1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Информационный юридический центр MosLegist

Законопроект № 838813-6

Проект
РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона № 838813-6
«Об установлении единого размера взноса на капитальный ремонт и внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», внесенном депутатами Государственной Думы И.Н.Абрамовым, А.Н.Диденко, А.Н.Шериным


Принято решение:

возвратить проект федерального закона № 838813-6 «Об установлении единого размера взноса на капитальный ремонт и внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы И.Н.Абрамовым, А.Н.Диденко, А.Н.Шериным, субъектам права законодательной инициативы, в связи с несоблюдением требований части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункта «д» части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы (отсутствует заключение Правительства Российской Федерации).


Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской  Федерации
Председателю Комитета
Государственной Думы по
жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству

Г.П.ХОВАНСКОЙ


На № вн 3.23-6/611 от 22 июля 2015 г.


Уважаемая Галина  Петровна!

Рассмотрев проект федерального закона № 838813-6 «Об установлении единого размера взноса на капитальный ремонт и внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы И.Н.Абрамовым, А.Н.Диденко и А.Н.Шериным, на его соответствие требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункта «д» части первой статьи 105 Регламента Государственной Думы, сообщаем следующее.
В части 3 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в редакции законопроекта предусмотрено, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах производится за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и средств из иных источников.
Поскольку частью 1 статьи 191 ЖК РФ предусмотрена возможность финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств федерального бюджета только в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральными законами, то реализация проектируемого положения части 3 статьи 166 ЖК РФ приведет к расходам федерального бюджета.
В связи с изложенным, по нашему мнению, усматриваются основания для направления законопроекта в Правительство Российской Федерации для получения заключения в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и пунктом «д» части первой статьи 105 Регламента Государственной Думы.


Исполняющий обязанности
начальника управления                               Ю.В.Сапожникова


Исполнитель: Е.В. Пашкова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШЕСТОГО СОЗЫВА

КОМИТЕТ ПО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ И
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

Р Е Ш Е Н И Е


3 сентября 2015 года
№ 196 (1.9.)

О проекте федерального закона № 838813-6
«Об установлении единого размера взноса на капитальный ремонт и внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», внесенном депутатами Государственной Думы И.Н.Абрамовым, А.Н.Диденко, А.Н.Шериным


Рассмотрев проект федерального закона № 838813-6 «Об установлении единого размера взноса на капитальный ремонт и внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству решил:
1. С учетом мнения Правового управления Аппарата Государственной Думы предложить Совету Государственной Думы возвратить указанный проект федерального закона субъекту права законодательной инициативы в связи с несоблюдением требований части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункта «д» части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы (отсутствует заключение Правительства Российской Федерации).
2. Направить настоящее решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.

Председатель Комитета
Г.П.Хованская



Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

В соответствии с частью третьей статьи 107 Регламента Государственной Думы вносим на рассмотрение Совета Государственной Думы проект федерального закона 838813-6 «Об установлении единого размера взноса на капитальный ремонт и внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы И.Н.Абрамовым, А.Н.Диденко, А.Н.Шериным, для возвращения субъектам права законодательной инициативы в связи с несоблюдением требований части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункта «д» части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы (отсутствует заключение Правительства Российской Федерации).
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД 3 сентября 2015 года.

Приложения: на _____ л. в 1 экз.


Председатель Комитета
Г.П.Хованская



ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих
признанию утратившими силу, приостановлению, изменению
или принятию в связи с принятием Федерального закона «Об установлении единого размера взноса на капитальный ремонт
и внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

Принятие Федерального закона «Об установлении единого размера взноса на капитальный ремонт и внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

Об установлении
единого размера взноса на капитальный ремонт
и внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации

