1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Архив Бюллетеня Счетной палаты 2011 год №7

ч.102 отчета

Выводы

1. В рамках реализации перехода органов государственной власти на оказание го­сударственных услуг в электронном виде к 2009 году Агентством была создана инфра­структура общероссийского государственного информационного центра. Работы по соз­данию ОГИЦ проводились в течение 5 лет, общая стоимость информационного центра составила 1930,4 млн. рублей.

Вместе с тем с 2009 года работы по развитию ОГИЦ прекращены, обследование и оценка возможностей дальнейшего использования результатов выполненных Агент­ством работ по созданию ОГИЦ не проводились, планы по дальнейшему использова­нию ОГИЦ в Агентстве отсутствуют, в связи с чем формируются существенные риски утраты достигнутых результатов.

В связи с неиспользованием (невостребованностью) в настоящее время части ре­зультатов, полученных Агентством в процессе создания ОГИЦ, общая сумма неэффек­тивных расходов средств федерального бюджета в проверяемом периоде составила 1094,0 млн. рублей.

2. В рамках ОГИЦ создана подсистема удостоверяющих центров, которая фактиче­ски выполняет функции головного (федерального) удостоверяющего центра для орга­нов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и других государственных организаций, в том числе для предоставления государственных услуг в электронном виде. В связи с неполной загрузкой подсистемы удостоверяющих цен­тров в настоящее время имеется значительный резерв использования мощностей для выпуска сертификатов и ключей ЭЦП.

3. В 2007-2008 годах Агентством проводились работы, связанные с исследованием вопросов перехода органов государственной власти на использование программного обеспечения с открытым кодом, однако в дальнейшем результаты указанных работ не применялись. Неэффективные расходы бюджетных средств, связанные с невостребо­ванностью работ, составили 42,5 млн. рублей.

4. В 2009 году Минкомсвязь России исключила лот с кодом 19.5, предусматриваю­щий внедрение ранее разработанных по заказу Агентства типовых решений в области региональной информатизации, из перечня лотов для формирования заказа по реализа­ции федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», финан­сируемых Агентством за счет средств федерального бюджета. Результаты выполнен­ных работ в настоящее время не используются. Неэффективные расходы бюджетных средств, связанные с неиспользованием указанных типовых решений, составили 219,5 млн. рублей.

5. Вследствие недобросовестного выполнения исполнителями обязательств по 3 го­сударственным контрактам, заключенным Агентством в 2008 году, не были выполнены работы по созданию единой АИС обеспечения деятельности Высшей аттестационной комиссии, АИС обработки информации о нарушениях правил дорожного движения, а также подсистемы мониторинга СМИ в интересах Администрации Президента Рос­сийской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации. Указанные го­сударственные контракты по инициативе заказчика расторгнуты. При этом по состоянию на момент проверки исполнителем работ по созданию подсистемы мониторинга СМИ не возвращен аванс в сумме 4,5 млн. рублей.

6. Права использования результатов работ, выполненных в 2007 и 2008 годах в ин­тересах Минкомсвязи России в рамках 12 государственных контрактов, заключенных Агентством на общую сумму 107,7 млн. рублей, до настоящего времени не переданы в установленном порядке Минкомсвязи России ввиду отсутствия реакции Министерства на официальное обращение Агентства с предложением о заключении соответствующих лицензионных соглашений.

7. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года № 685 исключительные права на результаты научно-технической деятельности, полученные в рамках работ, финансирование которых до стадии практи­ческого применения осуществлялось Российской Федерацией, должны были закреп­ляться за Российской Федерацией.

В ходе проверки установлено, что исключительные права на результаты научно- технической деятельности, полученные в рамках исполнения в проверяемом периоде (до апреля 2009 года) 15 государственных контрактов, заключенных Агентством на общую сумму 157,1 млн. рублей и имеющие практическое применение, были закрепле­ны за исполнителями работ.

Одной из причин сложившейся ситуации явилось отсутствие нормативно опреде­ленного содержания термина «промышленное применение», используемого в пункте 4 Положения о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года № 685, что создавало до апреля 2009 года определенные предпосылки для его произвольного толкования государственными заказчиками.

  1. 8. В 2009 году Агентство выступало заказчиком работ по созданию автоматизиро­ванных информационных систем. Исключительные права на результаты научно- технической деятельности, полученные в рамках 6 государственных контрактов, за­креплены за исполнителем работ, что является нарушением пункта 1 постановления

Узнавала долго. Именно круглосуточная юридическая консультация на сайте "MosLegist.ru", будет оказана по настоящему качественно.

Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года № 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической дея­тельности», поскольку результаты работ в рамках указанных государственных кон­трактов доведены до стадии практического применения. Общая стоимость результатов научно-технической деятельности, полученных в рамках данных государственных контрактов, составила 145,9 млн. рублей.

  1. 9. Отсутствие в актах сдачи-приемки работ, выполненных по заказу Агентства, точного указания на способы использования результатов интеллектуальной деятель­ности, исключительные права на которые переходят к исполнителям государствен­ных контрактов, создает предпосылки к возможному оспариванию прав Российской Федерации на использование результатов интеллектуальной деятельности со сторо­ны правообладателей.

10. В рамках государственного контракта от 30 ноября 2006 года № 4-13-2006/ФЦП ЭР создан программно-технический комплекс «Узел международного взаимодействия в сфере электронной цифровой подписи», реализующий функции «доверенной третьей стороны». Вследствие отсутствия нормативного закрепления функций оператора узла международного взаимодействия в сфере электронной цифровой подписи созданный программно-технический комплекс в настоящее время не востребован.

  1. 11. Отсутствие в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об ин­формации, информационных технологиях и о защите информации» положения, пре­дусматривающего обязательность использования международного кода (единых объектных идентификаторов) в международном информационном обмене, ранее со­держащегося в статье 10 утратившего силу Федерального закона от 4 июля 1996 года № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», затрудняет раз­витие как международного, так и внутрироссийского межведомственного информа­ционного взаимодействия.

Для ведения реестра объектных идентификаторов, необходимого для обеспечения международного информационного взаимодействия, по заказу Агентства был создан прототип прикладной информационной системы федерального удостоверяющего цен­тра ведения единых объектных идентификаторов, который в настоящее время не ис­пользуется. В настоящее время реестр объектных идентификаторов ведется сотрудни­ком Агентства как физическим лицом.

Для внедрения созданного образца в эксплуатацию требуется нормативное закрепле­ние за какой-либо организацией полномочий по ведению такого реестра в Российской Федерации. Неиспользование созданного опытного образца приводит к неэффектив­ным расходам средств федерального бюджета в размере 100,0 тыс. рублей ежегодно.

  1. 12. Согласно данным бухгалтерского учета на балансе Агентства отражены ос­новные средства в размере 1050,2 млн. рублей, которые являются оборудованием в составе ОГИЦ. Данное оборудование в большей части размещено на площадях ФГУП НИИ «Восход» (96 %), а также ФГУП НТЦ «Информрегистр», ЗАО «АНК», ОАО НПО «Икар». Часть поставленного на учет оборудования является инженерной инфраструктурой и практически входит в состав неделимого имущественного ком­плекса ФГУП НИИ «Восход». В настоящее время указанное оборудование исполь­зуется в незначительном объеме, и перспективы его использования не определены.

Ошибка на сайте