1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Информационный юридический центр MosLegist

Законопроект № 811116-6

Председателю Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству

А.Г. АКСАКОВУ


На № вн 3.8-6/813 от 11 июня 2015 года

Уважаемый Анатолий Геннадьевич!

Рассмотрев проект федерального закона № 811116-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 39Земельного кодекса Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы И.А.Яровой, М.Л.Шаккумом, И.В.Белых, на его соответствие требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и  пункта «д» части первой статьи 105 Регламента Государственной Думы, сообщаем, что, по нашему мнению, необходимость получения заключения Правительства Российской Федерации на представленный законопроект не усматривается.


Исполняющий обязанности
заместителя начальника управления                         Ю.В. Сапожникова


М.А. Рахметов


Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

В соответствии с частью третьей статьи 107 Регламента Государственной Думы вносим на рассмотрение Совета Государственной Думы проект федерального закона № 8111166 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 39-6 Земельного кодекса Российской Федерации» – внесен депутатами Государственной Думы И.А.Яровой, М.Л.Шаккумом, И.В.Белых.
Комитет считает, что указанный законопроект соответствует части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы и предлагает принять его к рассмотрению Государственной Думой.
Тематический блок – Экономическая политика.
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД 17.06.2015г.

Приложения:   на    л. в 1 экз.


Председатель Комитета
А.Г. Аксаков


О проекте федерального закона № 8111166 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 39-6 Земельного кодекса Российской Федерации»

(в части заключения субъектами Российской Федерации государственных контрактов с инвестиционными обязательствами)

внесен депутатами Государственной Думы И.А.Яровой, М.Л.Шаккумом, И.В.Белых

Рассмотрев указанный проект федерального закона Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству решил:
1. Считать проект федерального закона № 811116-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 39-6 Земельного кодекса Российской Федерации» соответствующим части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы.
2. Предложить Совету Государственной Думы принять следующее решение:
назначить Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству ответственным по законопроекту;
назначить Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству соисполнителем по законопроекту;
включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии (сентябрь 2015 года);
направить законопроект в комитеты и комиссию Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения;
установить срок представления в Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству отзывов, предложений и замечаний до 20 июля 2015 года;
установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – сентябрь 2015 года.
3. Направить настоящее Решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.


Председатель Комитета
А.Г. Аксаков

Проект


РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ


О проекте федерального закона № 8111166 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 39-6 Земельного кодекса Российской Федерации»

(в части заключения субъектами Российской Федерации государственных контрактов с инвестиционными обязательствами)

внесен депутатами Государственной Думы И.А.Яровой, М.Л.Шаккумом, И.В.Белых


Принято решение:
1. Назначить Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству ответственным по законопроекту, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству соисполнителем по законопроекту.
2. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии (сентябрь 2015 года).
3. Направить законопроект в комитеты и комиссию Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения.
4. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству отзывов, предложений и замечаний до 20 июля 2015 года.
5. Установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – сентябрь 2015 года.


Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской  Федерации


Председателю
Государственной Думы

С.Е. Нарышкину

Уважаемый Сергей Евгеньевич!

На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации вносим на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 396 Земельного кодекса Российской Федерации».

Приложение:
1.
Текст законопроекта на     л.

2.
Пояснительная записка на     л.

3.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 396 Земельного кодекса Российской Федерации»
на    л.

4.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 396 Земельного кодекса Российской Федерации»
на    л.

5.
Копии текста законопроекта и материалов к нему на магнитном носителе.



И.А. Яровая



М.Л. Шаккум



И.В. Белых
ПЕРЕЧЕНЬ

федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 396 Земельного кодекса Российской Федерации»


Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 396 Земельного кодекса Российской Федерации не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.



ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 396 Земельного кодекса Российской Федерации»



Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 396 Земельного кодекса Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.


Вносят депутаты
Государственной Думы
И.А.Яровая, М.Л.Шаккум,
И.В.Белых

Проект №


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 396 Земельного кодекса Российской Федерации


