ч.35 отчета
6. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской
Федерации в части регулирования государственного контроля производства и оборота табачной продукции, а также по повышению уровня собираемости акцизов на табачные изделия
Пунктом 4 Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 20 мая 2010 года, предусмотрена индексация на 2011-2013 годы ставок акцизов с учетом планируемого уровня инфляции. При этом ставки акцизов на табачную продукцию предусмотрено индексировать опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами. Говорили долго. Что юридическая консультация призывникам в организацие "MosLegist.ru", будет по настоящему качественно оказана.
В настоящее время Минфином России подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в главу 22 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому ежегодное увеличение в 2012-2013 годах размера специфической составляющей ставки акцизов на сигареты с фильтром предлагается в среднем на 26,8 %, на сигареты без фильтра, папиросы - 33,8 %. Кроме того, законопроектом предусмотрено ежегодное увеличение адвалорной составляющей ставки акциза на 0,6 процентного пункта и установление с 1 января 2012 года единой ставки для сигарет с фильтром, сигарет без фильтра, папирос.
По мнению Минфина России, предлагаемое поэтапное повышение акцизов на табачные изделия должно позволить избежать неблагоприятных последствий на рынке, но при этом достигнуть к 2015 году в Российской Федерации среднего среди европейских стран уровня налогообложения табачных изделий.
Информация о ставках на табачную продукцию на 2011-2013 годы в редакции подготовленного Минфином России проекта федерального закона «О внесении изменений в главу 22 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации» представлена в таблице:
Наименование табачной продукции |
Действующие ставки на 2010 г. |
В редакции законопроекта Минфина России от 12 июня 2010 г. |
||
с 1 января по 31 декабря 2011 г. включительно |
с 1 января по 31 декабря 2012 г. включительно |
с 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно |
||
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) |
422 руб. за 1 кг |
510 руб. за 1 кг |
610 руб. за 1 кг |
650 руб. за 1 кг |
Сигары |
25 руб. за 1 шт. |
30 руб. за 1 шт. |
36 руб. за 1 шт. |
39 руб. за 1 шт. |
Сигариллы (сигариты), биди, кретек |
360 руб. за 1 тыс. шт. |
435 руб. за 1 тыс. шт. |
530 руб. за 1 тыс. шт. |
565 руб. за 1 тыс. шт. |
Сигареты с фильтром |
205 руб. за 1 тыс. шт. + 6,5 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 250 руб. за 1 тыс. шт. |
280 руб. за 1 тыс.шт. + 7,0 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 360 руб. за 1 тыс. шт. |
360 руб. за 1 тыс. шт. + 7,5 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 460 руб. за 1 тыс. шт. |
460 руб. за 1 тыс. шт. + 8,0 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 590 руб. за 1 тыс. шт. |
Наименование табачной продукции |
Действующие ставки на 2010 г. |
В редакции законопроекта Минфина России от 12 июня 2010 г. |
||
с 1 января по 31 декабря 2011 г. включительно |
с 1 января по 31 декабря 2012 г. включительно |
с 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно |
||
Сигареты без фильтра, папиросы |
125 руб. за 1 тыс. шт. + 6,5 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 155 руб. за 1 тыс. шт. |
250 руб. за 1 тыс. шт. + 7,0 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 310 руб. за 1 тыс. шт. |
|
|
В то же время необходимо отметить, что политика налогообложения табачных изделий, проводившаяся в России в 2005-2010 годах, хотя и привела к некоторому повышению доходов федерального бюджета, имеет ряд существенных недостатков, так как она:
- не приводит к сокращению потребления табачных изделий и не улучшает здоровье населения;
- стимулирует контрабанду сигарет из России;
- не решает проблему увеличения доходов бюджета Российской Федерации в достаточной степени, чтобы компенсировать ущерб, наносимый употреблением табака.
Вышеуказанный проект федерального закона не приведет к ощутимому улучшению здоровья граждан. Запланированный рост акциза на табачные изделия приведет к ежегодному росту цены пачки сигарет не более чем на 10 %, что не окажет существенного влияния на уровень потребления табачной продукции, который в России аномально высок, прежде всего, из-за дешевизны табачной продукции.
Рост уровня акциза на сигареты на территории Российской Федерации до уровня, присущего многим европейским странам, как рекомендуется Всемирным банком, не только приведет к улучшению здоровья населения и понизит показатель смертности, связанной с курением, но и принесет существенные доходы от налогов на табачную продукцию[1]. Для максимизации выгоды от предложенной налоговой политики часть полученных таким образом доходов можно вложить в сектор развития служб помощи для желающих бросить курить и использовать для внедрения всесторонних мер по борьбе с табаком.
В то же время постепенное ежегодное повышение акцизов на табачные изделия окажет только минимальное воздействие на распространенность курения, в особенности, если такое повышение сопровождается ростом доходов, а также высоким уровнем инфляции.
Исходя из интересов здравоохранения и максимизации доходов бюджетной системы Российской Федерации, а не прибыли табачных компаний, целесообразно рассмотреть вопрос о более значительном повышении акцизных ставок на сигареты - в несколько раз. Акциз должен составлять, по меньшей мере, 70 % от уровня розничной цены и индексироваться на уровень действующей инфляции. При этом необходимо также повышать налоговые ставки и в отношении других табачных изделий, чтобы предотвратить потенциальную замену сигарет.
Следует также отметить, что при ежегодном индексировании ставок акцизов адвалорная составляющая ставки акциза на табачные изделия фактически теряет свое прямое предназначение - изъятие в бюджет дополнительного дохода от ценовой конъюнктуры.
[1] «Экономика налогообложения табачных изделий в России», «Союз», Париж, 2008 год.