1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Архив Бюллетеня Счетной палаты 2011 год №7

ч.35 отчета

6. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской

Федерации в части регулирования государственного контроля производства и оборота табачной продукции, а также по повышению уровня собираемости акцизов на табачные изделия

Пунктом 4 Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, одобренных Правительством Рос­сийской Федерации 20 мая 2010 года, предусмотрена индексация на 2011-2013 годы ставок акцизов с учетом планируемого уровня инфляции. При этом ставки акцизов на табачную продукцию предусмотрено индексировать опережающими темпами по срав­нению с другими подакцизными товарами. Говорили долго. Что юридическая консультация призывникам в организацие "MosLegist.ru", будет по настоящему качественно оказана.

В настоящее время Минфином России подготовлен и внесен в Правительство Рос­сийской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в главу 22 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому ежегодное увеличение в 2012-2013 годах размера специфической составляющей ставки акцизов на сигареты с фильтром предлагается в среднем на 26,8 %, на сигареты без фильтра, папи­росы - 33,8 %. Кроме того, законопроектом предусмотрено ежегодное увеличение адва­лорной составляющей ставки акциза на 0,6 процентного пункта и установление с 1 января 2012 года единой ставки для сигарет с фильтром, сигарет без фильтра, папирос.

По мнению Минфина России, предлагаемое поэтапное повышение акцизов на та­бачные изделия должно позволить избежать неблагоприятных последствий на рынке, но при этом достигнуть к 2015 году в Российской Федерации среднего среди европей­ских стран уровня налогообложения табачных изделий.

Информация о ставках на табачную продукцию на 2011-2013 годы в редакции под­готовленного Минфином России проекта федерального закона «О внесении изменений в главу 22 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации» представлена в таблице:

Наименование табачной продукции

Действующие ставки на 2010 г.

В редакции законопроекта Минфина России от 12 июня 2010 г.

с 1 января по 31 декабря 2011 г. включительно

с 1 января по 31 декабря 2012 г. включительно

с 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно

Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюха­тельный, кальянный (за исключе­нием табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции)

422 руб. за 1 кг

510 руб. за 1 кг

610 руб. за 1 кг

650 руб. за 1 кг

Сигары

25 руб. за 1 шт.

30 руб. за 1 шт.

36 руб. за 1 шт.

39 руб. за 1 шт.

Сигариллы (сигариты), биди, кретек

360 руб. за 1 тыс. шт.

435 руб. за 1 тыс. шт.

530 руб. за 1 тыс. шт.

565 руб. за 1 тыс. шт.

Сигареты с фильтром

205 руб. за 1 тыс. шт. + 6,5 % расчетной стоимости, исчис­ляемой исходя из максимальной роз­ничной цены, но не менее 250 руб. за 1 тыс. шт.

280 руб. за 1 тыс.шт. + 7,0 % расчетной стоимости, исчис­ляемой исходя из максимальной роз­ничной цены, но не менее 360 руб. за 1 тыс. шт.

360 руб. за 1 тыс. шт. + 7,5 % расчетной стоимости, исчис­ляемой исходя из максимальной роз­ничной цены, но не менее 460 руб. за 1 тыс. шт.

460 руб. за 1 тыс. шт. + 8,0 % расчетной стоимости, исчис­ляемой исходя из максимальной роз­ничной цены, но не менее 590 руб. за 1 тыс. шт.

 

Наименование табачной продукции

Действующие ставки на 2010 г.

В редакции законопроекта Минфина России от 12 июня 2010 г.

с 1 января по 31 декабря 2011 г. включительно

с 1 января по 31 декабря 2012 г. включительно

с 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно

Сигареты без фильтра, папиросы

125 руб. за 1 тыс. шт. + 6,5 % расчетной стои­мости, исчисляемой исходя из максималь­ной розничной цены, но не менее 155 руб. за 1 тыс. шт.

250 руб. за 1 тыс. шт. + 7,0 % расчетной стоимости, исчис­ляемой исходя из максимальной роз­ничной цены, но не менее 310 руб. за 1 тыс. шт.

 

 

 

В то же время необходимо отметить, что политика налогообложения табачных изде­лий, проводившаяся в России в 2005-2010 годах, хотя и привела к некоторому повышению доходов федерального бюджета, имеет ряд существенных недостатков, так как она:

-  не приводит к сокращению потребления табачных изделий и не улучшает здоро­вье населения;

-  стимулирует контрабанду сигарет из России;

-  не решает проблему увеличения доходов бюджета Российской Федерации в доста­точной степени, чтобы компенсировать ущерб, наносимый употреблением табака.

Вышеуказанный проект федерального закона не приведет к ощутимому улучшению здоровья граждан. Запланированный рост акциза на табачные изделия приведет к еже­годному росту цены пачки сигарет не более чем на 10 %, что не окажет существенного влияния на уровень потребления табачной продукции, который в России аномально высок, прежде всего, из-за дешевизны табачной продукции.

Рост уровня акциза на сигареты на территории Российской Федерации до уровня, присущего многим европейским странам, как рекомендуется Всемирным банком, не только приведет к улучшению здоровья населения и понизит показатель смертности, связанной с курением, но и принесет существенные доходы от налогов на табачную продукцию[1]. Для максимизации выгоды от предложенной налоговой политики часть полученных таким образом доходов можно вложить в сектор развития служб помощи для желающих бросить курить и использовать для внедрения всесторонних мер по борьбе с табаком.

В то же время постепенное ежегодное повышение акцизов на табачные изделия окажет только минимальное воздействие на распространенность курения, в особенности, если та­кое повышение сопровождается ростом доходов, а также высоким уровнем инфляции.

Исходя из интересов здравоохранения и максимизации доходов бюджетной систе­мы Российской Федерации, а не прибыли табачных компаний, целесообразно рассмот­реть вопрос о более значительном повышении акцизных ставок на сигареты - в не­сколько раз. Акциз должен составлять, по меньшей мере, 70 % от уровня розничной цены и индексироваться на уровень действующей инфляции. При этом необходимо также повышать налоговые ставки и в отношении других табачных изделий, чтобы предотвратить потенциальную замену сигарет.

Следует также отметить, что при ежегодном индексировании ставок акцизов адвалор­ная составляющая ставки акциза на табачные изделия фактически теряет свое прямое предназначение - изъятие в бюджет дополнительного дохода от ценовой конъюнктуры.

 


[1] «Экономика налогообложения табачных изделий в России», «Союз», Париж, 2008 год.

Ошибка на сайте