1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Архив Бюллетеня Счетной палаты 2011 год №7

ч.34 отчета

5. Маркировка табачных изделий

В целях усиления контроля за своевременным и полным внесением в бюджет соот­ветствующего уровня налогов и сборов, а также за легальностью производства и реали­зации на территории России табака и табачных изделий обязательная маркировка таба­ка и табачных изделий, производимых на территории России, специальной маркой, подтверждающей легальность их производства (за исключением табака и табачных из­делий, поставляемых на экспорт), введена с 1 августа 1999 года в соответствии с пунк­том 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 года № 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производи­мых на территории Российской Федерации».

Вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации установ­лено, что ответственными за маркировку специальными марками табака и табачных изделий являются организации - производители этих изделий. Специальные марки оп­лачиваются указанными организациями с отнесением затрат на их приобретение на се­бестоимость табачной продукции. Функции генерального заказчика по изготовлению специальных марок возложены на ФНС России, а обязанности по продаже специальных марок - на территориальные органы данного ведомства. Изготовление специальных ма­рок поручено федеральному государственному унитарному предприятию «Гознак». Стоимость одной специальной марки установлена с 1 августа 1999 года для организа­ций - производителей табака и табачных изделий в размере 4,5 копейки (в редакции по­становления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 844).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ию­ня 1999 года № 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации» издан приказ Минфина России и ФНС России от 13 февраля 2006 года № 26н/САЭ-3-07/87@ «О порядке приобрете­ния, учета и хранения специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации». Узнавал долго. Только юридическая консультация по недвижимости в фирме "MosLegist.ru", является по настоящему качественно предоставлена.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» табачная продукция подлежит мар­кировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их поддел­ки и повторного использования. Согласно пунктам 3 и 4 указанной статьи на Прави­тельство Российской Федерации возложены полномочия по установлению: требований к образцам специальных (акцизных) марок для маркировки табачной продукции и их цены, порядка изготовления специальных (акцизных) марок, их приобретения изгото­вителем и (или) импортером табачной продукции, маркировки ими табачной продук­ции, учета и уничтожения поврежденных специальных (акцизных) марок, а также их идентификации.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» Правительство Российской Федера­ции постановлением от 26 января 2010 года № 27 «О специальных марках для маркиров­ки табачной продукции» признало утратившим силу с 1 января 2011 года постановле­ние Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 года № 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Рос­сийской Федерации» и утвердило правила изготовления специальных марок, их приоб­ретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных специальных марок, а также требования к образцам специальных марок для маркировки табачной продукции.

Согласно пункту 4 указанного постановления цена специальной марки включает в себя расходы, связанные с ее изготовлением, хранением у изготовителя и доставкой в территориальные налоговые органы, и составляет 150 рублей за 1 тыс. штук без учета налога на добавленную стоимость, что более чем в 3 раза выше прежней цены.

В настоящее время функции по контролю и надзору за производством и оборотом табачной продукции возложены на ФНС России (постановление Правительства Рос­сийской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»).

Следует отметить, что до 2007 года согласно статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» производство табачных изделий входило в перечень видов деятельности, на осуществ­ление которых требуется лицензия.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ию­ля 2002 года № 548 «О лицензировании деятельности по производству табачных изде­лий» этот вид лицензирования осуществляла ФНС России. При этом в течение срока действия лицензии ФНС России была вправе:

-   проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицен­зионным требованиям и условиям;

-  запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;

-  составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием кон­кретных нарушений;

-   выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

-  выносить предупреждение лицензиату.

По результатам проверки оформлялся акт с указанием конкретных нарушений и срока их устранения. На основании акта ФНС России принимала решение о приоста­новлении действия лицензии или об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия могла быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требо­ваний и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года № 767 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности» вышеуказанное постановление признано утратившим силу.

С отменой лицензирования деятельности по производству табачных изделий полномо­чия ФНС России по контролю и надзору за производством и оборотом табачной продук­ции сведены к формальной выдаче специальных марок организациям-производителям. При этом действующим законодательством не предусмотрена функция контроля налого­выми органами использования специальных марок в соответствии с их назначением.

Следует отметить, что постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 года № 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изде­лий, производимых на территории Российской Федерации» действовало в целях усиления контроля за своевременным и полным внесением в бюджет соответствующего уровня на­логов и сборов, а также за легальностью производства и реализации на территории Рос­сийской Федерации табака и табачных изделий. В свою очередь, постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 26 января 2010 года № 27 «О специальных марках для маркировки табачной продукции» цель маркировки табачной продукции не определена.

Также следует отметить, что действующая система маркировки табачной продук­ции не свидетельствует об уплате акциза на табачную продукцию, так как акциз упла­чивается не в момент нанесения марки на табачную продукцию, а после ее реализации.

Ошибка на сайте