ч.52 отчета
Проект «Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии»
Паспортом проекта предусмотрена реализация мероприятий по разработке проектной документации для реализации 10 отдельных инвестиционных проектов, не предусмотрена разбивка предоставляемых ассигнований по кварталам (плановые значения представлены годовыми суммами). В соответствии с паспортом все работы по проектированию должны быть закончены до конца 2010 года.
В соответствии с пунктом 63 раздела IX Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 134, Минрегион России осуществляет контроль и мониторинг хода реализации инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. Спрашивала долго. Только юридическая консультация призывникам у нас "MosLegist.ru", будет действительно профессионально предоставлена.
В соответствии с приказом Минрегиона России от 18 февраля 2010 года № 56 сотрудниками Минрегиона России в период с 12 февраля по 5 марта 2010 года была осуществлена проверка хода реализации проекта, на основании которой составлен акт проверки хода реализации проекта.
По итогам проведенной проверки хода реализации проекта Минрегион России выявил существенные отставания хода выполнения работ со стороны ответственных исполнителей (Минэнерго России, ГК «Росатом») и инвесторов (ОАО «РусГидро», ОАО «ИГ «АЛРОСА», ОАО «Газпром»). Минрегионом России был сделан вывод, что из 10 инвестиционных проектов, предусмотренных к реализации в рамках проекта в соответствии с паспортом проекта, работы ведутся только по проектированию железнодорожной и автомобильной инфраструктур, в установленные сроки завершена разработка проектной документации Инаглинского угольного комплекса.
По результатам проверки 20 мая и 13 июля 2010 года в Минрегионе России прошли совещания, на которых государственному координатору проекта - Правительству Республики Саха (Якутия) - было поручено согласовать изменения в паспорт проекта с учетом синхронизации графиков финансирования по срокам завершения работ по проектированию объектов инвесторов и объектов инфраструктуры, финансируемых за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Реализация проекта в целом происходит с отставанием от установленных паспортом проекта и инвестиционным соглашением сроков финансирования и исполнения работ. В ходе проверки Правительством Республики Саха (Якутия) и ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» были представлены причины задержек по отдельным объектам, в том числе:
- недоведение бюджетного финансирования разработки проектной документации железнодорожной и автодорожной инфраструктуры проекта в I квартале 2010 года из- за отсутствия согласования соответствующих объемов между Минрегионом России и Минтрансом России;
- задержка с определением створа Канкунской гидроэлектростанции, в связи с чем невозможно было проводить строительство капитальных объектов по автомобильной дороге «Малый Нимныр - створ Канкунской ГЭС»;
- длительность проведения Минэнерго России конкурсных процедур по электросетевой инфраструктуре (длительное согласование технического задания на проетирование и условий конкурса по выбору проектной организации);
- позднее проведение конкурса по выбору подрядчика на разработку проектной документации Эльконского ГМК, в связи с чем договоры подряда по проектированию стало возможным заключить лишь в конце 2009 года, в результате сроки производства изыскательских работ были упущены;
- уникальность проекта, в связи с чем конкурс на разработку проектной документации Канкунской гидроэлектростанции проводился с предварительным квалификационным отбором, требовались предварительные археологические работы, техническое задание на проектирование проходило многоитерационное согласование с Минэнерго России и НТС ОАО «РусГидро» (независимые эксперты);
- отсутствие на настоящий момент технологий обогащения руды, имеющейся в Таежном месторождении[1].
Кроме того, в отношении Селигдарского ГХК действует отлагательное условие инвестиционного соглашения, начало проектных работ по данному объекту отложено до определения недропользователя по Селигдарскому апатитовому месторождению; по Якутскому центру газодобычи (соинвестор - ОАО «Газпром») действует отлагательное условие инвестиционного соглашения; по Алданскому заводу моторных топлив (соинве- стор - ОАО «Газпром», срок реализации, установленный паспортом и инвестиционным соглашением, - 2009-2010 годы) соинвестор не понес затрат (работы не проводились, т. к. ОАО «Газпром» выразил согласие по внесению в паспорт проекта изменения в части исключения из этапов реализации Алданского завода моторных топлив).
