ч.58 отчета
Притом, что оценка эффективности расходов по данной методике носит в значительной степени рекомендательный и стимулирующий характер, Минрегион России
ежегодно осуществляет мониторинг того, какие меры принимаются в субъектах Российской Федерации по снижению неэффективных расходов в соответствии с разработанной методикой.
Вот что показывает анализ мер, принимаемых в данном направлении государственными органами исполнительной власти на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.
В сфере государственного управления оптимизация расходов на содержание органов государственной власти в проверяемый период осуществлялась в Регионе в рамках реализации административной реформы с учетом нормативов, устанавливаемых Минфином России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 990 «Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации» на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в процентах от налоговых и неналоговых доходов, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности консолидированного бюджета.
Справочно: к примеру, для Магаданской области норматив составляет 6 %. Применяя данный норматив к отчетным данным по фактическим доходам 16337213,8 тыс. рублей, расходы на содержание органов государственной власти (без муниципальной власти) по установленным нормативам должны составлять 980232,8 тыс. рублей, фактически данные расходы на содержание органов государственной власти в 2009 году составили 786542,4 тыс. рублей. Спрашивала долго. Что юридическая консультация по недвижимости в организацие "MosLegist.ru", является действительно профессионально предоставлена.
Кроме того, на выполнение полномочий по реализации Федерального закона от 6 ноября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы на муниципальное управление в 2009 году составили 953863,2 тыс. рублей. Расходы в целом в сфере государственного и муниципального управления Магаданской области в 2009 году составили 1740405,6 тыс. рублей.
Следует отметить, что доля расходов на организацию государственного и муниципального управления в северных регионах выше (до 10 %) доли, сложившейся в целом по Российской Федерации (порядка 4 %) по следующим причинам:
- наличие повышенного районного коэффициента при установлении денежного содержания государственных гражданских служащих;
- в соответствии со статьей 33 раздела 7 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4520-1-ФЗ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» производится оплата проезда в отпуск работникам и членам их семей;
- неблагоприятный климат, изолированность, труднодоступность населенных пунктов, бездорожье, высокие цены на топливо и энергоносители.
Численность государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти в значительной мере зависит также от наделения субъекта Российской Федерации полномочиями по исполнению федеральных функций. Так, в составе расходов на содержание органов управления Забайкальского края в 2009 году расходы на исполнение переданных полномочий Российской Федерации в общем объеме расходов на государственное управление составили 38 процентов.
Для оптимизации расходов на содержание органов государственной власти в проверяемый период вносились изменения в Реестр должностей государственной гражданской службы и систему оплаты труда. В 2009 году в Хабаровском крае в результате проведенных мероприятий штатная численность работников органов государственной власти сократилась на 85 единиц, органов местного самоуправления - на 356 единиц.
В 2010 году в соответствии с распоряжениями губернатора от 19 января 2010 года № 8-р «О предельной штатной численности аппарата губернатора и правительства края, министерств и иных органов исполнительной власти края» и от 3 февраля 2010 года № 33-р «О мерах по реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2009 года № 1659-р» в целях оптимизации расходов на содержание аппарата управления его численность сокращена на 107 единиц.
В Амурской области в 2009 году в результате работы по оптимизации структуры исполнительных органов государственной власти области и органов управления муниципальных образований численность государственных гражданских служащих сокращена на 143 единицы, или на 2,4 процента.
Распоряжением Правительства Забайкальского края от 29 мая 2009 года № 330-р утвержден сокращенный фонд оплаты труда исполнительных органов государственной власти. В результате сокращение расходов на оплату труда по отношению к расчетному фонду составило 82,8 млн. рублей.
Фактическая численность муниципальных служащих сократилась на 9-11 %, разработаны и утверждены новые структуры администраций муниципальных районов Забайкальского края. Среднемесячный фонд оплаты труда в 2009 году во всех муниципальных районах сократился на 3-5 %. Продолжилась работа по преобразованию областных государственных учреждений в автономные учреждения, и по состоянию на 1 января 2010 года создано 13 государственных автономных учреждений, из них 8 - социального обслуживания, 2 - образовательных.
В Магаданской области расходы по государственным учреждениям снижены на 102350,5 тыс. рублей, в том числе на государственное управление в сумме 67646,2 тыс. рублей. В Сахалинской области в результате проведенных мероприятий расходы на содержание органов государственной власти уменьшены на 82 млн. рублей.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2009 года № 571 «Об установлении нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» утверждены нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований исходя из базового норматива на одну штатную единицу с учетом фактических затрат, уровня цен и транспортных расходов по муниципальным образованиям с использованием поправочных коэффициентов в целях учета расширенных зон обслуживания и административно-территориальных особенностей муниципальных образований: в зависимости от численности населения и количества поселений. С учетом приведения фактической численности работников органов местного самоуправления к нормативной общая экономия бюджетных средств по данному решению в сопоставимых данных и ценах 2009 года составит около 20 млн. рублей (без учета коммунальных расходов и арендной платы за содержание имущества).
Экономический эффект от указанной оптимизации по ряду мероприятий будет достигнут в 2011 году, так как на первоначальном этапе необходимы средства на дополнительные расходы, связанные с компенсационными выплатами работникам, в связи с понижением или сокращением отдельных должностей, выходом на государственную пенсию и другие выплаты, установленные в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством.
Кроме того, в целях оптимизации расходов на государственное управление в субъектах Российской Федерации реализовывались и другие мероприятия, в том числе:
- по повышению эффективности использования тепло- и энергоресурсов, в том числе: замена электроламп на энергосберегающие, минимизация расходов на оплату коммунальных услуг;
- по оптимизации расходов на приобретение канцелярских товаров, книгоиздательской продукции и других товароматериальных ценностей, периодических изданий, на служебные командировки, транспортные услуги, услуги связи;
- по переходу на обслуживание работников по пластиковым картам, лимитирование пробега служебных автомобилей и услуг сотовой связи, перевод междугородних звонков на IP-телефонию и т. д.
В сфере общего образования расчет неэффективных расходов производится на основании Методики, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года № 322, в соответствии с которой наполняемость в классах городских общеобразовательных учреждений должна составлять 25 человек, сельских - 20 человек, что соответствует нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196.
Практически во всех субъектах Российской Федерации, расположенных на территории региона, наполняемость классов ниже нормативной, что обусловлено рядом факторов. К ним можно отнести несоответствие состояния образовательной сети ресурсной емкости учреждений, низкую плотность населения, слабое развитие транспортной сети, территориальную разобщенность поселений, высокий уровень миграционных процессов при незначительном приросте населения.
Так, на территории Сахалинской области средняя наполняемость в классах городских общеобразовательных учреждений составляет 22 человека, сельских - 13 человек, в Магаданской области, соответственно, 20,4 и 9,4 человека, в Амурской области - 24 и 10,4 человека, в Республике Саха (Якутия) - 22,7 и 12 человек. В Сахалинской области большой удельный вес в общем количестве классов занимают специальные (коррекци- онные) классы для детей с отклонениями, в которых наполняемость составляет 10-12 человек, 43 школы являются малокомплектными с наполняемостью классов 8-12 человек.
С целью увеличения наполняемости классов ведется работа по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений. Реально можно вести речь о единичных случаях закрытия школ, поскольку существует объективная необходимость сохранения общеобразовательных учреждений, так как согласно статье 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно.