ч.40 отчета
Сводный прогноз социально-экономического развития регионов на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов представляет собой обобщение данных из прогнозов субъектов Российской Федерации (6 раздел) по следующим показателям: производство валового регионального продукта, объемы отгруженной промышленной продукции, выполненных работ и услуг собственными силами, уровень зарегистрированной безработицы, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, уровень оборота розничной торговли, ввод в действие жилых домов. Искала долго. Только юридическая консультация онлайн на сайте "MosLegist.ru", является действительно качественно предоставлена.
Обобщение данных сводится к объединению субъектов Российской Федерации в группы с разным характером изменения вышеуказанных показателей и перечислению в тексте прогноза регионов с наиболее высокими темпами роста или улучшения данных показателей. Данных по вышеперечисленным показателям по всем субъектам Российской Федерации Прогноз 2011 не содержит.
Большая часть значений параметров приведена в относительных единицах (в процентах к 2009 году), поэтому выявить реальный характер и динамику изменения показателей и их прогнозных значений в 2008-2013 годах из материалов Прогноза 2011 без использования дополнительной информации об абсолютных значениях этих показателей в докризисный период, их изменении в 2009 году и прогнозных значений в плановый период по каждому из регионов не представляется возможным.
Уровень социально-экономического развития федеральных округов в Прогнозе 2011 представлен в виде следующих диаграмм:
- динамика структуры производства совокупного ВРП по федеральным округам, 2009-2013 годы;
- объемы и темпы роста совокупного ВРП по федеральным округам;
- суммарные объемы промышленного производства и темпы роста по федеральным округам;
- средневзвешенный объем розничной торговли на душу населения в сопоставимых ценах по федеральным округам и темпы его роста.
В таблице представлен сравнительный анализ показателей, содержащихся в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации (далее - ОНДП)
и прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, подготовленный Минэкономразвития России:
_________________________________________________________________________________________ (в процентах)
Целевые показатели ОНДП |
Прогноз на 2012 г. |
||
Наименование показателя | 2008 г. | 2012 г. |
|||
Новое качество жизни |
|||
Ожидаемая продолжительность жизни, лет |
67,9 |
69,0 |
- |
Суммарный коэффициент рождаемости |
1,49 |
1,6 |
- |
Доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения (не менее) |
16,0 |
25,0 |
21,0 |
Младенческая смертность, случаев на 1000 родившихся живыми |
8,5 |
8,3 |
8,0 |
Смертность населения в трудоспособном возрасте по отношению к уровню 2008 г. |
100,0 |
91,0 |
- |
Смертность от управляемых причин по отношению к уровню 2008 г.: |
|
|
|
от болезней системы кровообращения |
100,0 |
90,0 |
- |
от новообразований |
100,0 |
94,0 |
- |
от транспортных травм |
100,0 |
70,0 |
- |
Реальные располагаемые денежные доходы населения по отношению к уровню 2008 г. (не менее) |
100,0 |
103,0 |
114,0-115,0 |
Соотношение уровня трудовой пенсии и прожиточного минимума пенсионера, раз |
1,18 |
1,61 |
- |
Доля граждан, удовлетворенных полученным образованием (по результатам социологических исследований) |
40,0 |
60,0 |
|
Доля обучающихся в современных условиях в общем количестве обучающихся на всех уровнях образования |
40,0 |
70,0 |
80,0 |
Доля населения, получающего услуги непрерывного образования |
22,0 |
40,0 |
- |
Количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2008 г. |
100,0 |
110,0 |
- |
Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных или заемных средств |
17,8 |
25,0 |
60,0 |
Ввод жилья в год, млн. кв. м (не менее) |
63,8 |
65,0 |
65,0 |
Уровень благоустройства (обеспеченности коммунальными услугами) многоквартирных домов |
71,9 |
82,0 |
|
Подвижность населения по отношению к уровню 2008 г. |
100,0 |
107,4 |
96,0-98,0 |
Количество погибших в результате чрезвычайных ситуаций различного характера по отношению к уровню 2008 г. |
100,0 |
88,0 |
|
Динамичная инновационная экономика |
|||
Объем валового внутреннего продукта по отношению к уровню 2008 г. (в сопоставимых ценах) (не менее) |
100,0 |
99,9 |
100,0 |
Индекс потребительских цен (декабрь текущего года к декабрю предыдущего года) (не выше) |
113,3 |
105,0-107,0 |
105,0-106,0 |
Производительность труда по отношению к уровню 2008 г. |
100,0 |
103,0 |
110,0-113,0 |
Энергоемкость валового внутреннего продукта по отношению к уровню 2008 г. |
100,0 |
100,0 |
<100,0 |
Выпуск продукции малых предприятий, процентов к ВВП (не менее) |
21,0 |
29,0 |
- |
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций промышленного производства (не менее) |
9,8 |
11,5 |
10,6-10,8 |
Объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) по отношению к уровню 2008 г. |
100,0 |
107,0 |
102,7 |
Доля российского производства в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов на внутреннем рынке |
61,1 |
76,5 |
83,0-85,0 |
Коммерческая скорость доставки продукции автомобильным и железнодорожным транспортом по отношению к уровню 2008 г. |
100,0 |
109,9 |
|
Таким образом, из 28 целевых показателей, утвержденных в ОНДП, в Прогноз 2011 включены только 14.
Правилами разработки прогноза (пункт 19 «ж») предусмотрено включение в прогноз характеристик основных направлений территориального развития. Такое развитие осуществляется путем реализации крупных отраслевых и межотраслевых проектов, выполняемых на территории одного или нескольких соседних субъектов Российской Федерации, которые оказывают существенное влияние как на развитие отраслевой экономики, так и на социально-экономическое развитие регионов. Данные об основных направлениях территориального развития и оценку их влияния на уровень развития соответствующих регионов Прогноз 2011 не содержит.
При этом на федеральном уровне отсутствуют единые подходы к организации стратегического планирования, включая созданную и разрабатываемую систему документов, количество которых стремительно нарастает.
Так, в Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации» определена следующая система документов стратегического планирования: послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, бюджетные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии (концепции) развития федеральных округов, стратегии (комплексные программы) социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Проект федерального закона «О государственном прогнозировании и социально- экономическом развитии Российской Федерации» определяет иную систему документов.
В то же время на сегодняшний день в Российской Федерации сложились следующие инструменты реализации принципов бюджетирования, ориентированные на результат: доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (ДРОНДы) (постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению эффективности бюджетных расходов»); среднесрочный финансовый план (статья 174 Бюджетного кодекса Российской Федерации); целевые программы (статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации)[1]; реестр расходных обязательств (статья 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации) ; реестр государственных (муниципальных) услуг; государственные (муниципальные) задания (статья 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации); обоснования бюджетных ассигнований (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
[1] Хотя статья 179 действующей редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет базовые принципы и требования к организации работы с долгосрочными целевыми программами, однако четкого определения терминов долгосрочные и ведомственные целевые программы не дает, как следствие, не дает четкого понимания их различий.