1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Архив Бюллетеня Счетной палаты 2011 год №7

ч.32 отчета

По данным статистической налоговой отчетности по форме № 4-НМ «Задолженность по налогам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации», по состоянию на 1 января 2010 года общая сумма задолженности предприятий по акци­зам на табачную продукцию в федеральный бюджет составила 441,2 млн. рублей (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций на общую сумму 147,1 млн. рублей), увеличившись в течение 2009 года на 185,7 млн. рублей, или в 1,7 раза.

В исследуемом периоде обращает на себя внимание ежегодный рост задолженности, приостановленной к взысканию в связи с введением процедур банкротства. Так, если в 2006 году данная задолженность составляла 89,7 млн. рублей, то в 2007 году - 126,1 млн. рублей, в 2008 году - 204,3 млн. рублей и в 2009 году - 216,0 млн. рублей.

В течение 2005-2009 годов признаны банкротами более 30 организаций, являвшихся отечественными производителями табачной продукции. Кроме того, по состоянию на 1 сентября 2010 года числятся как отсутствующие должники еще 16 организаций, осуще­ствлявших ранее производство табачных изделий на территории Российской Федерации. Говорили долго. Что юридические консультации по семейному праву в фирме "MosLegist.ru", является по настоящему профессионально оказана.

Таким образом, в последние годы происходила форсированная консолидация та­бачного производства. Еще в 2000 году на территории Российской Федерации действо­вало 120 заводов по производству табачных изделий4. В то же время, при сокращении числа налогоплательщиков наблюдается ежегодный рост доходов федерального бюд­жета от сборов акцизов на табачные изделия, что в первую очередь обусловлено повы­шением ставок акцизов.

Однако, говоря о росте платежей по акцизам на табачные изделия, необходимо учи­тывать, что на территории России производство табачных изделий также облагается ря­дом других налогов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом в последние годы государством проводилась налоговая политика, направленная на стимулирование любого вида производства, в том числе и табачного. Так, в 2004 году ставка по НДС была снижена с 20 % до 18 %, а в 2009 году ставка по налогу на прибыль организаций снижена с 24 % до 20 процентов.

4. Действующая система взимания акцизов на табачную продукцию и ее эффективность с точки зрения формирования федерального бюджета

В соответствии с главой 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) акцизами облагаются следующие табачные изделия: табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, сига­ры, сигариллы, сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы.

Налогоплательщиками акциза признаются организации и индивидуальные пред­приниматели, совершающие операции, признаваемые объектом налогообложения акци­зами. В частности, акциз следует начислять при реализации на территории Российской Федерации произведенных табачных изделий.

При исчислении акцизов могут применяться следующие виды ставок: специфиче­ские, адвалорные и комбинированные.

Специфические ставки акциза устанавливаются в твердой сумме (в рублях и копей­ках за единицу измерения в натуральном выражении). Такие ставки установлены на: табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (в руб. за 1 кг), сигары (в руб. и коп. за 1 шт.), сигариллы (в руб. за 1000 шт.).

Адвалорные ставки акциза устанавливаются в процентах к стоимости подакцизных товаров.

Комбинированные ставки акциза состоят из 2 частей: специфической и адвалорной. Комбинированные ставки применяются только при исчислении акциза на сигареты с фильтром, сигареты без фильтра и папиросы.

До 1997 года в России действовала адвалорная система взимания акцизов на табач­ную продукцию, с 1997 по 2002 год - специфическая. В 2003 году введена комбиниро­ванная система взимания акцизов на табачные изделия.

В период с 2003 по 2006 год адвалорная составляющая исчислялась исходя из отпу­скной цены на табачную продукцию, реализованную производителем, с 2007 года - ис­ходя из максимальной розничной цены.

Информация о ставках акцизов на табачные изделия в 2005-2009 годах представле­на в следующей таблице:

Наименование табачных изделий

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Табак трубочный

620 руб. за 1 кг

676 руб. за 1 кг

-

-

-

Табак курительный

254 руб. за 1 кг

277 руб. за 1 кг

-

-

-

Табак трубочный, кури­тельный, жевательный, сосательный нюхатель­ный, кальянный

 

 

300 руб. за 1 кг

300 руб. за 1 кг

300 руб. за 1 кг

4 «Экономика налогообложения табачных изделий в России», «Союз», Париж, 2008 год.

 

 

Наименование табачных изделий

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Сигары

15 руб. за 1 шт.

16,35 руб. за 1 шт.

17,75 руб. за 1 шт.

17,75 руб. за 1 шт.

17,75 руб. за 1 шт.

Сигариллы

170 руб. за 1 тыс. шт.

200 руб. за 1 тыс. шт.

217 руб. за 1 тыс. шт.

232 руб. за 1 тыс. шт.

247 руб. за 1 тыс. шт.

Сигареты с фильтром

65 руб. за 1 тыс. шт. + 8 %, но не менее 20 % от отпускной цены

78 руб. за 1 тыс. шт. + 8 %, но не менее 25 % от отпускной цены

100 руб. за 1 тыс. шт. + 5 % расчет­ной стоимости, но не менее 115 руб. за 1 тыс. шт.

120 руб. за 1 тыс. шт. + 5,5 % расчет­ной стоимости, но не менее 142 руб. за 1 тыс. шт.

145 руб. за 1 тыс. шт. + 6 % расчет­ной стоимости, но не менее 172 руб. за 1 тыс. шт.

Сигареты без фильтра, папиросы

28 руб. за 1 тыс. шт. + 8 %, но не менее 20 % от отпускной цены

35 руб. за 1 тыс. шт. + 8 %, но не менее 25 % от отпускной цены

45 руб. за 1 тыс. шт. + 5 % расчет­ной стоимости, но не менее 60 руб. за 1 тыс. шт.

55 руб. за 1 тыс. шт. + 5,5 % рас­четной стоимости, но не менее 72 руб. за 1 тыс. шт.

70 руб. за 1 тыс. шт. + 6 % расчет­ной стоимости, но не менее 90 руб. за 1 тыс. шт.

 

Как предусмотрено статьей 187 Налогового кодекса, налоговая база по табачным изделиям, в отношении которых установлены специфические ставки акциза, определя­ется как объем реализованной или переданной продукции в натуральном выражении. Таким образом, при реализации произведенного табака, за исключением табака, ис­пользуемого в качестве сырья для производства табачной продукции, налоговая база определяется как количество реализованной продукции в килограммах, при реализации сигар - как количество реализованной продукции в штуках, а при реализации сигарилл - как количество реализованной продукции в тысячах штук.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 187 Налогового кодекса налоговая база при реализации (передаче) сигарет и папирос, произведенных налогоплательщи­ком, определяется как объем реализованных (переданных) товаров в натуральном вы­ражении и как расчетная стоимость этих товаров, исчисленная исходя из максимальных розничных цен.

Порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении кото­рых установлены комбинированные налоговые ставки, регламентируется статьей 187.1 Налогового кодекса. Согласно данной статье расчетная стоимость определяется как произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке), и количества реализованных в отчетном налоговом периоде упаковок (пачек) сигарет или папирос.

Ошибка на сайте