1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Архив Бюллетеня Счетной палаты 2011 год №7

ч.28 отчета

Из решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 19 ноября 2010 года № 56К (758) «О результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эконо­мической и социальной эффективности налоговой политики в отношении табачных изделий в России и подготовка предложений по ее совершенствованию»:

Утвердить отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия.

Направить информационное письмо Председателю Правительства Российской Федера­ции В. В. Путину.

Направить информационное письмо в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Говорили долго. Именно юридическая консультация онлайн на сайте "MosLegist.ru", будет действительно профессионально предоставлена.

Направить отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в Совет Фе­дерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

ОТЧЕТ

о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ экономической и социальной эффективности налоговой политики в отношении табачных изделий в России и подготовка предложений по ее совершенствованию»

Основание для проведения мероприятия: пункт 3.1.17 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2010 год.

Предмет мероприятия

Нормативные правовые акты и другие распорядительные документы, применяемые при прогнозировании доходов федерального бюджета за счет поступлений акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, а также при исчислении и взимании данных акцизов.

Объекты мероприятия

Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Министерство экономического развития Российской Федерации (по запросу), Мини­стерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (по запросу).

Цель мероприятия

Определение эффективности действующей системы взимания акцизов на табачные изделия.

Проверяемый период деятельности: 2005-2009 годы.

Сроки проведения мероприятия: с 9 августа по 29 октября 2010 года.

Результаты мероприятия 1. Анализ рынка табачной продукции в России

В настоящее время Россия занимает 3 место после Китая и США по производству табачных изделий - более 400 млрд. штук сигарет и папирос в год. Практически весь объем табачной продукции, находящийся в обороте на российском рынке, производит­ся внутри страны.

В значительной степени рост производства табачной продукции связан с выходом в начале 1990-х годов крупных транснациональных табачных компаний на российский табачный рынок. В период между 1992 и 2000 годами общая сумма прямых иностран­ных инвестиций в российский табачный сектор составила около 2,0 млрд. долл. США. В результате в подавляющем большинстве случаев право собственности на крупней­шие фабрики по производству табачной продукции перешло к иностранным инвесто­рам. Российские производители табачной продукции не смогли составить конкуренцию крупным транснациональным корпорациям и в дальнейшем вынуждены были уйти с табачного рынка. В настоящее время транснациональные табачные компании контро­лируют более 95 % российского рынка табачной продукции. Наибольшая доля прихо­дится на компании JTI (Japan Tobacco International) - 35 %, Philip Morris - 27 % и British American Tobacco - 18 процентов.

Инвестирование транснациональными компаниями табачной отрасли России при­вело к неуклонному росту производства сигарет в нашей стране - в 2006 году по срав­нению с 1994 годом оно возросло в 3 раза (со 136 млрд. штук до 414 млрд. штук в год). В 2007-2009 годах объем производства сигарет продолжал оставаться на достаточно высоком уровне.

По данным, представленным Счетной палате Российской Федерации Росстатом (письмо от 26 августа 2010 года № МД 04080/3117), объем и динамика производства табачной продукции за 2005-2009 годы характеризуются следующими показателями:

(млн. штук)

 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

всего

откл.

% к 2005 г.

всего

откл.

% к 2006 г.

всего

откл.

% к 2007 г.

всего

откл.

% к 2008 г.

Папиросы и сигареты

406867

414365

7498

101,8

401086

-13279

96,8

413134

12048

103,0

416129

2995

100,7

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

папиросы

5097

4668

-429

91,6

3588

-1080

76,9

3299

-289

91,9

3239

-60

98,2

сигареты

401770

409697

7927

102,0

397498

-12199

97,0

409835

12337

103,1

412890

3055

100,7

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сигареты с фильтром

352158

368904

16746

104,8

369356

452

100,1

386770

17414

104,7

391328

4558

101,2

сигареты без фильтра

49612

40793

-8819

82,2

28142

-12651

69,0

23065

-5077

82,0

21562

-1503

93,5

 

Из приведенных данных видно, что табачное производство, оставаясь стабильным по общему объему табачных изделий, существенно изменилось структурно. За 5 лет доля производства папирос уменьшилась с 1,3 % (в 2005 году) до 0,8 % (в 2009 году), а сигарет без фильтра - с 12,2 % (в 2005 году) до 5,2 % (в 2009 году), при этом доля производства сигарет с фильтром выросла с 86,5 % до 94,0 %. Данная динамика свиде­тельствует об устойчивом смещении потребительских предпочтений в сторону произ­водства наиболее качественных табачных изделий - сигарет с фильтром.

Производство табачных изделий в Российской Федерации сосредоточено в основ­ном в 3 регионах - г. Санкт-Петербурге, г. Москве и Ленинградской области. В 2005­2009 годах доля производства папирос и сигарет в этих регионах составляла более 66,0 % от общероссийского объема производства табачных изделий.

Табачная промышленность в России в настоящее время является одной из самых стабильных отраслей экономики. По данным, представленным Росстатом, финансовые результаты организаций (без субъектов малого предпринимательства), осуществляв­ших деятельность по производству табачных изделий, в 2005-2009 годах характеризу­ются следующими показателями:

(млн. руб.)

 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

сумма

% к 2005 г.

сумма

% к 2006 г.

сумма

% к 2007 г.

сумма

% к 2008 г.

Выручка от прода­жи товаров, продук­ции, работ, услуг

89131,0

98156,0

110,1

105184,7

107,2

125576,0

119,4

150834,0

120,1

Себестоимость про­данных товаров, про­дукции, работ, услуг

66897,7

68543,0

102,5

70666,5

103,1

79459,0

112,4

102001,0

128,4

 

 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

сумма

% к 2005 г.

сумма

% к 2006 г.

сумма

% к 2007 г.

сумма

% к 2008 г.

Коммерческие и управленческие расходы

6148,1

7355,2

119,6

8210,4

111,6

9422,8

114,8

11236,8

119,3

Прибыль от продаж

16085,2

22258,0

138,4

26307,8

118,2

36694,2

139,5

37596,1

102,5

Сальдо прочих до­ходов и расходов

-1666,9

-1247,4

74,8

-1934,1

155,1

-5242,1

271,0

-3568,0

68,1

Прибыль (убыток) до налогообложения

14418,3

21011,0

145,7

24373,7

116,0

31452,1

129,0

34028,1

108,2

Рентабельность продаж, %

18

22,7

126,1

25

110,1

29,2

116,8

24,9

85,3

 

Из вышеприведенных показателей видно, что в период с 2005 по 2009 год рост прибыли от продажи табачной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, был непрерывным и составлял: в 2006 году - 138,4 %, в 2007 году - 118,2 %, в 2008 году - 139,5 %, в 2009 году - 102,5 %. При этом такой показатель финансового состояния организации, как рентабельность продаж (отношение прибыли от продажи к выручке от продажи продукции), на предприятиях табачной отрасли Российской Федерации в указанном периоде находился на достаточно высоком уровне - он вырос с 18 % в 2005 году до 29,2 % в 2008 году. И даже в 2009 году, в период финансового кризиса, рентабельность продаж в целом по отрасли составила 24,9 %, что говорит об устойчивом финансовом положении предприятий табачной отрасли России.

Ошибка на сайте