1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Архив Бюллетеня Счетной палаты 2011 год №7

ч.33 отчета

Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица по­требительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потреби­телям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) та­бачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.

Под маркой (наименованием) в целях налогообложения понимается ассортимент­ная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок (наименований) одним или несколькими из следующих признаков - индивидуализированным обозначением (названием), присвоенным производителем или лицензиаром, рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой.

Начиная с 1 января 2007 года производители наносят на каждую пачку сигарет с фильтром, с 1 июля 2007 года - на каждую пачку сигарет без фильтра и папирос мак­симальную розничную цену.

Налогоплательщик обязан подать в налоговый орган по месту учета уведомление о максимальных розничных ценах по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий не позднее, чем за 10 календарных дней до начала календарного месяца, начиная с которого будут наноситься указанные в уведомлении максимальные розничные цены. Говорили долго. Только круглосуточная юридическая консультация на сайте "MosLegist.ru", будет по настоящему качественно предоставлена.

Исходя из заявленных в уведомлении максимальных розничных цен налогопла­тельщик и должен исчислять налоговую базу, соответствующую адвалорной состав­ляющей комбинированной ставки акциза. Максимальные розничные цены, заявленные в уведомлении, а также сведения о месяце и годе изготовления наносятся на пачку си­гарет (папирос), начиная с 1-го числа месяца, следующего за датой подачи уведомле­ния, и действуют не менее 1 календарного месяца.

Использование в налогообложении табачных изделий комбинированных ставок, с одной стороны, не позволяет значительно минимизировать налоговые обязательства, с другой стороны, обеспечивает рост доходов бюджета от данного вида налогообложе­ния без частой индексации специфических ставок.

Однако, как показывает практика, использование адвалорной составляющей комбини­рованной налоговой ставки от максимальных розничных цен значительно усложняет нало­говое администрирование акцизов на табачные изделия, так как контроль за соблюдением максимальных розничных цен возможно осуществить только в розничной сети. При этом обязанность по контролю за соблюдением максимальных розничных цен на налоговые ор­ганы не возложена, данный контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

В соответствии со статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административ­ных правонарушениях предусмотрены административные штрафы за завышение мак­симальной розничной цены на сигареты и папиросы для юридических и физических лиц, осуществляющих розничную торговлю. Завышение максимальной розничной це­ны, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 тыс. рублей; на должно­стных лиц - 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (рабо­ты, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) за весь период, в течение которого совершалось пра­вонарушение, но не более 1 года.

По данным, представленным Роспотребнадзором (письмо от 3 сентября 2010 года № 01/12714-0-23) Счетной палате Российской Федерации, за 2007-2009 годы было про­ведено более 70 тысяч проверок соблюдения хозяйствующими субъектами правил роз­ничной торговли табачными изделиями. В частности, в 2007 году проведено 45 тысяч проверок, в 2008 году - 8 тысяч проверок, в 2009 году - более 20 тысяч проверок, из них, соответственно, доля проверок, выявивших нарушения, составила в 2007 году 26 %, в 2008 году - 21 %, в 2009 году - 16 %. При этом основная доля выявленных правона­рушений (80 %) приходилась на случаи завышения продавцами максимальной розничной цены. Результаты проверок показали, что основная доля нарушений (90 %) приходится на индивидуальных предпринимателей, из них 70 % - нарушения, выявленные при осуществ­лении ими торговой деятельности через предприятия мелкой розницы (киоски, ларьки).

Таким образом, при переходе в 2007 году к исчислению акциза на табачные изде­лия на основании максимальных розничных цен возникли проблемы контроля за со­блюдением правил розничной торговли табачными изделиями, так как количество мест розничной продажи табачных изделий в России в настоящее время очень велико (от 300 до 370 тысяч).

Структура розничной продажи табачной продукции в Российской Федерации такова: киоски - 42,8 %, продуктовые магазины - 33,1 %, гипермаркеты (супермаркеты) - 12,4 %, рынки - 10,9 %, автозаправочные станции - 0,8 %. Приведенная структура свидетельствует о том, что киоски являются одним из основных видов каналов сбыта табачной продукции[1].

Таким образом, с 2007 года эффективные меры налогового контроля по обеспечению уплаты акцизов на табачную продукцию в полном объеме практически отсутствуют, так как налогоплательщиками акциза являются производители табачной продукции, которые не осуществляют розничную реализацию табачной продукции. У налоговых органов отсутствует возможность доначисления налоговых платежей и применения штрафных санкций в случае реализации табачной продукции по ценам, превышающим макси­мальные розничные цены, заявленные производителем.

 


[1] Отчет по научно-исследовательской работе «Анализ эффективности системы взимания и администрирова­ния акцизов на табачную продукцию», Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Феде­рации, 2010 год.

Ошибка на сайте