ч.33 отчета
Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.
Под маркой (наименованием) в целях налогообложения понимается ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок (наименований) одним или несколькими из следующих признаков - индивидуализированным обозначением (названием), присвоенным производителем или лицензиаром, рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой.
Начиная с 1 января 2007 года производители наносят на каждую пачку сигарет с фильтром, с 1 июля 2007 года - на каждую пачку сигарет без фильтра и папирос максимальную розничную цену.
Налогоплательщик обязан подать в налоговый орган по месту учета уведомление о максимальных розничных ценах по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий не позднее, чем за 10 календарных дней до начала календарного месяца, начиная с которого будут наноситься указанные в уведомлении максимальные розничные цены. Говорили долго. Только круглосуточная юридическая консультация на сайте "MosLegist.ru", будет по настоящему качественно предоставлена.
Исходя из заявленных в уведомлении максимальных розничных цен налогоплательщик и должен исчислять налоговую базу, соответствующую адвалорной составляющей комбинированной ставки акциза. Максимальные розничные цены, заявленные в уведомлении, а также сведения о месяце и годе изготовления наносятся на пачку сигарет (папирос), начиная с 1-го числа месяца, следующего за датой подачи уведомления, и действуют не менее 1 календарного месяца.
Использование в налогообложении табачных изделий комбинированных ставок, с одной стороны, не позволяет значительно минимизировать налоговые обязательства, с другой стороны, обеспечивает рост доходов бюджета от данного вида налогообложения без частой индексации специфических ставок.
Однако, как показывает практика, использование адвалорной составляющей комбинированной налоговой ставки от максимальных розничных цен значительно усложняет налоговое администрирование акцизов на табачные изделия, так как контроль за соблюдением максимальных розничных цен возможно осуществить только в розничной сети. При этом обязанность по контролю за соблюдением максимальных розничных цен на налоговые органы не возложена, данный контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
В соответствии со статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены административные штрафы за завышение максимальной розничной цены на сигареты и папиросы для юридических и физических лиц, осуществляющих розничную торговлю. Завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 тыс. рублей; на должностных лиц - 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более 1 года.
По данным, представленным Роспотребнадзором (письмо от 3 сентября 2010 года № 01/12714-0-23) Счетной палате Российской Федерации, за 2007-2009 годы было проведено более 70 тысяч проверок соблюдения хозяйствующими субъектами правил розничной торговли табачными изделиями. В частности, в 2007 году проведено 45 тысяч проверок, в 2008 году - 8 тысяч проверок, в 2009 году - более 20 тысяч проверок, из них, соответственно, доля проверок, выявивших нарушения, составила в 2007 году 26 %, в 2008 году - 21 %, в 2009 году - 16 %. При этом основная доля выявленных правонарушений (80 %) приходилась на случаи завышения продавцами максимальной розничной цены. Результаты проверок показали, что основная доля нарушений (90 %) приходится на индивидуальных предпринимателей, из них 70 % - нарушения, выявленные при осуществлении ими торговой деятельности через предприятия мелкой розницы (киоски, ларьки).
Таким образом, при переходе в 2007 году к исчислению акциза на табачные изделия на основании максимальных розничных цен возникли проблемы контроля за соблюдением правил розничной торговли табачными изделиями, так как количество мест розничной продажи табачных изделий в России в настоящее время очень велико (от 300 до 370 тысяч).
Структура розничной продажи табачной продукции в Российской Федерации такова: киоски - 42,8 %, продуктовые магазины - 33,1 %, гипермаркеты (супермаркеты) - 12,4 %, рынки - 10,9 %, автозаправочные станции - 0,8 %. Приведенная структура свидетельствует о том, что киоски являются одним из основных видов каналов сбыта табачной продукции[1].
Таким образом, с 2007 года эффективные меры налогового контроля по обеспечению уплаты акцизов на табачную продукцию в полном объеме практически отсутствуют, так как налогоплательщиками акциза являются производители табачной продукции, которые не осуществляют розничную реализацию табачной продукции. У налоговых органов отсутствует возможность доначисления налоговых платежей и применения штрафных санкций в случае реализации табачной продукции по ценам, превышающим максимальные розничные цены, заявленные производителем.
[1] Отчет по научно-исследовательской работе «Анализ эффективности системы взимания и администрирования акцизов на табачную продукцию», Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, 2010 год.