1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Информационный юридический центр MosLegist

Законопроект № 843069-6

Председателю Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству

Г.П. ХОВАНСКОЙ




На  № вн. 3.23-6/613 от 24  июля 2015 года


Уважаемая Галина  Петровна!

Рассмотрев проект федерального закона № 843069-6 «О внесении изменений в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации», внесенный Законодательным собранием Ленинградской области, на его соответствие требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункта «д» части первой статьи 105 Регламента Государственной Думы, сообщаем, что, по нашему мнению, необходимости получения на данный законопроект заключения Правительства Российской Федерации не усматривается.


Исполняющий обязанности
начальника управления                                                             Ю.В.Сапожникова


Н.В. Кириченко


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШЕСТОГО СОЗЫВА

КОМИТЕТ ПО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ И
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

Р Е Ш Е Н И Е


3 сентября 2015 года
№ _______

О проекте федерального закона № 843069-6
«О внесении изменений в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации», внесенном Законодательным собранием Ленинградской области

Рассмотрев проект федерального закона № 843069-6 «О внесении изменений в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации», Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству решил:
1. Считать указанный законопроект соответствующим части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы.
2. Ввести комментарий к наименованию законопроекта – «в части установления порядка предоставления освободившихся жилых помещений в квартирах коммунального заселения».
3. Предложить Совету Государственной Думы:
назначить ответственным по указанному законопроекту Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству;
включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2015 года (ноябрь);
направить указанный законопроект и материалы к нему в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения;
установить срок представления в Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству отзывов, предложений и замечаний до 16 октября 2015 года.
4. Назначить ответственным в работе над указанным законопроектом в Комитете Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галину Петровну Хованскую.
5. Направить настоящее решение, законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.


Председатель Комитета
Г.П.Хованская

Проект

РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона № 843069-6
«О внесении изменений в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части установления порядка предоставления освободившихся жилых помещений в квартирах коммунального заселения), внесенном Законодательным собранием Ленинградской области

Принято решение:
1. Назначить Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству ответственным по законопроекту.
2. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2015 года (ноябрь).
3. Направить законопроект и материалы к нему в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для подготовки заключения.
4. Установить срок представления в Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству отзывов, предложений и замечаний до 16 октября 2015 года.
5. Установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – ноябрь 2015 года.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской  Федерации


Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

В соответствии с частью третьей статьи 107 Регламента Государственной Думы вносим на рассмотрение Совета Государственной Думы проект федерального закона № 843069-6 «О внесении изменений в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части установления порядка предоставления освободившихся жилых помещений в квартирах коммунального заселения), внесенный Законодательным собранием Ленинградской области.
Комитет считает, что указанный законопроект соответствует части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы и предлагает принять его к рассмотрению Государственной Думой.
Электронные копии документов и материалов по указанному законопроекту размещены в АСОЗД 3 сентября 2015 года.
Приложения: на ____ л. в 1 экз.


Председатель Комитета
Г.П.Хованская



Бутусова Н.И. (495) 692-47-12
Приложение
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации"


ПЕРЕЧЕНЬ
законов Российской Федерации и законов РСФСР,
федеральных конституционных законов, федеральных законов
и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению
или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении
изменений в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации"


Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР
и Российской Федерации.



Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области                                С.М. Бебенин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации"


