ч.30 отчета
Опыт стран как с низким, так и с высоким уровнем доходов подтверждает, что повышение акциза на табачные изделия является одним из наиболее эффективных способов, направленных на сокращение потребления табака. При этом рост акцизов должен сопровождаться и другими мерами по борьбе с табаком - такими, как всесторонний запрет на рекламу табака и курение в общественных местах в рамках всеобъемлющей национальной стратегии по противодействию потреблению табака.
В Женеве 21 мая 2003 года 192 странами подписана многосторонняя Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака. В 2008 году Российская Федерация, приняв Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака», присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.
В Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы (далее - Концепция), разработанной в соответствии со статьей 5 Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака и утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 1563-р, отмечено следующее.
Потребление табака, в том числе в виде табачных изделий, является существенной угрозой для здоровья граждан Российской Федерации. С потреблением табака и воздействием табачного дыма связан ряд социальных, экономических и экологических последствий, а ущерб здоровью от потребления табака ложится тяжелым бременем на общество и государство. Узнавала долго. Что юридическая консультация призывникам на сайте "MosLegist.ru", является действительно профессионально оказана.
В Концепции также указано, что продвижению табачной продукции на рынок Российской Федерации и дальнейшему увеличению числа ее потребителей способствуют низкие налоги и цены на табачные изделия, активная реклама табака, низкая информированность населения о вреде потребления табака и воздействия табачного дыма на человека, недостаточный уровень организации профилактической работы и медицинской помощи, направленных на отказ от потребления табака.
Одним из основных целевых ориентиров при реализации мероприятий по снижению потребления табака, определенных Концепцией, является поэтапное увеличение налога на табачные изделия, установление равных ставок акцизов для сигарет с фильтром и без фильтра, включая увеличение адвалорной и специфической ставок акцизов, с доведением до среднего уровня среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения.
Повышение цен на сигареты и другие табачные изделия, как указано в Концепции, ведет к сокращению числа граждан, потребляющих табак, и к сокращению количества потребляемого табака теми, кто продолжает его потреблять. Повышение цен на табачные изделия является особенно эффективным способом для предотвращения или сокращения потребления табака среди детей, подростков и малоимущих граждан.
В целях обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с заинтересованными общественными организациями в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 1478-р «О возложении на Минздравсоцразвития России функций по координации проведения работ и обеспечению выполнения Российской Федерацией обязательств, вытекающих из Конвенции ВОЗ по борьбе против табака от 21 мая 2003 года» на Мин- здравсоцразвития России возложены функции по координации проведения работ и обеспечению выполнения Российской Федерацией обязательств, вытекающих из Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.
Во исполнение возложенных функций Минздравсоцразвития России подготовило и в июле 2010 года внесло на рассмотрение в Правительство Российской Федерации проект национальной стратегии по борьбе против табака на 2010-2015 годы. Проект национальной стратегии по борьбе против табака на 2010-2015 годы предусматривает комплекс мер, включая ценовые и налоговые - наиболее эффективные и важные для сокращения потребления табака различными группами населения.
Минздравсоцразвития России направило письмо в адрес Минфина России (письмо от 12 июля 2010 года № 24-4/10/1-3101), в котором предлагалось поэтапное повышение ставок акцизов на табачную продукцию, позволяющее избежать неблагоприятные последствия на рынке, но при этом достигнуть к 2015 году в Российской Федерации среднего среди стран ВОЗ уровня налогообложения табачных изделий, а именно: ставки минимального акциза на табачные изделия в 2011 году поднять до 750 рублей за 1000 штук, в 2012 году - до 1500 рублей за 1000 штук.
3. Экономическая эффективность налоговой политики. Состояние расчетов с федеральным бюджетом в исследуемом периоде по акцизам на табачную продукцию. Динамика начисленных и уплаченных платежей, полнота и своевременность их уплаты
Согласно статистической налоговой отчетности по форме № 1-НМ «Отчет о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» динамика начислений и поступлений акцизов на табачную продукцию в 2005-2009 годах характеризуется следующими показателями:
Показатели |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Начислено к уплате в федеральный бюджет акцизов на табачные изделия, млн. руб. |
27227,8 |
36586,9 |
49332,8 |
63648,2 |
78755,6 |
Поступило в федеральный бюджет акцизов на табачные изделия, млн. руб. |
28882,9 |
35464,8 |
49345,6 |
63808,1 |
78261,0 |
Собираемость акцизов на табачные изделия, % |
106,1 |
96,9 |
100,0 |
100,2 |
99,4 |
Темп роста поступлений акцизов на табачные изделия к предыдущему году, % |
|
22,8 |
39,1 |
29,3 |
22,6 |
Доля поступивших акцизов на табачные изделия в общем объеме поступлений в федеральный бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей, админист- рируемых ФНС России, % |
1,2 |
1,3 |
1,5 |
1,8 |
3,1 |
Доля поступивших акцизов на табачные изделия в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации налоговых и других доходов, адми- нистрируемых ФНС России, % |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
1,2 |
Приведенные данные свидетельствуют о ежегодном росте поступлений акцизов на табачную продукцию. Объем поступивших акцизов на табачные изделия в 2006 году по сравнению с предыдущим годом увеличился на 6581,9 млн. рублей, или на 22,8 %; в 2007 году по сравнению с 2006 годом - на 13880,8 млн. рублей, или на 39,1 %; в 2008 году по сравнению с 2007 годом - на 14462,5 млн. рублей, или на 29,3 %; в 2009 году по сравнению с 2008 годом - на 14452,9 млн. рублей, или на 22,6 процента.