1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Архив Бюллетеня Счетной палаты 2011 год №7

ч.52 отчета

Проект «Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии»

Паспортом проекта предусмотрена реализация мероприятий по разработке проект­ной документации для реализации 10 отдельных инвестиционных проектов, не преду­смотрена разбивка предоставляемых ассигнований по кварталам (плановые значения представлены годовыми суммами). В соответствии с паспортом все работы по проекти­рованию должны быть закончены до конца 2010 года.

В соответствии с пунктом 63 раздела IX Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержден­ных постановлением Правительства Российской Федерации № 134, Минрегион России осуществляет контроль и мониторинг хода реализации инвестиционных проектов, по­лучивших государственную поддержку за счет бюджетных ассигнований Инвестици­онного фонда Российской Федерации. Спрашивала долго. Только юридическая консультация призывникам у нас "MosLegist.ru", будет действительно профессионально предоставлена.

В соответствии с приказом Минрегиона России от 18 февраля 2010 года № 56 со­трудниками Минрегиона России в период с 12 февраля по 5 марта 2010 года была осу­ществлена проверка хода реализации проекта, на основании которой составлен акт проверки хода реализации проекта.

По итогам проведенной проверки хода реализации проекта Минрегион России вы­явил существенные отставания хода выполнения работ со стороны ответственных испол­нителей (Минэнерго России, ГК «Росатом») и инвесторов (ОАО «РусГидро», ОАО «ИГ «АЛРОСА», ОАО «Газпром»). Минрегионом России был сделан вывод, что из 10 инве­стиционных проектов, предусмотренных к реализации в рамках проекта в соответствии с паспортом проекта, работы ведутся только по проектированию железнодорожной и ав­томобильной инфраструктур, в установленные сроки завершена разработка проектной документации Инаглинского угольного комплекса.

По результатам проверки 20 мая и 13 июля 2010 года в Минрегионе России прошли совещания, на которых государственному координатору проекта - Правительству Рес­публики Саха (Якутия) - было поручено согласовать изменения в паспорт проекта с учетом синхронизации графиков финансирования по срокам завершения работ по проектированию объектов инвесторов и объектов инфраструктуры, финансируемых за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Реализация проекта в целом происходит с отставанием от установленных паспортом проекта и инвестиционным соглашением сроков финансирования и исполнения работ. В ходе проверки Правительством Республики Саха (Якутия) и ОАО «Корпорация раз­вития Южной Якутии» были представлены причины задержек по отдельным объектам, в том числе:

-  недоведение бюджетного финансирования разработки проектной документации железнодорожной и автодорожной инфраструктуры проекта в I квартале 2010 года из- за отсутствия согласования соответствующих объемов между Минрегионом России и Минтрансом России;

-  задержка с определением створа Канкунской гидроэлектростанции, в связи с чем невозможно было проводить строительство капитальных объектов по автомобильной дороге «Малый Нимныр - створ Канкунской ГЭС»;

-  длительность проведения Минэнерго России конкурсных процедур по электросе­тевой инфраструктуре (длительное согласование технического задания на проетирование и условий конкурса по выбору проектной организации);

-  позднее проведение конкурса по выбору подрядчика на разработку проектной до­кументации Эльконского ГМК, в связи с чем договоры подряда по проектированию стало возможным заключить лишь в конце 2009 года, в результате сроки производства изыскательских работ были упущены;

-  уникальность проекта, в связи с чем конкурс на разработку проектной документации Канкунской гидроэлектростанции проводился с предварительным квалификационным от­бором, требовались предварительные археологические работы, техническое задание на проектирование проходило многоитерационное согласование с Минэнерго России и НТС ОАО «РусГидро» (независимые эксперты);

-  отсутствие на настоящий момент технологий обогащения руды, имеющейся в Таежном месторождении[1].

Кроме того, в отношении Селигдарского ГХК действует отлагательное условие инвестиционного соглашения, начало проектных работ по данному объекту отложено до определения недропользователя по Селигдарскому апатитовому месторождению; по Якутскому центру газодобычи (соинвестор - ОАО «Газпром») действует отлагательное условие инвестиционного соглашения; по Алданскому заводу моторных топлив (соинве- стор - ОАО «Газпром», срок реализации, установленный паспортом и инвестиционным соглашением, - 2009-2010 годы) соинвестор не понес затрат (работы не проводились, т. к. ОАО «Газпром» выразил согласие по внесению в паспорт проекта изменения в части исключения из этапов реализации Алданского завода моторных топлив).

