1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Архив Бюллетеня Счетной палаты 2011 год №7

ч.36 отчета

Наиболее целесообразным представляется возврат к специфической системе взима­ния акцизов на табачные изделия, которая по сравнению с комбинированной обладает следующими преимуществами:

-   стабильность и прогнозируемость налоговых поступлений, а также отсутствие зависимости доходов государственного бюджета от ценовой политики предприятий табачной отрасли, так как в основу системы заложены объемы производства в нату­ральном выражении;

-  устраняется возможность минимизации налоговых отчислений в связи с тем, что данная система не подвержена манипулированию ценами в отличие от комбинирован­ной системы, при которой использование заниженных цен снижает налоговую базу;

-  упрощается налоговое администрирование, так как не требуется значительных за­трат для осуществления контроля за правильностью исчисления акцизов производите­лями табачных изделий;

-  устраняются коррупционные риски, так как отпадает необходимость контроля за максимальными розничными ценами. Спрашивал долго. Именно виртуальная юридическая консультация на сайте "MosLegist.ru", будет действительно качественно предоставлена.

ФНС России в рамках работы по совершенствованию налогообложения и улучше­нию налогового администрирования неоднократно представляла в Правительство Рос­сийской Федерации и Минфин России свои предложения по мерам, направленным на обеспечение поступлений акцизов на табачную продукцию.

Так, ФНС России письмом от 8 апреля 2005 года № САЭ-13-01/40 в Правительство Российской Федерации предлагалось ввести специфическую налоговую ставку на та­бачную продукцию вместо действующей комбинированной системы.

Предложения о необходимости принятия комплекса мер, направленных на повы­шение собираемости налогов, расширение налоговой базы в целях компенсации потерь бюджетов и обеспечение эффективного контроля за поступлением налогов, а также предложения об установлении специфической ставки акциза на табачную продукцию с обязательной ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, были направлены Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации - Министру финансов Российской Федерации А. Л. Кудрину письмом от 11 января 2009 года № ММ-2-1/4.

ФНС России также сообщала Правительству Российской Федерации (письмо от 26 марта 2009 года № ММ-18-1/56), что установление единой специфической ставки (в рублях за тысячу штук) акцизов на табачную продукцию с ежегодной индексацией на уровень инфляции не позволит производителю занижать налогооблагаемые обороты за счет манипуляции с ценами и значительно упростит налоговый учет и контроль.

По мнению ФНС России, налоговые поступления, исчисленные по специфической ставке, легче поддаются учету и прогнозированию. Простота расчета акцизов на табач­ные изделия вне зависимости от марок сигарет и цен на них, достоверность прогнозов налоговых поступлений, значительное упрощение налогового учета и контроля за дан­ными поступлениями сокращают административные издержки и обеспечивают боль­ший объем поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

7. Формирование прогноза доходов федерального бюджета за счет поступления

акцизов на табачную продукцию

Доходы федерального бюджета от уплаты акцизов на табачную продукцию, произво­димую на территории Российской Федерации, прогнозировались Минфином России на 2010 год в объеме 99304,4 млн. рублей. В таком объеме они были учтены в доходах феде­рального бюджета на 2010 год, основные характеристики которого утверждены Федераль­ным законом от 23 июля 2010 года № 185-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный за­кон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

В целях подготовки прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет Минфином России направлялись ФНС России разработанные Минэкономразвития России и одобренные Правительством Российской Федерации основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период.

Следует отметить, что согласно сценарным условиям функционирования экономи­ки Российской Федерации, представленным Минэкономразвития России Счетной пала­те Российской Федерации (письмо от 31 августа 2010 года № 15784-АК/ДО3), расчет­ные показатели для определения налоговой базы на табачные изделия по прогнозу на 2011-2013 годы составили:

(млрд. шт.)

Наименование

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Сигареты и папиросы, всего

405,0

404,0

403,0

Сигареты с фильтром

382,0

384,6

383,7

Сигареты без фильтра

20,5

17,0

17,0

Папиросы

2,5

2,4

2,3

 

Из вышеприведенных показателей видно, что объем производства табачной про­дукции планируется практически на одном уровне. При этом Минфином России подго­товлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в главу 22 части 2 Налогового кодекса Российской Федера­ции», который предусматривает ежегодное увеличение в 2012-2013 годах размера став­ки акцизов на табачные изделия.

Таким образом, Минэкономразвития России не рассматривает сценарий, при котором поэтапное повышение ставок акцизов на табачную продукцию может существенно повли­ять на объем производства и потребления табачной продукции в Российской Федерации.

В то же время, как было отмечено выше, по данным Всемирного банка 10-процентное увеличение цены на сигареты приведет к 4-процентному снижению объема потребле­ния.[1] Ожидаемые налоговые поступления от акцизов на табак в 2010 году составят око­ло 100 млрд. рублей при действующей минимальной ставке акциза - 5 рублей на пачку сигарет с фильтром. При увеличении минимальной ставки акциза на сигареты с фильт­ром до 1 5 рублей средняя розничная цена за пачку сигарет с фильтром, принятая Мин­фином России на уровне 16,54 рубля при прогнозировании федерального бюджета на 2010 год, поднимется до 26,5 рубля, или на 60 %, что должно привести к снижению по­требления табачных изделий почти на 20 %. При этом ожидаемые поступления в феде­ральный бюджет от акцизов на табачные изделия даже при снижении объема производ­ства могут достигнуть 240 млрд. рублей.

 


[1] Письмо Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 24-4/10/1-4048.

Ошибка на сайте