ч.41 отчета
В условиях межведомственной разобщенности и отсутствия индикативного планирования механизмы стратегирования и бюджетирования, ориентированные на результат, недостаточно увязаны между собой и не дают должного эффекта. Среди причин такого положения можно назвать следующие:
- цели Правительства Российской Федерации, формулируемые на долгосрочную и среднесрочную перспективы, лишь фрагментарно перекрываются целями, задачами и программами субъектов бюджетного планирования;
- отсутствие координации между субъектами бюджетного планирования при достижении целей второго уровня не позволяет достичь цели первого уровня, определенные Правительством Российской Федерации;
- повышение эффективности государственных расходов через эффективное решение межведомственных задач практически невозможно из-за неразвитости механизма реализации совместных мер федеральными органами исполнительной власти. Спрашивал долго. Только виртуальная юридическая консультация в организацие "MosLegist.ru", является по настоящему качественно предоставлена.
При этом координирующую и контрольную роль фактически выполняет Правительственная комиссия по повышению эффективности бюджетных расходов, а не орган, отвечающий за стратегическое планирование. Минэкономразвития России выполняет функцию контроля за выполнением ДРОНДов, которые составляют сами субъекты. При этом с принятием Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года роль ДРОНДов будет снижаться.
Наличие столь большого числа разнородных и разнонаправленных управленческих процессов, дублирующих или взаимоисключающих друг друга руководящих документов не способствует повышению эффективности бюджетных расходов, тормозит принятие решений и выполнение даже первоочередных задач, что наглядно видно на примере разработки и попытки реализации Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
2. Решением Совета Безопасности Российской Федерации от 20 декабря 2006 года по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности на территории Дальневосточного федерального округа» Правительству Российской Федерации совместно с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе было поручено разработать и утвердить в I квартале 2007 года стратегию социально- экономического развития Дальневосточного федерального округа до 2025 года (далее - Стратегия ДФО).
Первоначально ответственным за разработку стратегии ДФО в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2007 года № МФ-П11-571 являлось Минэкономразвития России, которое в установленный срок поручение не исполнило, и, соответственно, Правительством Российской Федерации не было исполнено решение Совета Безопасности Российской Федерации от 20 декабря 2006 года.
27 января 2007 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 87 «О Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей» (далее - Государственная комиссия). В соответствии с принятым во исполнение данного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2007 года № 1 27 «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей» Государственная комиссия должна была обеспечить разработку стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей.
На заседании Государственной комиссии 17 июля 2007 года было утверждено подготовленное Минэкономразвития России техническое задание на разработку стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей на период до 2025 года. Таким образом, число субъектов стратегического планирования вышло за пределы Дальневосточного федерального округа.
Президиум Государственной комиссии на выездном расширенном заседании в г. Хабаровске (протокол от 12 декабря 2007 года № 5, раздел II) принял решение поручить Минре- гиону России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и внести в Правительство Российской Федерации до 1 июля 2008 года проект указанной стратегии. Проект Минрегионом России в установленный срок представлен не был.
Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года была утверждена только через полтора года распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года».
В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р Минрегиону России было поручено в трехмесячный срок внести в Правительство Российской Федерации проект распоряжения об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (далее - проект Плана мероприятий). Проект Плана мероприятий Минрегионом России был внесен 6 апреля 2010 года.
По срокам представления документов в течение 2010 года согласно проекту Плана мероприятий должны быть разработаны механизмы управления реализацией Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (далее - Стратегия), а также индикаторы и порядок ведения мониторинга реализации Стратегии, кроме того, подготовлены предложения по актуализации федерального плана статистических работ в части его возможного дополнения указанными индикаторами.
Процесс дальнейшего согласования и утверждения проекта затянулся как в силу трудностей с составлением плана конкретных мероприятий для реализации Стратегии, носящей преимущественно научно-описательный характер, так и в силу несовпадения по ряду вопросов позиций заинтересованных министерств.
Проект Плана мероприятий был рассмотрен на заседании Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области 30 апреля 2010 года. Пунктом 2 раздела 1 протокола № 1 заседания комиссии Минрегиону России было поручено доработать проект Плана мероприятий. Доработанный проект Минрегионом России был внесен 1 июля 2010 года.
С учетом остающихся разногласий Правительством Российской Федерации было поручено Минрегиону России совместно с Минфином России и Минэкономразвития России доработать проект Плана мероприятий в 10-дневный срок (исх. от 21 июля 2010 года № ВЗ-П16-4960).
Тем не менее разногласия преодолеть не удалось. В частности, Минфином России было предложено исключить пункт 36 проекта Плана мероприятий, в котором предлагалось предоставление субсидий для обеспечения воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и Байкальского региона в европейскую часть страны и в обратном направлении авиакомпаниям, использующим на этих маршрутах специальный тариф, расширив географию маршрутов, включая межрегиональные, а также предусмотрев льготы гражданам с момента выхода на пенсию по достижении пенсионного возраста, на том основании, что предоставление указанного вида субсидий потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета, не предусмотренных Федеральным законом от 2 декабря 2009 года № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
Отнесение субсидирования воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и Байкальского региона в европейскую часть страны и в обратном направлении к мерам, направленным на снижение значительных различий в обеспечении предоставления отдельных государственных услуг между субъектами Российской Федерации, Минфин России назвал безосновательным «ввиду нецелесообразности установления приоритетности одних субъектов над другими по территориальному признаку».