 1
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 15, ст. 2038; № 30, ст. 4600; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, ст. 1658; № 23, ст. 2870; № 27, ст. 3479; № 52, ст. 6961, 6963) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить пунктами 20, 21 и 22 следующего содержания:
«20) поисковая система – информационная система, осуществляющая по запросу пользователя поиск в информационно-телекоммуникационной сети информации определенного содержания и предоставляющая пользователю ссылки для доступа к ней, за исключением определенных федеральным законом информационных систем имеющих общегосударственное значение;
21) ссылка – сведения об указателе страницы и (или) сайте в информационно-телекоммуникационной сети, содержащим информацию, представляемую поисковой системой по запросу пользователя;
22) оператор поисковой системы – лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для поиска и представления ссылок по запросам пользователей об информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети.»;
2) дополнить статьей 103 следующего содержания:
«Статья 103. Обязанности оператора поисковой системы
1. Оператор поисковой системы, распространяющий в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию и (или) рекламу, которые направлены на потребителей, находящихся в Российской Федерации, обязан по требованию гражданина (далее – заявителя) прекратить выдачу ссылок, позволяющих получить доступ к следующей информации о данном заявителе:
1) недостоверной;
2) достоверной информации о событиях, имевших место и завершившихся более трех лет назад, за исключением информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, а также информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость;
3) распространяемой с нарушением законодательства.
2. Требование заявителя должно содержать:
1) фамилию, имя, отчество, паспортные данные (серия и номер, кем выдан, дата выдачи), контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты);
2) информацию о заявителе, указанную в части 1 настоящей статьи, выдача ссылок на которую подлежит прекращению;
3) указание на доменное имя и (или) сетевой адрес сайта в сети «Интернет» (при необходимости);
4) основание для прекращения выдачи ссылок поисковой системой;
5) согласие заявителя на обработку его персональных данных.
3. В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей или ошибок в требовании заявителя оператор поисковой системы вправе направить заявителю в течение трех календарных дней с момента получения указанного требования уведомление об уточнении представленных сведений. Указанное уведомление может быть направлено заявителю однократно.
4. В течение трех календарных дней с момента получения уведомления, указанного в части 3 настоящей статьи, заявитель принимает меры, направленные на восполнение недостающих сведений, устранение неточностей и ошибок, и направляет оператору поисковой системы  уточненные сведения.
5. В течение трех календарных дней с момента получения требования заявителя или уточненных заявителем сведений (в случае направления заявителю уведомления, указанного в части 3 настоящей статьи) оператор поисковой системы обязан прекратить выдачу ссылок, позволяющих получить доступ к информации, указанной в требовании заявителя, уведомить об этом заявителя или направить заявителю мотивированный отказ.
6. Оператор поисковой системы направляет заявителю уведомление об удовлетворении требования заявителя или мотивированный отказ в удовлетворении требования заявителя, указанного в части 1 настоящей статьи, в той же форме, в которой было получено указанное требование.
7. Заявитель, считающий отказ оператора поисковой системы необоснованным, вправе обратиться в суд с требованием о прекращении выдачи ссылок, позволяющих получить доступ к информации о заявителе в соответствии со статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации.
8. Оператор поисковой системы обязан не раскрывать информацию о факте обращения к нему заявителя с требованием, указанным в части 1 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами.».


Статья 2
Внести в статью 152 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 2013, № 27, ст.3434) изменения, изложив пункт 5 в следующей редакции:
«5. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, или сведения, указанные в пункте 10 настоящей статьи, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет», а также вправе требовать удаления соответствующей информации от любых лиц, распространяющих такую информацию либо от лиц, предоставляющих сведения о месте ее нахождения в сети «Интернет». Гражданин вправе также требовать удаления информации в иных случаях, предусмотренных законом.».
Статья 3
Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532; 2012, № 7, ст. 784) следующие изменения:
1) статью 29 дополнить частью шестой2 следующего содержания:
«62. Иски об удалении ссылок из поисковой выдачи в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) ограничении доступа к информационным ресурсам, могут предъявляться в суд по месту жительства истца либо по месту нахождения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.»;
2) в части третьей статьи 402:
а) пункт 2 дополнить словами «и (или) распространяет рекламу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», направленную на потребителей, находящихся в Российской Федерации»;
б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
«11) по делу об удалении или ограничении доступа к информации, распространяемой, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».».

Статья 4
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.


Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»


Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработан в целях создания механизма, ограничивающего распространение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ссылок на информацию о гражданине, которая является недостоверной, неактуальной или распространяемой с нарушением законодательства.
Распространяемая в сети «Интернет» информация о гражданах не всегда отвечает принципам актуальности, достоверности и может распространяться с нарушением законодательства, в связи с чем, законопроектом предлагается предоставить гражданам право требовать от оператора поисковой системы в сети «Интернет» прекратить выдачу ссылок, позволяющих получить доступ к информации о данном гражданине.
Законопроектом дополняется Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» новой статьей, которая содержит положения, регламентирующие порядок обращения гражданина к оператору поисковой системы с указанным выше требованием, содержание данного требования, а также порядок рассмотрения оператором поисковой системы таких требований граждан.
Проектом федерального закона предусмотрено, что оператор поисковой системы, в случае отказа в удовлетворении рассматриваемого заявления гражданина, обязан мотивировать свой отказ, который может быть обжалован гражданином в судебном порядке. Оператор поисковой системы не вправе раскрывать информацию о факте обращения к нему заявителя с рассматриваемым требованием.
Одновременно, законопроектом дополняется понятийный аппарат указанного Федерального закона такими определениями как «ссылка», «поисковая система» и «оператор поисковой системы».
Законопроектом также вносятся изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Так, иски об удалении ссылок из поисковой выдачи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) ограничении доступа к информационным ресурсам могут предъявляться не только в суд по месту нахождения ответчика, но и в суд по месту нахождения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи либо по месту жительства истца. Также, положения законопроекта наделяют суды в Российской Федерации правом рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если заявление содержит требования об удалении или ограничении доступа к информации, распространяемой в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Представляемый законопроект согласуется с общеевропейской практикой решения аналогичных вопросов.
Необходимо отметить, что предметом законопроекта не является ограничение доступа к ресурсам, непосредственно распространяющим информацию о гражданине, законопроектом предусматривается создание механизма прекращения выдачи поисковой системой ссылок на недостоверную, неактуальную или информацию, распространяемую с нарушением законодательства.
Принятие законопроекта будет способствовать более полной и своевременной защите чести, достоинства и деловой репутации граждан.