ч.102 отчета
Выводы
1. В рамках реализации перехода органов государственной власти на оказание государственных услуг в электронном виде к 2009 году Агентством была создана инфраструктура общероссийского государственного информационного центра. Работы по созданию ОГИЦ проводились в течение 5 лет, общая стоимость информационного центра составила 1930,4 млн. рублей.
Вместе с тем с 2009 года работы по развитию ОГИЦ прекращены, обследование и оценка возможностей дальнейшего использования результатов выполненных Агентством работ по созданию ОГИЦ не проводились, планы по дальнейшему использованию ОГИЦ в Агентстве отсутствуют, в связи с чем формируются существенные риски утраты достигнутых результатов.
В связи с неиспользованием (невостребованностью) в настоящее время части результатов, полученных Агентством в процессе создания ОГИЦ, общая сумма неэффективных расходов средств федерального бюджета в проверяемом периоде составила 1094,0 млн. рублей.
2. В рамках ОГИЦ создана подсистема удостоверяющих центров, которая фактически выполняет функции головного (федерального) удостоверяющего центра для органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и других государственных организаций, в том числе для предоставления государственных услуг в электронном виде. В связи с неполной загрузкой подсистемы удостоверяющих центров в настоящее время имеется значительный резерв использования мощностей для выпуска сертификатов и ключей ЭЦП.
3. В 2007-2008 годах Агентством проводились работы, связанные с исследованием вопросов перехода органов государственной власти на использование программного обеспечения с открытым кодом, однако в дальнейшем результаты указанных работ не применялись. Неэффективные расходы бюджетных средств, связанные с невостребованностью работ, составили 42,5 млн. рублей.
4. В 2009 году Минкомсвязь России исключила лот с кодом 19.5, предусматривающий внедрение ранее разработанных по заказу Агентства типовых решений в области региональной информатизации, из перечня лотов для формирования заказа по реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», финансируемых Агентством за счет средств федерального бюджета. Результаты выполненных работ в настоящее время не используются. Неэффективные расходы бюджетных средств, связанные с неиспользованием указанных типовых решений, составили 219,5 млн. рублей.
5. Вследствие недобросовестного выполнения исполнителями обязательств по 3 государственным контрактам, заключенным Агентством в 2008 году, не были выполнены работы по созданию единой АИС обеспечения деятельности Высшей аттестационной комиссии, АИС обработки информации о нарушениях правил дорожного движения, а также подсистемы мониторинга СМИ в интересах Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации. Указанные государственные контракты по инициативе заказчика расторгнуты. При этом по состоянию на момент проверки исполнителем работ по созданию подсистемы мониторинга СМИ не возвращен аванс в сумме 4,5 млн. рублей.
6. Права использования результатов работ, выполненных в 2007 и 2008 годах в интересах Минкомсвязи России в рамках 12 государственных контрактов, заключенных Агентством на общую сумму 107,7 млн. рублей, до настоящего времени не переданы в установленном порядке Минкомсвязи России ввиду отсутствия реакции Министерства на официальное обращение Агентства с предложением о заключении соответствующих лицензионных соглашений.
7. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года № 685 исключительные права на результаты научно-технической деятельности, полученные в рамках работ, финансирование которых до стадии практического применения осуществлялось Российской Федерацией, должны были закрепляться за Российской Федерацией.
В ходе проверки установлено, что исключительные права на результаты научно- технической деятельности, полученные в рамках исполнения в проверяемом периоде (до апреля 2009 года) 15 государственных контрактов, заключенных Агентством на общую сумму 157,1 млн. рублей и имеющие практическое применение, были закреплены за исполнителями работ.
Одной из причин сложившейся ситуации явилось отсутствие нормативно определенного содержания термина «промышленное применение», используемого в пункте 4 Положения о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года № 685, что создавало до апреля 2009 года определенные предпосылки для его произвольного толкования государственными заказчиками.
- 8. В 2009 году Агентство выступало заказчиком работ по созданию автоматизированных информационных систем. Исключительные права на результаты научно- технической деятельности, полученные в рамках 6 государственных контрактов, закреплены за исполнителем работ, что является нарушением пункта 1 постановления
Узнавала долго. Именно круглосуточная юридическая консультация на сайте "MosLegist.ru", будет оказана по настоящему качественно.
Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года № 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности», поскольку результаты работ в рамках указанных государственных контрактов доведены до стадии практического применения. Общая стоимость результатов научно-технической деятельности, полученных в рамках данных государственных контрактов, составила 145,9 млн. рублей.
- 9. Отсутствие в актах сдачи-приемки работ, выполненных по заказу Агентства, точного указания на способы использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые переходят к исполнителям государственных контрактов, создает предпосылки к возможному оспариванию прав Российской Федерации на использование результатов интеллектуальной деятельности со стороны правообладателей.
10. В рамках государственного контракта от 30 ноября 2006 года № 4-13-2006/ФЦП ЭР создан программно-технический комплекс «Узел международного взаимодействия в сфере электронной цифровой подписи», реализующий функции «доверенной третьей стороны». Вследствие отсутствия нормативного закрепления функций оператора узла международного взаимодействия в сфере электронной цифровой подписи созданный программно-технический комплекс в настоящее время не востребован.
- 11. Отсутствие в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» положения, предусматривающего обязательность использования международного кода (единых объектных идентификаторов) в международном информационном обмене, ранее содержащегося в статье 10 утратившего силу Федерального закона от 4 июля 1996 года № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», затрудняет развитие как международного, так и внутрироссийского межведомственного информационного взаимодействия.
Для ведения реестра объектных идентификаторов, необходимого для обеспечения международного информационного взаимодействия, по заказу Агентства был создан прототип прикладной информационной системы федерального удостоверяющего центра ведения единых объектных идентификаторов, который в настоящее время не используется. В настоящее время реестр объектных идентификаторов ведется сотрудником Агентства как физическим лицом.
Для внедрения созданного образца в эксплуатацию требуется нормативное закрепление за какой-либо организацией полномочий по ведению такого реестра в Российской Федерации. Неиспользование созданного опытного образца приводит к неэффективным расходам средств федерального бюджета в размере 100,0 тыс. рублей ежегодно.
- 12. Согласно данным бухгалтерского учета на балансе Агентства отражены основные средства в размере 1050,2 млн. рублей, которые являются оборудованием в составе ОГИЦ. Данное оборудование в большей части размещено на площадях ФГУП НИИ «Восход» (96 %), а также ФГУП НТЦ «Информрегистр», ЗАО «АНК», ОАО НПО «Икар». Часть поставленного на учет оборудования является инженерной инфраструктурой и практически входит в состав неделимого имущественного комплекса ФГУП НИИ «Восход». В настоящее время указанное оборудование используется в незначительном объеме, и перспективы его использования не определены.