1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Архив Бюллетеня Счетной палаты 2011 год №7

ч.30 отчета

Опыт стран как с низким, так и с высоким уровнем доходов подтверждает, что по­вышение акциза на табачные изделия является одним из наиболее эффективных спосо­бов, направленных на сокращение потребления табака. При этом рост акцизов должен сопровождаться и другими мерами по борьбе с табаком - такими, как всесторонний за­прет на рекламу табака и курение в общественных местах в рамках всеобъемлющей на­циональной стратегии по противодействию потреблению табака.

В Женеве 21 мая 2003 года 192 странами подписана многосторонняя Рамочная кон­венция ВОЗ по борьбе против табака. В 2008 году Российская Федерация, приняв Феде­ральный закон от 24 апреля 2008 года № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федера­ции к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака», присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

В Концепции осуществления государственной политики противодействия потреб­лению табака на 2010-2015 годы (далее - Концепция), разработанной в соответствии со статьей 5 Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака и утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 1563-р, отмечено следующее.

Потребление табака, в том числе в виде табачных изделий, является существенной угрозой для здоровья граждан Российской Федерации. С потреблением табака и воз­действием табачного дыма связан ряд социальных, экономических и экологических по­следствий, а ущерб здоровью от потребления табака ложится тяжелым бременем на общество и государство. Узнавала долго. Что юридическая консультация призывникам на сайте "MosLegist.ru", является действительно профессионально оказана.

В Концепции также указано, что продвижению табачной продукции на рынок Рос­сийской Федерации и дальнейшему увеличению числа ее потребителей способствуют низкие налоги и цены на табачные изделия, активная реклама табака, низкая информи­рованность населения о вреде потребления табака и воздействия табачного дыма на че­ловека, недостаточный уровень организации профилактической работы и медицинской помощи, направленных на отказ от потребления табака.

Одним из основных целевых ориентиров при реализации мероприятий по сниже­нию потребления табака, определенных Концепцией, является поэтапное увеличение налога на табачные изделия, установление равных ставок акцизов для сигарет с фильт­ром и без фильтра, включая увеличение адвалорной и специфической ставок акцизов, с доведением до среднего уровня среди стран Европейского региона Всемирной орга­низации здравоохранения.

Повышение цен на сигареты и другие табачные изделия, как указано в Концепции, ведет к сокращению числа граждан, потребляющих табак, и к сокращению количества потребляемого табака теми, кто продолжает его потреблять. Повышение цен на табач­ные изделия является особенно эффективным способом для предотвращения или со­кращения потребления табака среди детей, подростков и малоимущих граждан.

В целях обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнитель­ной власти, взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с заинтересованными общественными организациями в соответст­вии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 1478-р «О возложении на Минздравсоцразвития России функций по координации проведения работ и обеспечению выполнения Российской Федерацией обязательств, вытекающих из Конвенции ВОЗ по борьбе против табака от 21 мая 2003 года» на Мин- здравсоцразвития России возложены функции по координации проведения работ и обеспечению выполнения Российской Федерацией обязательств, вытекающих из Ра­мочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

Во исполнение возложенных функций Минздравсоцразвития России подготовило и в июле 2010 года внесло на рассмотрение в Правительство Российской Федерации проект национальной стратегии по борьбе против табака на 2010-2015 годы. Проект национальной стратегии по борьбе против табака на 2010-2015 годы предусматривает комплекс мер, включая ценовые и налоговые - наиболее эффективные и важные для сокращения потребления табака различными группами населения.

Минздравсоцразвития России направило письмо в адрес Минфина России (письмо от 12 июля 2010 года № 24-4/10/1-3101), в котором предлагалось поэтапное повышение ставок акцизов на табачную продукцию, позволяющее избежать неблагоприятные по­следствия на рынке, но при этом достигнуть к 2015 году в Российской Федерации сред­него среди стран ВОЗ уровня налогообложения табачных изделий, а именно: ставки минимального акциза на табачные изделия в 2011 году поднять до 750 рублей за 1000 штук, в 2012 году - до 1500 рублей за 1000 штук.

3. Экономическая эффективность налоговой политики. Состояние расчетов с федеральным бюджетом в исследуемом периоде по акцизам на табачную продукцию. Динамика начисленных и уплаченных платежей, полнота и своевременность их уплаты

Согласно статистической налоговой отчетности по форме № 1-НМ «Отчет о посту­плении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Россий­ской Федерации» динамика начислений и поступлений акцизов на табачную продук­цию в 2005-2009 годах характеризуется следующими показателями:

Показатели

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Начислено к уплате в федеральный бюджет акцизов на табачные изделия, млн. руб.

27227,8

36586,9

49332,8

63648,2

78755,6

Поступило в федеральный бюджет акцизов на та­бачные изделия, млн. руб.

28882,9

35464,8

49345,6

63808,1

78261,0

Собираемость акцизов на табачные изделия, %

106,1

96,9

100,0

100,2

99,4

Темп роста поступлений акцизов на табачные изделия к предыдущему году, %

 

22,8

39,1

29,3

22,6

Доля поступивших акцизов на табачные изделия в об­щем объеме поступлений в федеральный бюджет нало­гов, сборов и иных обязательных платежей, админист- рируемых ФНС России, %

1,2

1,3

1,5

1,8

3,1

Доля поступивших акцизов на табачные изделия в об­щем объеме поступлений в бюджетную систему Рос­сийской Федерации налоговых и других доходов, адми- нистрируемых ФНС России, %

0,6

0,6

0,7

0,8

1,2

 

Приведенные данные свидетельствуют о ежегодном росте поступлений акцизов на табачную продукцию. Объем поступивших акцизов на табачные изделия в 2006 году по сравнению с предыдущим годом увеличился на 6581,9 млн. рублей, или на 22,8 %; в 2007 году по сравнению с 2006 годом - на 13880,8 млн. рублей, или на 39,1 %; в 2008 го­ду по сравнению с 2007 годом - на 14462,5 млн. рублей, или на 29,3 %; в 2009 году по сравнению с 2008 годом - на 14452,9 млн. рублей, или на 22,6 процента.

Ошибка на сайте