ч.28 отчета
Из решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 19 ноября 2010 года № 56К (758) «О результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ экономической и социальной эффективности налоговой политики в отношении табачных изделий в России и подготовка предложений по ее совершенствованию»:
Утвердить отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия.
Направить информационное письмо Председателю Правительства Российской Федерации В. В. Путину.
Направить информационное письмо в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Говорили долго. Именно юридическая консультация онлайн на сайте "MosLegist.ru", будет действительно профессионально предоставлена.
Направить отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
ОТЧЕТ
о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ экономической и социальной эффективности налоговой политики в отношении табачных изделий в России и подготовка предложений по ее совершенствованию»
Основание для проведения мероприятия: пункт 3.1.17 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2010 год.
Предмет мероприятия
Нормативные правовые акты и другие распорядительные документы, применяемые при прогнозировании доходов федерального бюджета за счет поступлений акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, а также при исчислении и взимании данных акцизов.
Объекты мероприятия
Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Министерство экономического развития Российской Федерации (по запросу), Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (по запросу).
Цель мероприятия
Определение эффективности действующей системы взимания акцизов на табачные изделия.
Проверяемый период деятельности: 2005-2009 годы.
Сроки проведения мероприятия: с 9 августа по 29 октября 2010 года.
Результаты мероприятия 1. Анализ рынка табачной продукции в России
В настоящее время Россия занимает 3 место после Китая и США по производству табачных изделий - более 400 млрд. штук сигарет и папирос в год. Практически весь объем табачной продукции, находящийся в обороте на российском рынке, производится внутри страны.
В значительной степени рост производства табачной продукции связан с выходом в начале 1990-х годов крупных транснациональных табачных компаний на российский табачный рынок. В период между 1992 и 2000 годами общая сумма прямых иностранных инвестиций в российский табачный сектор составила около 2,0 млрд. долл. США. В результате в подавляющем большинстве случаев право собственности на крупнейшие фабрики по производству табачной продукции перешло к иностранным инвесторам. Российские производители табачной продукции не смогли составить конкуренцию крупным транснациональным корпорациям и в дальнейшем вынуждены были уйти с табачного рынка. В настоящее время транснациональные табачные компании контролируют более 95 % российского рынка табачной продукции. Наибольшая доля приходится на компании JTI (Japan Tobacco International) - 35 %, Philip Morris - 27 % и British American Tobacco - 18 процентов.
Инвестирование транснациональными компаниями табачной отрасли России привело к неуклонному росту производства сигарет в нашей стране - в 2006 году по сравнению с 1994 годом оно возросло в 3 раза (со 136 млрд. штук до 414 млрд. штук в год). В 2007-2009 годах объем производства сигарет продолжал оставаться на достаточно высоком уровне.
По данным, представленным Счетной палате Российской Федерации Росстатом (письмо от 26 августа 2010 года № МД 04080/3117), объем и динамика производства табачной продукции за 2005-2009 годы характеризуются следующими показателями:
(млн. штук)
|
Из приведенных данных видно, что табачное производство, оставаясь стабильным по общему объему табачных изделий, существенно изменилось структурно. За 5 лет доля производства папирос уменьшилась с 1,3 % (в 2005 году) до 0,8 % (в 2009 году), а сигарет без фильтра - с 12,2 % (в 2005 году) до 5,2 % (в 2009 году), при этом доля производства сигарет с фильтром выросла с 86,5 % до 94,0 %. Данная динамика свидетельствует об устойчивом смещении потребительских предпочтений в сторону производства наиболее качественных табачных изделий - сигарет с фильтром.
Производство табачных изделий в Российской Федерации сосредоточено в основном в 3 регионах - г. Санкт-Петербурге, г. Москве и Ленинградской области. В 20052009 годах доля производства папирос и сигарет в этих регионах составляла более 66,0 % от общероссийского объема производства табачных изделий.
Табачная промышленность в России в настоящее время является одной из самых стабильных отраслей экономики. По данным, представленным Росстатом, финансовые результаты организаций (без субъектов малого предпринимательства), осуществлявших деятельность по производству табачных изделий, в 2005-2009 годах характеризуются следующими показателями:
(млн. руб.)
|
|
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
||||
сумма |
% к 2005 г. |
сумма |
% к 2006 г. |
сумма |
% к 2007 г. |
сумма |
% к 2008 г. |
||
Коммерческие и управленческие расходы |
6148,1 |
7355,2 |
119,6 |
8210,4 |
111,6 |
9422,8 |
114,8 |
11236,8 |
119,3 |
Прибыль от продаж |
16085,2 |
22258,0 |
138,4 |
26307,8 |
118,2 |
36694,2 |
139,5 |
37596,1 |
102,5 |
Сальдо прочих доходов и расходов |
-1666,9 |
-1247,4 |
74,8 |
-1934,1 |
155,1 |
-5242,1 |
271,0 |
-3568,0 |
68,1 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
14418,3 |
21011,0 |
145,7 |
24373,7 |
116,0 |
31452,1 |
129,0 |
34028,1 |
108,2 |
Рентабельность продаж, % |
18 |
22,7 |
126,1 |
25 |
110,1 |
29,2 |
116,8 |
24,9 |
85,3 |
Из вышеприведенных показателей видно, что в период с 2005 по 2009 год рост прибыли от продажи табачной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, был непрерывным и составлял: в 2006 году - 138,4 %, в 2007 году - 118,2 %, в 2008 году - 139,5 %, в 2009 году - 102,5 %. При этом такой показатель финансового состояния организации, как рентабельность продаж (отношение прибыли от продажи к выручке от продажи продукции), на предприятиях табачной отрасли Российской Федерации в указанном периоде находился на достаточно высоком уровне - он вырос с 18 % в 2005 году до 29,2 % в 2008 году. И даже в 2009 году, в период финансового кризиса, рентабельность продаж в целом по отрасли составила 24,9 %, что говорит об устойчивом финансовом положении предприятий табачной отрасли России.