Настоящий законопроект направлен на более справедливое распределение бремени содержания общедомового имущества. Государство не снимает с себя обязанности по финансированию капитального ремонта: согласно пункту 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации «органы государственной власти и органы местного самоуправления организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта за счет взносов собственников, бюджетных средств и иных источников».
Более того, государство, как экономически более сильный субъект и как фактический гарант прав человека, должно взять на себя обязанность по обеспечению жилищных прав граждан, их прав на комфортные условия проживания.
Законопроектом предусмотрена своего рода компенсация затрат на проведение капитального ремонта. Собственники многоквартирного дома должны оплачивать взносы лишь после проведения в их доме капитального ремонта. Это положение имеет обратную силу и распространяется на период с 01 января 2000 года.
Представляется неправильным, что собственники новостройки, равно как и дома, возрастом более чем в полвека, обязаны оплачивать взносы для того, чтобы через некоторое время очередной дом признали аварийным и средства фонда направили на цели сноса этого дома. Такое положение предусматривается частью 2 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, граждане будут понимать, за что они платят свои деньги. Если в доме произвели капитальный ремонт, собственник, как ответственное лицо за содержание общедомового имущества, должен возместить часть затрат, потраченных государством или муниципалитетом, или фондом капитального ремонта.
Размер взноса в один рубль обусловлен тем, что меньшая сумма накопленных средств будет направлена более эффективно и целенаправленно. Кроме того, представляется, что такая сумма будет посильна гражданам и не отразится негативно на общую сумму, которую граждане тратят каждый месяц на оплату коммунальных услуг. Размер взноса в два рубля обусловлен более высокой ценой на строительные работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий из-за природно-климатических условий и состояния инфраструктуры.
Законопроектом предусматривается возможность проведения капитального ремонта в многоквартирном доме за счет кредитов, выдаваемых управляющим компаниям банками, получающими государственную поддержку, по специальной процентной ставке. Более подробный механизм реализации этого положения должно разработать Правительство Российской Федерации, как то: перечень видов государственной поддержки, размер процентной ставки, льготные условия выдачи таких кредитов. Рекомендуется выдавать такие кредиты с отсрочкой платежа.
При таком механизме проведения капитального ремонта жильцы многоквартирного дома обладают правом не принять выполненные работы. Для этого необходимо, чтобы общее собрание дома при подписании акта приема-сдачи выполненных работ указало на существенные недостатки, при которых выполненные работы не считаются принятыми. В этом случае действуют нормы Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом установлен срок в тридцать дней для приема-сдачи выполненных работ со дня дачи объявления управляющей компанией о завершении капитального ремонта. В случае если в указанный срок общее собрание жильцов не состоится, работы будут считаться принятыми.
Само понятие «региональный оператор» не исключается из Жилищного кодекса. Региональные операторы будут также функционировать за счет взносов, уплачиваемых собственниками многоквартирных домов, в которых произведен капитальный ремонт за счет бюджетных средств. Но в настоящее время их эффективность представляется под вопросом.
Так, например, в Фонде капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области штат составляет 39 сотрудников, средства, собранные в виде взносов по состоянию на 31 декабря 2014 года – 219 886 703,17 рублей, заработная плата сотрудников составила 20 386 500 рублей, почтовые расходы, расходы по аккумулированию взносов на капитальный ремонт – 7 559 400 рублей. То есть, для того, чтобы собрать средства, за четыре месяца было потрачено более 7,5 миллионов рублей! Следует отметить, что это практически единичны случай размещения столь подробной информации на официальном сайте регионального оператора. Многие ограничиваются бухгалтерскими документами, где указаны лишь коды операций.
Кроме того, законопроектом предусматривается исключение возможности установления повышенного размера взноса на капитальный ремонт и внесение денежных средств на специальный счет товариществом собственников жилья. Уплаченные ранее взносы до введения в действие предлагаемого федерального закона будут распределены между собственниками помещений пропорционально уплаченным ими взносам.
Такой механизм деятельности регионального оператора представляется неправильным. Жилищным кодексом Российской Федерации предусматривается постоплатная система для всех видов коммунальных услуг (статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), кроме капитального ремонта. Настоящий законопроект направлен на устранение коллизии законодательства.
Сегодня федеральное законодательство делегировало полномочия по определению размера взноса на капитальный ремонт общего имущество многоквартирного дома органам государственной власти субъектов Российской Федерации, разработав методические рекомендации для определения минимального размера взноса на капитальный ремонт. Максимальный размер не определяется законодательным актом. Таким образом, возникла возможность установления практически неограниченного размера взноса на капитальный ремонт. В 2015 году установлен размер взноса на капитальный ремонт в Тюмени 7, 50 рублей, в Москве 15 рублей, в Санкт-Петербурге 2 рубля. Однако, учитывая, что стоимость строительных материалов не может так сильно варьироваться в пределах территории России, а также тот факт, что размер заработной платы так называемых «бюджетников», пенсий и пособий одинаков по всей стране, представляется целесообразным введение на уровне Российской Федерации единого размера взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Вносится
депутатами Государственной Думы Абрамовым И.Н., Диденко А.Н., Шериным А.Н.

проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об установлении
единого размера взноса на капитальный ремонт
и внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации

Статья 1
В Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14) внести следующие изменения:
1) пункты 1 – 7 статьи 36.1 исключить;
2) статью 36.1 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"Средства, находящиеся на специальном счете с 01 января 2016 года распределяются между собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально суммарному размеру взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками такого помещения";
3) пункт 1.1 части 1 статьи 44 исключить;
4) часть 8.1 статьи 156 изложить в следующей редакции:
"Размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах устанавливается частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса";
5) часть 8.2 статьи 156 исключить;
6) статью 166 изложить в следующей редакции:
"1. Размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах устанавливается в один рубль за один квадратный метр общей площади, принадлежащей собственнику помещения в многоквартирном доме в месяц.
Размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается в два рубля за один квадратный метр общей площади, принадлежащей собственнику помещения в многоквартирном доме в месяц.
2. Взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах обязаны уплачивать собственники помещений в многоквартирных домах, в которых был произведен капитальный ремонт после 01 января 2000 года за счет средств федерального, регионального или местного бюджетов либо за счет взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений до вступления в законную силу изменений в настоящую статью.
3. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах производится за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и средств из иных источников.
В случае проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет указанных средств, взносы уплачиваются региональному оператору.
4. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
5. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
6. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации";
7) пункт 1 части 1 статьи 167 исключить;
8) в пункте 6 части 1 статьи 167 слова "лицом, на имя которого открыт специальный счет (далее – владелец специального счета), и" исключить;
9) в пункте 7 части 1 статьи 167 слова "владельцем специального счета и (или)" исключить;
10) статью 170 изложить в следующей редакции:
"1. Фонд капитального ремонта формируется путем перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
2. Управляющая компания может осуществить капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за счет кредита, полученного в банке, которому оказана государственная поддержка. Перечень видов государственной поддержки, а также процентную ставку по кредиту на капитальный ремонт устанавливается Правительством Российской Федерации.
По окончании капитального ремонта, осуществленного управляющей компанией, общее собрание жильцов многоквартирного дома обязано подписать акт приема-сдачи выполненных работ в течение тридцати дней со дня объявления управляющей компанией об окончании капитального ремонта.
В случае если общее собрание жильцов не состоится в указанный срок, работы считаются принятыми.
Со дня подписания акта приема-сдачи выполненных работ либо по истечении месяца со дня объявления управляющей компанией об окончании капитального ремонта жители многоквартирного дома уплачивают взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в размере, установленном частью 1 настоящей статьи.
В случае проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет указанных средств, взносы уплачиваются управляющей компании для погашения кредита";
11) часть 2 статьи 171 исключить;
12) части 1, 3 – 4 статьи 172 исключить;
13) статью 173 исключить;
14) в части 1 статьи 174 слова "в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации" исключить;
15) главу 16 исключить;
16) пункт 2 части 1 статьи 180 исключить;
17) в части 3 статьи 180 слова "Положения настоящей части также распространяются на открытие региональным оператором специальных счетов в случаях, если вопрос о выборе российской кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 170 настоящего Кодекса считается переданным на усмотрение регионального оператора" исключить;
18) в части 4 статьи 180 слова " , за исключением специальных счетов," исключить;
19) в части 1 статьи 181 слова " в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170" заменить словами "в соответствии с частью 2 статьи 166";
20) в части 1 статьи 181 слова "перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта," исключить;
21) пункт 6 части 2 статьи 182 исключить;
22) часть 7 статьи 189 исключить;
23) часть 4 статьи 190 изложить в следующей редакции:
"Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта определяется частью 2 статьи 166 настоящего Кодекса".

Статья 2
1. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
2. Поручить Правительству Российской Федерации разработать перечень видов государственной поддержки банков, осуществляющих выдачу кредитов на капитальный ремонт, а также норматив определения процентной ставки по кредиту на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2016 года.


Президент
Российской Федерации



Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
С.Е. НАРЫШКИНУ
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации прошу внести проект федерального закона «Об установлении единого размера взноса на капитальный ремонт и внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».
Приложения:     1. Проект федерального закона на 6 листах.
2. Пояснительная записка к законопроекту на 4 листах.
3. Финансово-экономическое обоснование к законопроекту на 1 листе.
4. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона на 1 листе.
5. Копии текста законопроекта и материалов к нему на магнитном носителе.

С уважением,                                                                                  И.Н. Абрамов

А.Н. Диденко

А.Н. Шерин

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона

«Об установлении
единого размера взноса на капитальный ремонт
и внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

Законопроект предполагает затраты бюджетных средств на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, как и было до введения реформы по капитальному ремонту, предусмотренному Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Затраты предполагается определять при планировании бюджета на следующий год.