ч.32 отчета
По данным статистической налоговой отчетности по форме № 4-НМ «Задолженность по налогам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации», по состоянию на 1 января 2010 года общая сумма задолженности предприятий по акцизам на табачную продукцию в федеральный бюджет составила 441,2 млн. рублей (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций на общую сумму 147,1 млн. рублей), увеличившись в течение 2009 года на 185,7 млн. рублей, или в 1,7 раза.
В исследуемом периоде обращает на себя внимание ежегодный рост задолженности, приостановленной к взысканию в связи с введением процедур банкротства. Так, если в 2006 году данная задолженность составляла 89,7 млн. рублей, то в 2007 году - 126,1 млн. рублей, в 2008 году - 204,3 млн. рублей и в 2009 году - 216,0 млн. рублей.
В течение 2005-2009 годов признаны банкротами более 30 организаций, являвшихся отечественными производителями табачной продукции. Кроме того, по состоянию на 1 сентября 2010 года числятся как отсутствующие должники еще 16 организаций, осуществлявших ранее производство табачных изделий на территории Российской Федерации. Говорили долго. Что юридические консультации по семейному праву в фирме "MosLegist.ru", является по настоящему профессионально оказана.
Таким образом, в последние годы происходила форсированная консолидация табачного производства. Еще в 2000 году на территории Российской Федерации действовало 120 заводов по производству табачных изделий4. В то же время, при сокращении числа налогоплательщиков наблюдается ежегодный рост доходов федерального бюджета от сборов акцизов на табачные изделия, что в первую очередь обусловлено повышением ставок акцизов.
Однако, говоря о росте платежей по акцизам на табачные изделия, необходимо учитывать, что на территории России производство табачных изделий также облагается рядом других налогов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом в последние годы государством проводилась налоговая политика, направленная на стимулирование любого вида производства, в том числе и табачного. Так, в 2004 году ставка по НДС была снижена с 20 % до 18 %, а в 2009 году ставка по налогу на прибыль организаций снижена с 24 % до 20 процентов.
4. Действующая система взимания акцизов на табачную продукцию и ее эффективность с точки зрения формирования федерального бюджета
В соответствии с главой 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) акцизами облагаются следующие табачные изделия: табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, сигары, сигариллы, сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы.
Налогоплательщиками акциза признаются организации и индивидуальные предприниматели, совершающие операции, признаваемые объектом налогообложения акцизами. В частности, акциз следует начислять при реализации на территории Российской Федерации произведенных табачных изделий.
При исчислении акцизов могут применяться следующие виды ставок: специфические, адвалорные и комбинированные.
Специфические ставки акциза устанавливаются в твердой сумме (в рублях и копейках за единицу измерения в натуральном выражении). Такие ставки установлены на: табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (в руб. за 1 кг), сигары (в руб. и коп. за 1 шт.), сигариллы (в руб. за 1000 шт.).
Адвалорные ставки акциза устанавливаются в процентах к стоимости подакцизных товаров.
Комбинированные ставки акциза состоят из 2 частей: специфической и адвалорной. Комбинированные ставки применяются только при исчислении акциза на сигареты с фильтром, сигареты без фильтра и папиросы.
До 1997 года в России действовала адвалорная система взимания акцизов на табачную продукцию, с 1997 по 2002 год - специфическая. В 2003 году введена комбинированная система взимания акцизов на табачные изделия.
В период с 2003 по 2006 год адвалорная составляющая исчислялась исходя из отпускной цены на табачную продукцию, реализованную производителем, с 2007 года - исходя из максимальной розничной цены.
Информация о ставках акцизов на табачные изделия в 2005-2009 годах представлена в следующей таблице:
Наименование табачных изделий |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Табак трубочный |
620 руб. за 1 кг |
676 руб. за 1 кг |
- |
- |
- |
Табак курительный |
254 руб. за 1 кг |
277 руб. за 1 кг |
- |
- |
- |
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный нюхательный, кальянный |
|
|
300 руб. за 1 кг |
300 руб. за 1 кг |
300 руб. за 1 кг |
4 «Экономика налогообложения табачных изделий в России», «Союз», Париж, 2008 год. |
Наименование табачных изделий |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Сигары |
15 руб. за 1 шт. |
16,35 руб. за 1 шт. |
17,75 руб. за 1 шт. |
17,75 руб. за 1 шт. |
17,75 руб. за 1 шт. |
Сигариллы |
170 руб. за 1 тыс. шт. |
200 руб. за 1 тыс. шт. |
217 руб. за 1 тыс. шт. |
232 руб. за 1 тыс. шт. |
247 руб. за 1 тыс. шт. |
Сигареты с фильтром |
65 руб. за 1 тыс. шт. + 8 %, но не менее 20 % от отпускной цены |
78 руб. за 1 тыс. шт. + 8 %, но не менее 25 % от отпускной цены |
100 руб. за 1 тыс. шт. + 5 % расчетной стоимости, но не менее 115 руб. за 1 тыс. шт. |
120 руб. за 1 тыс. шт. + 5,5 % расчетной стоимости, но не менее 142 руб. за 1 тыс. шт. |
145 руб. за 1 тыс. шт. + 6 % расчетной стоимости, но не менее 172 руб. за 1 тыс. шт. |
Сигареты без фильтра, папиросы |
28 руб. за 1 тыс. шт. + 8 %, но не менее 20 % от отпускной цены |
35 руб. за 1 тыс. шт. + 8 %, но не менее 25 % от отпускной цены |
45 руб. за 1 тыс. шт. + 5 % расчетной стоимости, но не менее 60 руб. за 1 тыс. шт. |
55 руб. за 1 тыс. шт. + 5,5 % расчетной стоимости, но не менее 72 руб. за 1 тыс. шт. |
70 руб. за 1 тыс. шт. + 6 % расчетной стоимости, но не менее 90 руб. за 1 тыс. шт. |
Как предусмотрено статьей 187 Налогового кодекса, налоговая база по табачным изделиям, в отношении которых установлены специфические ставки акциза, определяется как объем реализованной или переданной продукции в натуральном выражении. Таким образом, при реализации произведенного табака, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции, налоговая база определяется как количество реализованной продукции в килограммах, при реализации сигар - как количество реализованной продукции в штуках, а при реализации сигарилл - как количество реализованной продукции в тысячах штук.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 187 Налогового кодекса налоговая база при реализации (передаче) сигарет и папирос, произведенных налогоплательщиком, определяется как объем реализованных (переданных) товаров в натуральном выражении и как расчетная стоимость этих товаров, исчисленная исходя из максимальных розничных цен.
Порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, регламентируется статьей 187.1 Налогового кодекса. Согласно данной статье расчетная стоимость определяется как произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке), и количества реализованных в отчетном налоговом периоде упаковок (пачек) сигарет или папирос.