Необходимость принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации" вызвана неопределенностью, связанной с отсутствием в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее – ЖК РФ) норм, регулирующих порядок предоставления освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире в случае, когда на такое жилое помещение претендуют несколько нанимателей
и (или) собственников и все они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, а также норм, определяющих срок, по истечении которого орган местного самоуправления вправе предоставить такое жилое помещение иным лицам.
В настоящее время проблема расселения коммунальных квартир остается актуальной для большинства субъектов Российской Федерации, а ее решение – одной из приоритетных задач жилищной политики.
В действующей редакции части 1 статьи 59 ЖК РФ установлено правило предоставления освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире, согласно которому данное жилое помещение предоставляется на основании письменного заявления проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении.
Вместе с тем часто возникают ситуации, когда в одной коммунальной квартире одновременно проживает несколько семей, признанных малоимущими и нуждающимися, и при освобождении жилых помещений между такими семьями возникают споры по уровню обеспеченности жилым помещением проживающих в данной квартире нанимателей и (или) собственников.
При этом практика разрешения таких споров в судах складывается неоднозначно. В течение последних трех лет произошли значительные изменения в толковании части 1 статьи 59 ЖК РФ судами.
Так, ранее суды при разрешении подобных споров исходили из времени принятия нанимателя и (или) собственника на учет в качестве нуждающихся
в жилых помещениях и, соответственно, из длительности их нахождения на таком учете (например, определения Санкт-Петербургского городского суда
от 03.07.2013 по делу № 33-9732, от 20.06.2013 по делу № 33-9299/2013).
Впоследствии суды изменили подход к спорам об очередности предоставления освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и стали основываться на наличии у нанимателя и (или) собственника большей нуждаемости в жилом помещении (например, апелляционные определения Санкт-Петербургского городского суда от 10.09.2013 по делу № 33-12948/2013, от 28.01.2014 по делу № 33-620/2014). При этом судами обращается внимание на то, что предоставление площади при рассмотрении указанных споров осуществляется не в связи с улучшением жилищных условий (статья 57 ЖК РФ), а в связи с освобождением комнаты в коммунальной квартире (статья 59 ЖК РФ).
Представляется, что принцип предоставления освобожденного жилого помещения в коммунальной квартире исходя из большей нуждаемости в жилом помещении является более справедливым и объективным.
Вопрос о предоставлении по договору социального найма освободившейся комнаты в коммунальной квартире также был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который признал, что часть 1 статьи 59 ЖК РФ не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан (Определение от 20.11.2014 № 2601-О). Вместе с тем исходя из указанного Определения следует, что разрешение возникающего на практике вопроса о том, кому из претендентов должно быть предоставлено освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире в случае, если все они соответствуют требованиям, установленным в части 1 статьи 59 ЖК РФ, возможно путем внесения дополнений в действующее законодательство.
Учитывая мнения судебных органов по разрешению рассматриваемого вопроса предлагается внести изменения:
в статью 57 ЖК РФ, исключив из сферы ее действия случаи предоставления освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире
в целях избежания применения в отношении нанимателей и (или) собственников на практике одновременно двух статей 57 и 59 ЖК РФ, содержащих различные порядки предоставления жилых помещений для целей улучшения жилищных условий и освобождения жилого помещения в коммунальной квартире;
в статью 59 ЖК РФ, дополнив ее новыми нормами, включающими порядок предоставления освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире в зависимости от уровня обеспеченности жильем каждого нанимателя и (или) собственника, проживающего в коммунальной квартире и признанного или который может быть признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Анализ правоприменительной практики по предоставлению освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире показывает, что также много проблем возникает по определению срока, по истечении которого орган местного самоуправления вправе предоставить освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире иным лицам, если в ней проживают семьи, которые вправе претендовать на свободное жилое помещение в соответствии
с частями 1 – 3 статьи 59 ЖК РФ, однако с письменным заявлением в орган местного самоуправления не обращаются.
Поскольку в ЖК РФ данный срок не определен, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливают различные сроки и порядок их определения.
Например, в Республике Ингушетия такой срок составляет 30 дней со дня освобождения освободившегося жилого помещения, в г. Нижний Новгород –
14 календарных дней с момента получения заказного письма гражданами, имеющими право на покупку освободившегося жилого помещения.
Большинство органов местного самоуправления в своих нормативных правовых актах, регулирующих вопросы представления освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах, предусматривают, что непредставление лицами, претендующими на свободное жилое помещение, необходимых документов в установленный указанными органами срок с момента получения такими лицами предложения о заключении договора купли-продажи освобождающегося помещения, считается отказом от приобретения освободившегося жилого помещения и является основанием для заселения других лиц на основании договора социального найма.
Так, в г. Великий Новгород в качестве такого срока установлено
10 рабочих дней, в г. Абакан Республики Хакасии – один месяц, в г. Томск –
30 календарных дней, в Аликовском районе Чувашской Республики –
два месяца.
Во многих субъектах Российской Федерации такой срок и порядок его определения вообще не определен, что вызывает трудности при правоприменении.
В целях установления единообразного подхода во всех субъектах Российской Федерации настоящим законопроектом предлагается установить
в части 4 статьи 59 ЖК РФ в качестве такого срока 30 календарных дней со дня освобождения жилого помещения.
Настоящий законопроект направлен на установление порядка и срока предоставления освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире
в вышеупомянутых спорных случаях во избежание судебных споров
и дополнительных издержек, а также на обеспечение защиты конституционного права граждан на жилище.

Проект вносит
Законодательное собрание
Ленинградской области


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса
Российской Федерации


Принят Государственной Думой

Одобрен Советом Федерации


Статья 1

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2009, № 51, ст. 6153; 2012, № 10, ст. 1163) следующие изменения:
1) в части 1 статьи 57 после слов "частью 2 настоящей статьи" дополнить словами "и статьей 59 настоящего Кодекса";
2) в статье 59:
а) часть 4 дополнить словами "по истечении тридцати календарных дней со дня освобождения жилого помещения";
б) дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. В случае если заявления, указанные в частях 1 – 3 настоящей статьи, поданы несколькими нанимателями и (или) собственниками, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма нанимателям и (или) собственникам, в пользовании (собственности) которых находится одно или несколько жилых помещений меньшего размера.".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент
Российской Федерации                                    В. Пути




Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

103265, Москва,
Охотный ряд, д. 1




На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Ленинградской области вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
в качестве законодательной инициативы проект федерального закона
"О внесении изменений в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации".

Приложения:

1.
Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 26 июня
2015 года № 802 "О законодательной инициативе Законодательного собрания Ленинградской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации"  на 2 л.

2.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации "  на 1 л.

3.
Пояснительная записка к проекту федерального закона  на 3 л.

4.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации",  на 1 л.

5.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона  на 1 л.

6.
Копии текста законопроекта и материалов к нему на СD-диске.


Председатель
Законодательного собрания                                С.М. Бебенин



Л.М. Ефремова
274-42-00
Приложение
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации"




ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений
в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации "


Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.


Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области                                С.М. Бебенин