ч.34 отчета
5. Маркировка табачных изделий
В целях усиления контроля за своевременным и полным внесением в бюджет соответствующего уровня налогов и сборов, а также за легальностью производства и реализации на территории России табака и табачных изделий обязательная маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории России, специальной маркой, подтверждающей легальность их производства (за исключением табака и табачных изделий, поставляемых на экспорт), введена с 1 августа 1999 года в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 года № 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации».
Вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что ответственными за маркировку специальными марками табака и табачных изделий являются организации - производители этих изделий. Специальные марки оплачиваются указанными организациями с отнесением затрат на их приобретение на себестоимость табачной продукции. Функции генерального заказчика по изготовлению специальных марок возложены на ФНС России, а обязанности по продаже специальных марок - на территориальные органы данного ведомства. Изготовление специальных марок поручено федеральному государственному унитарному предприятию «Гознак». Стоимость одной специальной марки установлена с 1 августа 1999 года для организаций - производителей табака и табачных изделий в размере 4,5 копейки (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 844).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 года № 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации» издан приказ Минфина России и ФНС России от 13 февраля 2006 года № 26н/САЭ-3-07/87@ «О порядке приобретения, учета и хранения специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации». Узнавал долго. Только юридическая консультация по недвижимости в фирме "MosLegist.ru", является по настоящему качественно предоставлена.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования. Согласно пунктам 3 и 4 указанной статьи на Правительство Российской Федерации возложены полномочия по установлению: требований к образцам специальных (акцизных) марок для маркировки табачной продукции и их цены, порядка изготовления специальных (акцизных) марок, их приобретения изготовителем и (или) импортером табачной продукции, маркировки ими табачной продукции, учета и уничтожения поврежденных специальных (акцизных) марок, а также их идентификации.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» Правительство Российской Федерации постановлением от 26 января 2010 года № 27 «О специальных марках для маркировки табачной продукции» признало утратившим силу с 1 января 2011 года постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 года № 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации» и утвердило правила изготовления специальных марок, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных специальных марок, а также требования к образцам специальных марок для маркировки табачной продукции.
Согласно пункту 4 указанного постановления цена специальной марки включает в себя расходы, связанные с ее изготовлением, хранением у изготовителя и доставкой в территориальные налоговые органы, и составляет 150 рублей за 1 тыс. штук без учета налога на добавленную стоимость, что более чем в 3 раза выше прежней цены.
В настоящее время функции по контролю и надзору за производством и оборотом табачной продукции возложены на ФНС России (постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»).
Следует отметить, что до 2007 года согласно статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» производство табачных изделий входило в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 года № 548 «О лицензировании деятельности по производству табачных изделий» этот вид лицензирования осуществляла ФНС России. При этом в течение срока действия лицензии ФНС России была вправе:
- проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;
- запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
- составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
- выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
- выносить предупреждение лицензиату.
По результатам проверки оформлялся акт с указанием конкретных нарушений и срока их устранения. На основании акта ФНС России принимала решение о приостановлении действия лицензии или об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия могла быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года № 767 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности» вышеуказанное постановление признано утратившим силу.
С отменой лицензирования деятельности по производству табачных изделий полномочия ФНС России по контролю и надзору за производством и оборотом табачной продукции сведены к формальной выдаче специальных марок организациям-производителям. При этом действующим законодательством не предусмотрена функция контроля налоговыми органами использования специальных марок в соответствии с их назначением.
Следует отметить, что постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 года № 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации» действовало в целях усиления контроля за своевременным и полным внесением в бюджет соответствующего уровня налогов и сборов, а также за легальностью производства и реализации на территории Российской Федерации табака и табачных изделий. В свою очередь, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 года № 27 «О специальных марках для маркировки табачной продукции» цель маркировки табачной продукции не определена.
Также следует отметить, что действующая система маркировки табачной продукции не свидетельствует об уплате акциза на табачную продукцию, так как акциз уплачивается не в момент нанесения марки на табачную продукцию, а после ее реализации.