Следует отметить, что завершено проектирование по 1 из 10 объектов - Инаглин- ский УК (соинвестор - ЗАО «Якутские угли - новые технологии», срок реализации, ус­тановленный паспортом и инвестиционным соглашением, - 2008-2009 годы).

В то же время отмечается низкая вероятность готовности к моменту запуска ГОК объектов инфраструктуры, строительство которых осуществляется за счет средств Ин­вестиционного фонда Российской Федерации. В частности, если проектная документа­ция по железнодорожной инфраструктуре (ответственный исполнитель - Росжелдор) в настоящий момент направлена в Главгосэкспертизу России (хотя вопрос о начале строительства по-прежнему не решен), то по объектам электросетевой инфраструктуры (ответственный исполнитель - Минэнерго России) проектные работы по-прежнему не начаты. Указанные обстоятельства выступают в качестве основных рисков, ставящих под угрозу успешную реализацию проекта «Инаглинский угольный комплекс».

Кроме того, по информации, представленной Правительством Республики Саха (Якутия), ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» и соинвесторами проекта, до мо­мента получения средств Инвестиционного фонда на проектирование за счет собственных средств был выполнен значительный объем предпроектных работ (не учитываемых в пас­порте проекта), но необходимых для начала разработки проектной документации. Соинве- сторами с учетом предпроектных работ и разовых платежей за пользование недрами при получении лицензий на недропользование фактически вложен объем средств в размере свыше 16,6 млрд. рублей, что значительно превышает объем их обязательств согласно паспорту проекта (2,6 млрд. рублей).

Так, по объектам, связанным с недропользованием (Таежный и Тарыннахский ГОК, Эльконский ГМК), в соответствии с условиями лицензионных соглашений недрополь­зователям - соинвесторам проекта (ОАО «Инвестиционная группа «АЛРОСА» и ОАО «ЭГМК-Проект») до начала проектирования потребовалось провести комплекс техно­логических исследований, дополнительных геологоразведочных работ, разработать и защитить в установленном порядке ТЭО кондиций на месторождения. В силу уникаль­ности и сложности объекта значительный объем предпроектных работ потребовалось выполнить также по Канкунской ГЭС.

Минрегионом России с учетом предложений соинвесторов подготовлены предло­жения по внесению соответствующих изменений в паспорт проекта, предусматривающих синхронизацию графиков финансирования и сроков завершения работ по проектирова­нию объектов соинвесторов и объектов инфраструктуры.

Подготовленные Минрегионом России предложения о внесении изменений в пас­порт проекта рассмотрены на заседании Инвестиционной комиссии (протокол от 14 сентября 2010 года № 22) и частично одобрены участниками проекта (Минтранс России, Минэнерго России) и государственным координатором.

Инвестиционная комиссия поручила Правительству Республики Саха (Якутия) в срок до 1 октября 2010 года в установленном порядке представить в Минрегион России согласованные предложения по внесению изменений в паспорт проекта с учетом согла­сия участников проекта на перезаключение инвестиционного соглашения в соответст­вии с требованиями, установленными пунктом 39 Правил (пункт 6 протокола).

Во исполнение указанного поручения Инвестиционной комиссии Правительством Республики Саха (Якутии) письмом от 29 сентября 2010 года № 1143-А1м в Минрегион России представлены предложения по внесению изменений в паспорт проекта в части сроков реализации и объемов финансирования, а также проект соответствующего рас­поряжения Правительства Российской Федерации.

 


[1] Таежное месторождение характеризуется высоким содержанием бора в породе (до 3,5 %) и является уни­кальным с точки зрения технологии извлечения железной руды и попутных компонентов. Обогащение ру­ды Таежного железорудного месторождения известными традиционными технологиями невозможно в связи с возникающими экологическими проблемами и ухудшением экономических показателей, связан­ных с их устранением.

Ошибка на сайте