Статья 1
Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 27,
ст. 3480; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; № 30, ст. 4225; № 48,
ст. 6637; № 49, ст. 6925, 2015, № 1 (часть I), ст. 72) следующие изменения:
1) часть 10 статьи 31 после слов «в любой момент до заключения контракта,» дополнить словами «за исключением контрактов со встречными инвестиционными обязательствами, заключаемых в соответствии со статьей 1112 настоящего Федерального закона,»;  
2) пункт 6 части 1 статьи 33 дополнить словами «, за исключением контрактов со встречными инвестиционными обязательствами, заключаемых в соответствии со статьей 1112 настоящего Федерального закона»;
3) в пункте 1 части 2 статьи 57 после слов «энергосервисного контракта» добавить слова «, контракта со встречными инвестиционными обязательствами»;
4) часть 1 статьи 93 дополнить новым пунктом 44 следующего содержания:
«44) заключение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с которым в соответствии со статьей 1112 настоящего Федерального закона заключен контракт со встречными инвестиционными обязательствами. При этом цена такого контракта определяется в соответствии с условиями контракта со встречными инвестиционными обязательствами, а контракты заключаются по согласованию с заказчиком, заключившим контракт со встречными инвестиционными обязательствами, в пределах объемов товаров, работ, услуг, поставка (оказание, выполнение) которых предусмотрена контрактом со встречными инвестиционными обязательствами.»;
5) статью 95 дополнить частью 71 следующего содержания:
«71. При наступлении случая, указанного в части 7 настоящей статьи, и в случае заключения контракта со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 1112 настоящего Федерального закона, заказчик вправе изменить цену поставляемого товара, выполненной работы или оказанной услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (для контракта, осуществляемого за счет федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (для контракта, осуществляемого за счет бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда).»;
6) дополнить статью 96 частью 22 следующего содержания:
«22. В случае заключения, контракта со встречными инвестиционными обязательствами, предусмотренного статьей 1112 настоящего Федерального закона, заказчик вправе в проекте контракта определить иные, не предусмотренные настоящей статьей, способы обеспечения исполнения обязательств по контракту, либо отказаться от такого обеспечения.»;
7) дополнить статьей 1112 следующего содержания:
«Статья 1112. Особенности заключения и исполнения долгосрочных государственных контрактов на поставку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с инвестиционными обязательствами поставщика
1. В целях привлечения дополнительных внебюджетных инвестиций государственные заказчики вправе заключать контракты, предусматривающие встречные инвестиционные обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) по созданию, модернизации, техническому или технологическому переоснащению производств на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации (далее - контракты со встречными инвестиционными обязательствами).
2. Контракт со встречными инвестиционными обязательствами заключается в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем),  превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации (для контракта, осуществляемого за счет федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (для контракта, осуществляемого за счет бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда);
2) срок действия контракта превышает три года, но не более десяти лет;
3) контракт содержит обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществить на территории Российской Федерации (или определенного субъекта (субъектов) Российской Федерации) инвестиции в форме капитальных вложений, в том числе при необходимости осуществить передачу результатов научно-технических исследований и разработок, поставку оборудования  в целях локализации на территории Российской Федерации (или определенного субъекта (субъектов) Российской Федерации) производства товара, поставка которого является предметом контракта. Предельный размер инвестиций, осуществляемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в локализацию производства, определяется Правительством Российской Федерации (для контракта, осуществляемого за счет федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (для контракта, осуществляемого за счет бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда) в соответствии с требованиями к условиям контракта со встречными инвестиционными обязательствами, установленными в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи.  
3. Правительством Российской Федерации (для контракта, осуществляемого за счет федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (для контракта, осуществляемого за счет бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда) устанавливаются требования к условиям контракта со встречными инвестиционными обязательствами, в том числе требования к условиям исполнения контракта со встречными инвестиционными обязательствам, включая:
1) условия оплаты контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен на поставляемые товары (работы, услуги);
2) условия и порядок изменения (индексации) цены контракта в соответствии с формулой, определенной контрактом, в том числе в случае изменения подлежащих государственному регулированию цен на товары (работы, услуги) являющихся предметом контракта;
3) порядок и условия пересмотра количества товара, объема работ или услуг, являющихся предметом контракта;
4) порядок и условия изменения графика исполнения контракта;
5) порядок начисления неустоек (штрафов, пеней);
6) порядок изменения и расторжения контракта и условия возмещения убытков сторон при изменении и расторжении контракта;
7) требования к способам обеспечения исполнения такого контракта, в том числе установление случаев отсутствия такого обеспечения;
8) иные условия.
4. Контракт со встречными инвестиционными обязательствами заключается в соответствии с требованиями к условиям контракта со встречными инвестиционными обязательствами, установленными Правительством Российской Федерации (для контракта, осуществляемого за счет федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (для контракта, осуществляемого за счет бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда) в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
5. Предоставление поставщику (подрядчику, исполнителю) земельного участка, необходимого для исполнения встречных инвестиционных обязательств, осуществляется без проведения торгов в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
6. Конкурсная документация, помимо критериев оценки предложений участников конкурса, указанных в части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, может содержать иные критерии, установленные Правительством Российской Федерации (для контракта, осуществляемого за счет федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (для контракта, осуществляемого за счет бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда).».

