ч.36 отчета
Наиболее целесообразным представляется возврат к специфической системе взимания акцизов на табачные изделия, которая по сравнению с комбинированной обладает следующими преимуществами:
- стабильность и прогнозируемость налоговых поступлений, а также отсутствие зависимости доходов государственного бюджета от ценовой политики предприятий табачной отрасли, так как в основу системы заложены объемы производства в натуральном выражении;
- устраняется возможность минимизации налоговых отчислений в связи с тем, что данная система не подвержена манипулированию ценами в отличие от комбинированной системы, при которой использование заниженных цен снижает налоговую базу;
- упрощается налоговое администрирование, так как не требуется значительных затрат для осуществления контроля за правильностью исчисления акцизов производителями табачных изделий;
- устраняются коррупционные риски, так как отпадает необходимость контроля за максимальными розничными ценами. Спрашивал долго. Именно виртуальная юридическая консультация на сайте "MosLegist.ru", будет действительно качественно предоставлена.
ФНС России в рамках работы по совершенствованию налогообложения и улучшению налогового администрирования неоднократно представляла в Правительство Российской Федерации и Минфин России свои предложения по мерам, направленным на обеспечение поступлений акцизов на табачную продукцию.
Так, ФНС России письмом от 8 апреля 2005 года № САЭ-13-01/40 в Правительство Российской Федерации предлагалось ввести специфическую налоговую ставку на табачную продукцию вместо действующей комбинированной системы.
Предложения о необходимости принятия комплекса мер, направленных на повышение собираемости налогов, расширение налоговой базы в целях компенсации потерь бюджетов и обеспечение эффективного контроля за поступлением налогов, а также предложения об установлении специфической ставки акциза на табачную продукцию с обязательной ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, были направлены Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации - Министру финансов Российской Федерации А. Л. Кудрину письмом от 11 января 2009 года № ММ-2-1/4.
ФНС России также сообщала Правительству Российской Федерации (письмо от 26 марта 2009 года № ММ-18-1/56), что установление единой специфической ставки (в рублях за тысячу штук) акцизов на табачную продукцию с ежегодной индексацией на уровень инфляции не позволит производителю занижать налогооблагаемые обороты за счет манипуляции с ценами и значительно упростит налоговый учет и контроль.
По мнению ФНС России, налоговые поступления, исчисленные по специфической ставке, легче поддаются учету и прогнозированию. Простота расчета акцизов на табачные изделия вне зависимости от марок сигарет и цен на них, достоверность прогнозов налоговых поступлений, значительное упрощение налогового учета и контроля за данными поступлениями сокращают административные издержки и обеспечивают больший объем поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
7. Формирование прогноза доходов федерального бюджета за счет поступления
акцизов на табачную продукцию
Доходы федерального бюджета от уплаты акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, прогнозировались Минфином России на 2010 год в объеме 99304,4 млн. рублей. В таком объеме они были учтены в доходах федерального бюджета на 2010 год, основные характеристики которого утверждены Федеральным законом от 23 июля 2010 года № 185-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
В целях подготовки прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет Минфином России направлялись ФНС России разработанные Минэкономразвития России и одобренные Правительством Российской Федерации основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период.
Следует отметить, что согласно сценарным условиям функционирования экономики Российской Федерации, представленным Минэкономразвития России Счетной палате Российской Федерации (письмо от 31 августа 2010 года № 15784-АК/ДО3), расчетные показатели для определения налоговой базы на табачные изделия по прогнозу на 2011-2013 годы составили:
(млрд. шт.)
|
Из вышеприведенных показателей видно, что объем производства табачной продукции планируется практически на одном уровне. При этом Минфином России подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в главу 22 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации», который предусматривает ежегодное увеличение в 2012-2013 годах размера ставки акцизов на табачные изделия.
Таким образом, Минэкономразвития России не рассматривает сценарий, при котором поэтапное повышение ставок акцизов на табачную продукцию может существенно повлиять на объем производства и потребления табачной продукции в Российской Федерации.
В то же время, как было отмечено выше, по данным Всемирного банка 10-процентное увеличение цены на сигареты приведет к 4-процентному снижению объема потребления.[1] Ожидаемые налоговые поступления от акцизов на табак в 2010 году составят около 100 млрд. рублей при действующей минимальной ставке акциза - 5 рублей на пачку сигарет с фильтром. При увеличении минимальной ставки акциза на сигареты с фильтром до 1 5 рублей средняя розничная цена за пачку сигарет с фильтром, принятая Минфином России на уровне 16,54 рубля при прогнозировании федерального бюджета на 2010 год, поднимется до 26,5 рубля, или на 60 %, что должно привести к снижению потребления табачных изделий почти на 20 %. При этом ожидаемые поступления в федеральный бюджет от акцизов на табачные изделия даже при снижении объема производства могут достигнуть 240 млрд. рублей.
[1] Письмо Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 24-4/10/1-4048.