Следует отметить, что завершено проектирование по 1 из 10 объектов - Инаглин- ский УК (соинвестор - ЗАО «Якутские угли - новые технологии», срок реализации, установленный паспортом и инвестиционным соглашением, - 2008-2009 годы).
В то же время отмечается низкая вероятность готовности к моменту запуска ГОК объектов инфраструктуры, строительство которых осуществляется за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. В частности, если проектная документация по железнодорожной инфраструктуре (ответственный исполнитель - Росжелдор) в настоящий момент направлена в Главгосэкспертизу России (хотя вопрос о начале строительства по-прежнему не решен), то по объектам электросетевой инфраструктуры (ответственный исполнитель - Минэнерго России) проектные работы по-прежнему не начаты. Указанные обстоятельства выступают в качестве основных рисков, ставящих под угрозу успешную реализацию проекта «Инаглинский угольный комплекс».
Кроме того, по информации, представленной Правительством Республики Саха (Якутия), ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» и соинвесторами проекта, до момента получения средств Инвестиционного фонда на проектирование за счет собственных средств был выполнен значительный объем предпроектных работ (не учитываемых в паспорте проекта), но необходимых для начала разработки проектной документации. Соинве- сторами с учетом предпроектных работ и разовых платежей за пользование недрами при получении лицензий на недропользование фактически вложен объем средств в размере свыше 16,6 млрд. рублей, что значительно превышает объем их обязательств согласно паспорту проекта (2,6 млрд. рублей).
Так, по объектам, связанным с недропользованием (Таежный и Тарыннахский ГОК, Эльконский ГМК), в соответствии с условиями лицензионных соглашений недропользователям - соинвесторам проекта (ОАО «Инвестиционная группа «АЛРОСА» и ОАО «ЭГМК-Проект») до начала проектирования потребовалось провести комплекс технологических исследований, дополнительных геологоразведочных работ, разработать и защитить в установленном порядке ТЭО кондиций на месторождения. В силу уникальности и сложности объекта значительный объем предпроектных работ потребовалось выполнить также по Канкунской ГЭС.
Минрегионом России с учетом предложений соинвесторов подготовлены предложения по внесению соответствующих изменений в паспорт проекта, предусматривающих синхронизацию графиков финансирования и сроков завершения работ по проектированию объектов соинвесторов и объектов инфраструктуры.
Подготовленные Минрегионом России предложения о внесении изменений в паспорт проекта рассмотрены на заседании Инвестиционной комиссии (протокол от 14 сентября 2010 года № 22) и частично одобрены участниками проекта (Минтранс России, Минэнерго России) и государственным координатором.
Инвестиционная комиссия поручила Правительству Республики Саха (Якутия) в срок до 1 октября 2010 года в установленном порядке представить в Минрегион России согласованные предложения по внесению изменений в паспорт проекта с учетом согласия участников проекта на перезаключение инвестиционного соглашения в соответствии с требованиями, установленными пунктом 39 Правил (пункт 6 протокола).
Во исполнение указанного поручения Инвестиционной комиссии Правительством Республики Саха (Якутии) письмом от 29 сентября 2010 года № 1143-А1м в Минрегион России представлены предложения по внесению изменений в паспорт проекта в части сроков реализации и объемов финансирования, а также проект соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации.
[1] Таежное месторождение характеризуется высоким содержанием бора в породе (до 3,5 %) и является уникальным с точки зрения технологии извлечения железной руды и попутных компонентов. Обогащение руды Таежного железорудного месторождения известными традиционными технологиями невозможно в связи с возникающими экологическими проблемами и ухудшением экономических показателей, связанных с их устранением.