1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Архив Бюллетеня Счетной палаты 2011 год №7

ч.41 отчета

В условиях межведомственной разобщенности и отсутствия индикативного плани­рования механизмы стратегирования и бюджетирования, ориентированные на резуль­тат, недостаточно увязаны между собой и не дают должного эффекта. Среди причин такого положения можно назвать следующие:

-  цели Правительства Российской Федерации, формулируемые на долгосрочную и среднесрочную перспективы, лишь фрагментарно перекрываются целями, задачами и программами субъектов бюджетного планирования;

-   отсутствие координации между субъектами бюджетного планирования при дос­тижении целей второго уровня не позволяет достичь цели первого уровня, определен­ные Правительством Российской Федерации;

-  повышение эффективности государственных расходов через эффективное реше­ние межведомственных задач практически невозможно из-за неразвитости механизма реализации совместных мер федеральными органами исполнительной власти. Спрашивал долго. Только виртуальная юридическая консультация в организацие "MosLegist.ru", является по настоящему качественно предоставлена.

При этом координирующую и контрольную роль фактически выполняет Правительст­венная комиссия по повышению эффективности бюджетных расходов, а не орган, отве­чающий за стратегическое планирование. Минэкономразвития России выполняет функ­цию контроля за выполнением ДРОНДов, которые составляют сами субъекты. При этом с принятием Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффектив­ности бюджетных расходов на период до 2012 года роль ДРОНДов будет снижаться.

Наличие столь большого числа разнородных и разнонаправленных управленческих процессов, дублирующих или взаимоисключающих друг друга руководящих документов не способствует повышению эффективности бюджетных расходов, тормозит принятие решений и выполнение даже первоочередных задач, что наглядно видно на примере разра­ботки и попытки реализации Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

2. Решением Совета Безопасности Российской Федерации от 20 декабря 2006 года по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности на территории Дальневосточно­го федерального округа» Правительству Российской Федерации совместно с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе было поручено разработать и утвердить в I квартале 2007 года стратегию социально- экономического развития Дальневосточного федерального округа до 2025 года (далее - Стратегия ДФО).

Первоначально ответственным за разработку стратегии ДФО в соответствии с по­ручением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2007 года № МФ-П11-571 являлось Минэкономразвития России, которое в установленный срок поручение не ис­полнило, и, соответственно, Правительством Российской Федерации не было исполне­но решение Совета Безопасности Российской Федерации от 20 декабря 2006 года.

27 января 2007 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 87 «О Госу­дарственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Восто­ка, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей» (далее - Государственная комиссия). В соответствии с принятым во исполнение данного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2007 года № 1 27 «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей» Государствен­ная комиссия должна была обеспечить разработку стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей.

На заседании Государственной комиссии 17 июля 2007 года было утверждено подго­товленное Минэкономразвития России техническое задание на разработку стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей на период до 2025 года. Таким образом, число субъектов стратегиче­ского планирования вышло за пределы Дальневосточного федерального округа.

Президиум Государственной комиссии на выездном расширенном заседании в г. Хаба­ровске (протокол от 12 декабря 2007 года № 5, раздел II) принял решение поручить Минре- гиону России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и внести в Правительство Российской Федерации до 1 июля 2008 года проект указанной стратегии. Проект Минрегионом России в установленный срок представлен не был.

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года была утверждена только через полтора года распоря­жением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года».

В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р Минрегиону России было поручено в трехмесячный срок внести в Правительство Российской Федерации проект распоряжения об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Даль­него Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (далее - проект Плана меро­приятий). Проект Плана мероприятий Минрегионом России был внесен 6 апреля 2010 года.

По срокам представления документов в течение 2010 года согласно проекту Плана мероприятий должны быть разработаны механизмы управления реализацией Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (далее - Стратегия), а также индикаторы и порядок ведения мониторинга реализации Стратегии, кроме того, подготовлены предложения по актуализации феде­рального плана статистических работ в части его возможного дополнения указанными индикаторами.

Процесс дальнейшего согласования и утверждения проекта затянулся как в силу трудностей с составлением плана конкретных мероприятий для реализации Стратегии, носящей преимущественно научно-описательный характер, так и в силу несовпадения по ряду вопросов позиций заинтересованных министерств.

Проект Плана мероприятий был рассмотрен на заседании Государственной комис­сии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области 30 апреля 2010 года. Пунктом 2 раздела 1 протокола № 1 заседания комиссии Минрегиону России было поручено дора­ботать проект Плана мероприятий. Доработанный проект Минрегионом России был внесен 1 июля 2010 года.

С учетом остающихся разногласий Правительством Российской Федерации было поручено Минрегиону России совместно с Минфином России и Минэкономразвития России доработать проект Плана мероприятий в 10-дневный срок (исх. от 21 июля 2010 года № ВЗ-П16-4960).

Тем не менее разногласия преодолеть не удалось. В частности, Минфином России было предложено исключить пункт 36 проекта Плана мероприятий, в котором предла­галось предоставление субсидий для обеспечения воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и Байкальского региона в европейскую часть страны и в обратном направлении авиакомпаниям, использующим на этих маршрутах специальный тариф, расширив географию маршрутов, включая межрегиональные, а также предусмотрев льготы гражданам с момента выхода на пенсию по достижении пенсионного возраста, на том основании, что предоставление указанного вида субсидий потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета, не предусмотренных Федеральным законом от 2 декабря 2009 года № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

Отнесение субсидирования воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и Байкальского региона в европейскую часть страны и в обратном направлении к мерам, направленным на снижение значительных различий в обеспечении предоставления от­дельных государственных услуг между субъектами Российской Федерации, Минфин России назвал безосновательным «ввиду нецелесообразности установления приоритет­ности одних субъектов над другими по территориальному признаку».

Ошибка на сайте