ч.47 отчета
Работа ряда государственных заказчиков ФЦП по привлечению средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников оказалась неудовлетворительной. Фактическое неисполнение программных мероприятий за счет указанных источников по сравнению с параметрами, принятыми при утверждении ФЦП, составило 15542,6 млн. рублей, что не обеспечило реализацию мероприятий ФЦП в предусмотренных объемах.
Сведения о реализации ФЦП в 2009 году на территории Региона по субъектам Российской Федерации и структуре источников финансирования представлены в приложении № 5 к отчету.
Из 29 федеральных целевых программ, реализуемых в 2009 году в Регионе, наибольшее количество приходится на Магаданскую область (20), Амурскую область (17), Камчатский край (18), Забайкальский край (13), Хабаровский край (15), Республику Саха (Якутия) (14), а наименьшее - на Чукотский автономный округ (2).
В общем объеме средств, предусмотренных на реализацию ФЦП (123954,9 млн. рублей), на 2 субъекта Российской Федерации - Приморский край и Республика Саха (Якутия) - приходятся 44 % всех финансовых средств. В Еврейской автономной области реализуется 10 ФЦП (34,4 % от общего количества ФЦП в Регионе) с общим объемом 1858,8 млн. рублей, что составляет только 1,4 % от общего объема средств, направленных на реализацию ФЦП в Регионе. Узнавала долго. Что юридическая консультация по семейным делам на сайте "MosLegist.ru", будет по настоящему профессионально оказана.
Наблюдается неравномерное распределение средств также по сферам расходов. Четвертая часть бюджетных средств, предусмотренных на реализацию программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» в 2008-2009 годах направляется на развитие транспортной инфраструктуры, остальные средства - на развитие топливно-энергетического комплекса (ТЭК), инженерной и социальной инфраструктуры, водного хозяйства. При этом на развитие транспортного комплекса в Регионе значительный объем финансирования направляется также в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».
То, что свыше 70 % финансовых ресурсов направлены на транспортный комплекс, а такие важные для Региона сферы как топливно-энергетический комплекс и социальная сфера финансируются по остаточному принципу, является свидетельством определенной несогласованности в области проведения технико-экономических обоснований большинства ФЦП и вызывает определенную озабоченность.
В частности, возникла необходимость корректировки ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» в части возможности пересмотра сроков начала строительства с 2011 года на 2009 год и увеличения объемов финансирования в целях дальнейшего развития энергетической инфраструктуры Региона и синхронизации ввода объектов нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) и электроэнергетики по объекту «Строительство ВЛ-220 кВ Нерюнгринская ГРЭС - Нижний Куранах - Томмот - Майя».
До настоящего времени не решен вопрос ликвидации перекрестного субсидирования и возмещения затрат на выработку электрической энергии дизельными электростанциями на территории Республики Саха (Якутия), включенный в протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина от 21 августа 2009 года № ВП-П9-34пр.
Внутри Республики Саха (Якутия) сейчас существуют все виды перекрестного субсидирования: между электрической и тепловой энергией, между категориями потребителей, между энергорайонами. Кроме того, начиная с 2007 года возникло межрегиональное перекрестное субсидирование.
С 1 января 2011 года планируется раздельное тарифообразование в Южной энергозоне Республики Саха (Якутия) и технологически изолированных системах - Центральном и Западном энергорайонах Якутии. Данное обстоятельство существенно усугубляет проблему и диктует необходимость немедленного решения вопроса по ликвидации перекрестного субсидирования в связи с потерей одного из источников перекрестного субсидирования - промышленных потребителей Южно-Якутского энергорайона, на которых приходится почти треть перекрестных «доходов» для покрытия фактических затрат на дизельную энергетику.
Эти и другие мероприятия требуют выделения значительных средств из федерального бюджета, которые не учитываются в действующих ФЦП.
На совещании 28 августа 2010 года в г. Якутске у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А. Л. Кудрина были выработаны следующие подходы к решению вопроса по дизельной энергетике:
- выделение Республике Саха (Якутия) с 2010 по 2015 год включительно субсидий из федерального бюджета в размере 3255,0 млн. рублей на возмещение затрат на выработку электрической энергии дизельными электростанциями и 2255,0 млн. рублей на реализацию мероприятий по модернизации дизельной энергетики ежегодно;
- начиная с 2016 года необходимый уровень возмещения затрат на выработку электрической энергии дизельными электростанциями (по результатам мероприятий по модернизации дизельной энергетики - 1746 млн. рублей в год) финансировать за счет средств бюджета Республики Саха (Якутия).
При этом общий уровень программируемых расходов республиканского бюджета в проверяемом периоде составил более 56 %, что превышает средний уровень программируемых расходов по Региону. На территории Республики Саха (Якутия) осуществлялась реализация следующих видов региональных долгосрочных целевых программ: республиканские (до 2009 года - республиканские и государственные) и ведомственные целевые программы. В 2008 году в Республике Саха (Якутия) осуществлялась реализация 24 региональных (государственных) и 12 (из 16 утвержденных) ведомственных целевых программ. В 2009 году на территории Республики реализовывалось 26 республиканских (из 31 действующей) и 15 (из 17 утвержденных) ведомственных целевых программ. В I полугодии 2010 года - 26 (из 31) республиканских и 13 (из 18) ведомственных целевых программ.
Общая сумма программируемых на республиканском уровне расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2008-2009 годах и в I квартале 2010 года составила 117856,7 млн. рублей, в том числе: в 2008 году - 42361,8 млн. рублей, из них средства республиканских (государственных) целевых программ - 39258,2 млн. рублей, средства ведомственных целевых программ - 3103,6 млн. рублей; в 2009 году - 46832,1 млн. рублей, из них: средства республиканских (государственных) целевых программ - 40525,9 млн. рублей, средства ведомственных целевых программ - 6306,2 млн. рублей; в I полугодии 2010 года - 28662,8 млн. рублей, из них: средства республиканских (государственных) целевых программ - 24912,5 млн. рублей, средства ведомственных целевых программ - 3750,3 млн. рублей.
Кроме того, можно констатировать положительную динамику уровня программируемых расходов бюджета Республики Саха (Якутия), который в проверяемом периоде составил: в 2008 году - 56,5 % (42361,8 млн. рублей из общего объема расходов государственного бюджета Республики в размере 74948,4 млн. рублей); в 2009 году - 57,2 % (46832,1 млн. рублей из общего объема расходов в размере 81816,9 млн. рублей).
Сумма программируемых расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), произведенных в I полугодии 2010 года, составила 28662,8 млн. рублей (32,2 % от утвержденного годового объема расходов государственного бюджета в сумме 88880,0 млн. рублей).
3. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (далее - ФЦП ДВиЗ, Программа) по объемам средств входит в число 10 наиболее крупных программ, реализуемых в Российской Федерации, и самой крупной в Регионе.
За период реализации с 1996 по 2010 год в ФЦП ДВиЗ 15 раз вносились корректировки (редакции), из них 3 носили концептуальный характер (изменения по целям
и целевым индикаторам оценки реализации мероприятий) и 12 - редакционный (на соответствие с действующим законодательством), уточнялись объемы финансирования по годам.