Статья 2
Дополнить пункт 2 статьи 396 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001,
№ 44, ст. 4147; 2011, № 30, ст. 4590; 2014, № 30, ст. 4235) новым подпунктом следующего содержания:
«33) земельного участка, необходимого для выполнения встречных инвестиционных обязательств по государственному контракту, заключенному в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации                                  В. Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 396 Земельного кодекса Российской Федерации»

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан в соответствии с пунктом 15 Распоряжения Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» и направлен на установление возможности заключения субъектами Российской Федерации государственных контрактов с инвестиционными обязательствами (далее - офсетные контракты) и введение отдельных исключений в случае осуществления закупок лекарственных препаратов в рамках офсетного контракта.
Нормы Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон) не предусматривают возможности заключения на региональном уровне офсетных контрактов. Согласно действующей редакции статьи 111 Федерального закона только Правительство Российской Федерации на основании своего решения вправе определять осуществление конкретной закупки в целях создания для Российской Федерации дополнительных технологических и экономических преимуществ (в том числе встречных обязательств), а также устанавливать дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом.
Предлагаемые законопроектом изменения восполняют пробел в регулировании и устанавливают возможность определения условий и порядка заключения долгосрочных офсетных контрактов, а также особенностей исполнения, изменения и расторжения таких контрактов на уровне субъектов Российской Федерации. Таким образом, восполняется пробел в Федеральном законе, который в настоящее время позволяет заключать офсетные контракты только на федеральном уровне на основании акта Правительства Российской Федерации.
Офсетный контракт, будучи долгосрочным, требует особого подхода к ценообразованию. В условии о цене необходимо предусматривать положения, связанные с инфляционными и дефляционными рисками. Кроме того, по некоторым видам товаров возможна оптимизация технологий, что влечет удешевление цены товаров. В связи с этим требуется более гибкий подход к изменению цены контракта, чем текущий вариант регулирования, принятый исходя из краткосрочного характера отношений с поставщиком. Предлагаемые законопроектом поправки позволят сторонам контракта пересматривать его цену в случае появления нового товара (работы, услуги) с лучшими характеристиками.
Действующая редакция Федерального закона не учитывает инвестиционный характер офсетных контрактов и не предусматривает штрафы при неисполнении сторонами обязательств, связанных с развитием производства. Кроме того, требуется отдельное регулирование отношений сторон при досрочном расторжении офсетных контрактов, установление обязанностей сторон по компенсации убытков в зависимости от наличия вины в невозможности исполнения контракта. Поскольку структурирование инвестиционных обязательств может быть осуществлено исключительно в индивидуальном порядке в отношении каждого конкретного проекта, не представляется возможным включить универсальные нормы в Федеральный закон. В связи с этим предлагается установить специальное регулирование в отношении отдельных условий офсетных контрактов (ценообразование, штрафы, условия расторжения, обеспечение) в подзаконных актах соответствующих уровней.
В силу того, что офсетный контракт является смешанной сделкой, включающей помимо обязательств поставить товар, также обязательства создать (реконструировать, переоснастить) производство, необходимо установить дополнительные критерии выбора поставщика, которые позволят заказчику оценить его квалификацию. В связи с этим законопроектом устанавливается возможность заказчика провести двухэтапный конкурс на право заключения офсетного контракта. Предполагается, что на первом этапе проведения конкурса – квалификационном отборе – поставщик будет оцениваться с точки зрения наличия у него опыта поставки товара в определенном объеме, опыта организации производств с установленным объемом выпуска продукции, наличия финансовых ресурсов для инвестирования.
Критерии оценки конкурсных предложений, кроме цены контракта, будут включать в себя критерии, связанные с созданием производства (объем инвестиций, уровень локализации производства).
Предлагаемые законопроектом поправки предоставляют заказчику право выбора способа и объема обеспечения исполнения обязательств по офсетному контракту.
Законопроектом также предполагается введение отдельных исключений для осуществления закупок лекарственных препаратов в рамках офсетного контракта.
Действующими нормами Федерального закона  установлено ограничение на участие в торгах производителям, не имеющим зарегистрированную цену лекарственного препарата, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также запрет на заключение контрактов на поставку лекарственных препаратов с различными международными непатентованными наименованиями.
При заключении офсетного контракта предполагается создание нового производства, на котором будут производиться ранее не выпускавшиеся данным производителем лекарственные препараты. Предлагаемые законопроектом изменения устанавливают возможность участия в торгах на право заключения офсетных контрактов производителей, не имеющих зарегистрированную цену лекарственного препарата, а также возможность заключения контракта, включающего обязательства по поставке лекарственных препаратов с различными международными непатентованными  наименованиями.
Законопроектом также устанавливается возможность заключения государственными заказчиками контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с которым был заключен офсетный контракт, как с единственным поставщиком.
В целях реализации инвестиционных обязательств в рамках офсетных контрактов требуется предоставление земельных участков. Ввиду того, что для заключения офсетного контракта предполагается проведение конкурса, отдельные торги для предоставления земельных участков нецелесообразны. Предлагаемый законопроектом подход соответствует уже закрепленному в действующем законодательстве Российской Федерации подходу (Федеральный закон «О концессионных соглашениях», Земельный кодекс РФ в части  масштабных инвестиционных проектов) о предоставлении земельных участков для целей реализации инвестиционных проектов без проведения торгов.  
Принятие законопроекта будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности России, локализации производства и обеспечению импортозамещения.