1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Архив Бюллетеня Счетной палаты 2011 год №7

ч.37 отчета

Выводы

1. Табачная промышленность в Российской Федерации в настоящее время является одной из самых стабильных отраслей экономики.

В настоящее время Россия занимает 3 место после Китая и США по производству табачных изделий - более 400 млрд. штук сигарет и папирос в год. Практически весь объем табачной продукции, находящийся в обороте на российском рынке, производит­ся внутри страны.

2. В последние годы для табачной отрасли характерной чертой стало перепроизвод­ство табачных изделий, которое в 2009 году составило около 6,5 % от произведенных табачных изделий на территории Российской Федерации. Есть основания полагать, что часть данного объема может нелегально вывозиться с территории Российской Федера­ции по контрабандным каналам.

3. Российская Федерация, являясь одним из мировых лидеров по производству та­бачных изделий, практически не имеет собственного табачного сырья. Ввоз табачного сырья на территорию Российской Федерации выгоден ввиду низкой импортной пошли­ны - всего 5 % от стоимости. Из Российской Федерации в виде оплаты за табачное сы­рье в последние годы вывозится около миллиарда долларов США.

С целью защиты отечественных производителей табачного сырья целесообразно рассмотреть вопрос о повышении ввозной таможенной пошлины на табачное сырье.

4. Российская Федерация одна из самых курящих стран мира. По мировым меркам уровень курения в России аномально высок. Узнавал долго. Что юридическая консультация онлайн в организацие "MosLegist.ru", будет по настоящему профессионально предоставлена.

В Российской Федерации ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака, преждевременно погибает от 330 до 400 тысяч граждан (или 900-1100 человек в день).

Отсутствие существенного роста цен на сигареты на фоне растущих доходов населе­ния определило повышенное потребление табачных изделий в Российской Федерации.

5. В бюджетную систему Российской Федерации поступило акцизов на табачную продукцию, администрируемых ФНС России: в 2005 году - 28,9 млрд. рублей, в 2006 го­ду - 35,5 млрд. рублей, в 2007 году - 49,3 млрд. рублей, в 2008 году - 63,8 млрд. рублей, в 2009 году - 78,3 млрд. рублей.

Рост платежей по акцизам на табачную продукцию обусловлен, главным образом, повышением ставки акциза и повышением уровня потребления сигарет.

По данным статистической налоговой отчетности, доля поступлений в федераль­ный бюджет акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Россий­ской Федерации, увеличилась с 1,2 % в 2005 году от общего объема поступлений в фе­деральный бюджет администрируемых ФНС России налоговых и других доходов до 3,1 % в 2009 году.

6. Подавляющий объем поступлений в бюджет акцизов на табачные изделия, а имен­но 76,1 млрд. рублей, или 96,6 %, обеспечивается 10 организациями - производителями табачной продукции, состоящими на налоговом учете в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 3.

  1. 7. Задолженность в бюджетную систему Российской Федерации в части акцизов на табачные изделия по состоянию на 1 января 2010 года составила 441,2 млн. рублей.

В 2005-2009 годах происходил ежегодный рост задолженности в бюджет по акци­зам на табачные изделия, приостановленной к взысканию в связи с введением процедур банкротства. Так, если в 2006 году данная задолженность составляла 89,7 млн. рублей, то в 2007 году - 126,1 млн. рублей, в 2008 году - 204,3 млн. рублей и в 2009 году - 216,0 млн. рублей.

За последние 5 лет признаны банкротами более 30 организаций, являвшихся отече­ственными производителями табачной продукции. Кроме того, по состоянию на 1 сен­тября 2010 года числятся как отсутствующие должники еще 16 организаций, осуществ­лявших ранее производство табачных изделий на территории Российской Федерации.

  1. 8. С 2007 года эффективные меры налогового контроля по обеспечению уплаты акци­зов на табачные изделия в полном объеме практически отсутствуют, так как налогопла­тельщиками акциза являются производители табачной продукции, которые не осуществ­ляют розничную реализацию табачной продукции. У налоговых органов отсутствует возможность доначисления налоговых платежей и применения штрафных санкций в случае реализации табачной продукции по ценам, превышающим максимальные роз­ничные цены, заявленные производителем.

9. Действующая система маркировки табачной продукции специальными марками не обеспечивает легальность производства и реализации на территории России табака и табачных изделий.

Система маркировки табачной продукции не свидетельствует об уплате акциза на табачную продукцию, так как акциз уплачивается не в момент нанесения марки на та­бачную продукцию, а после ее реализации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 года № 27 «О специальных марках для маркировки табачной продукции» цель маркировки табач­ной продукции не определена.

10. Политика налогообложения табачных изделий, проводившаяся в России в 2005­2010 годах, хотя и способствовала некоторому повышению доходов федерального бюджета, имеет ряд существенных недостатков, так как она:

-  не приводит к сокращению потребления табачных изделий и не улучшает здоро­вье населения;

-  стимулирует контрабанду сигарет из России;

-   не решает проблему увеличения доходов бюджета Российской Федерации в доста­точной степени, чтобы компенсировать ущерб от употребления табака.

Исходя из интересов здравоохранения и максимизации доходов бюджетной системы Российской Федерации, а не прибыли табачных компаний, целесообразно рассмотреть вопрос о более значительном повышении акцизных ставок на сигареты - в несколько раз.

11. Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о возврате к специфиче­ским ставкам при взимании акцизов на сигареты и папиросы.

Налоговые поступления, исчисленные по специфической ставке, легче поддаются учету и прогнозированию. Простота расчета акцизов на табачные изделия вне зависи­мости от марок сигарет и цен на них, достоверность прогнозов налоговых поступлений, значительное упрощение налогового учета и контроля за данными поступлениями со­кращают административные издержки и обеспечивают наибольший объем поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

Предложения

1. Направить отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации.

3. Направить информационное письмо в Министерство здравоохранения и соци­ального развития Российской Федерации.

Аудитор Счетной палаты

Российской Федерации                                    И. В. ВАСИЛЬЕВ

Ошибка на сайте