ч.59 отчета
За период с 2006 по 2009 год в Сахалинской области в связи со снижением численности учащихся в среднем на 2500 человек в год количество школ сокращено на 15 единиц. В Амурской области за этот же период ликвидировано 9 школ, реорганизовано путем изменения статуса - 5, реорганизовано путем присоединения - 3, создано социокультурных центров - 13, создано базовых (опорных) школ, школ-ступеней - 37, создано ресурсных центров - 35. В Хабаровском крае сеть учреждений общего образования сокращена на 8 учреждений. В результате проведения мероприятий по реструктуризации учреждений системы общего образования освобождено 4 здания, в том числе 2 здания находятся в аварийном состоянии и подлежат сносу. Экономический эффект от мероприятий по оптимизации сети составил в 2009 году в крае около 3,8 млн. рублей.
В Магаданской области в 2009 году были реорганизованы: начальная школа - детский сад пос. Чайбуха в детский сад, средняя школа пос. Карамкен в начальную школу, закрыты 2 вечерние школы в г. Сусумане и в Тенькинском районе.
В Еврейской автономной области реорганизованы путем слияния 2 общеобразовательные школы в г. Биробиджане и 2 общеобразовательные школы в пос. Теплоозерск Облученского муниципального района, проведена реорганизация путем слияния 2 школ в сельской местности, ликвидированы 4 филиала общеобразовательных учреждений. Спрашивала долго. Только юридическая консультация по недвижимости на сайте "MosLegist.ru", является действительно качественно предоставлена.
В ходе реструктуризации сети учреждений общего среднего образования в Якутии закрыты 1 специальная (коррекционная) и 9 общеобразовательных школ, в 50 учреждениях образования проведена реорганизация за счет слияния учреждений или изменения их статуса, оптимизация размещения осуществлена в 66 учреждениях. Общее количество общеобразовательных учреждений сократилось с 653 до 643.
Наиболее радикальные меры были приняты в 2010 году в Приморском крае. Проведена оптимизация сети общеобразовательных учреждений путем реорганизации 35 малокомплектных школ для достижения наполняемости в классах, расположенных в городской местности - 25 человек, сельской местности - 14 человек. Численность учителей снижена к уровню 2009 года на 1320 человек, численность прочего персонала - на 778 человек.
В целом принимаемые меры не приносят ожидаемого эффекта. К примеру, в Якутии средняя наполняемость классов в сельской местности сохранилась на уровне 12 учащихся в классе, а в городских выросла на лишь на 0,7. В Магаданской области в 2009 году по сравнению с 2008 годом первый показатель вырос на 0,1, а второй снизился на 0,3. В Забайкальском крае в рамках реструктуризации количество общеобразовательных учреждений сократилось с 589 в 2008 году до 572 в 2009 году, что позволило увеличить наполняемость классов на 0,7 человека в городской местности и на 0,3 человека - в сельской местности. Основными причинами низкой результативности мер по достижению нормативных показателей являются ухудшение демографической ситуации и миграция части сельского населения в города.
Среди других мер, принимаемых в субъектах Российской Федерации по повышению эффективности расходов на образование, можно выделиь следующие:
- использование подушевого бюджетного финансирования;
- введение в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях новой системы оплаты труда;
- оптимизация численности прочего персонала, не участвующего в учебном процессе;
- развитие дистанционного образования для малокомплектных школ.
Для объективной оценки эффективности использования государственных средств в сфере образования представляется необходимым учитывать такие факторы, как возможное снижение качества образования после оптимизационных мероприятий и дополнительные расходы, связанные с доставкой учащихся в школы, расположенные в других населенных пунктах. К примеру, в Амурской области в 2009 году в сельской местности необходимо было 5617 учащихся из 299 населенных пунктов подвозить в 186 школ. При этом следует отметить, что в соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» финансирование малокомплектных сельских школ не может осуществляться по подушевому принципу.
В сфере здравоохранения работа по снижению суммы неэффективных расходов в регионах проводилась по 2 направлениям:
- приведение объемных и финансовых показателей к нормативам в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам области бесплатной медицинской помощи;
- оптимизация структуры медицинской помощи.
К примеру, в Хабаровском крае при планировании территориальной программы государственных гарантий на 2010 год были изменены нормативные показатели объемов медицинской помощи: сокращены объемы круглосуточной стационарной помощи (число койко-дней) с 2,913 до 2,793 и увеличены государственные задания на оказание амбулаторной медицинской помощи (число врачебных посещений) с 9,362 до 9,731 и показатели числа пролеченных больных в дневных стационарах (число пациенто-дней) с 0,57 до 0,59. Расширение возможностей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи позволит в 2010 году сократить количество вызовов скорой медицинской помощи (плановый норматив в 2009 году - 0,389, в 2010 году - 0,360).
В Магаданской области отмечается следующая динамика объемных показателей по отдельным видам медицинской помощи:
Наименование медицинской помощи |
Норматив 2010 г. |
2008 г. отчет |
2009 г. отчет |
2010 г. план |
Уточненный план 2010 г. |
Скорая медицинская помощь (количество вызовов) |
0,318 |
0,421 |
0,412 |
0,374 |
0,374 |
Амбулаторно-поликлиническая помощь (число врачебных посещений) |
9,500 |
9,972 |
9,346 |
10,223* |
10,223 |
Стационарная медицинская помощь (число койко-дней) |
2,780 |
4,686 |
4,642 |
4,410 |
4,018 |
Медицинская помощь в дневных стационарах (число пациенто-дней) |
0,590 |
1,008 |
0,918 |
0,927 |
0,927 |
* Норматив Российской Федерации увеличился с 9,198 (в 2009 году) до 9,5 посещения за счет создания центра «Здоровье» и включения посещений, выполненных средними медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов. |
Сохраняющееся превышение норматива по коечному фонду обусловлено реальной потребностью населения в данных видах медицинской помощи, о чем свидетельствует то, что объемные показатели ежегодно выполняются и даже перевыполняются лечебными учреждениями области. В области сложился высокий уровень госпитализации населения, обращаемости в амбулаторно-поликлинические учреждения, нет отказов в выполнении вызовов по линии скорой и неотложной медицинской помощи.
В результате оптимизации структуры медицинской помощи в Забайкальском крае в 2009 году было сокращено 859 коек круглосуточного пребывания, что позволило увеличить занятость койки в среднем по краю с 318 дней на 1 января 2009 года до 334 дней на 1 января 2010 года (по России - 321 день, СФО - 323 дня) и сократить число койко- дней на 5,4 % по сравнению с 2008 годом.
В Якутии в 2008 году число койко-дней на 1 жителя сократилось с 3,695 до 3,556, снизилась обеспеченность населения койками круглосуточного пребывания на 10 тыс. человек с 117,5 до 115,0 (Россия - 94,9; ДВФО - 101,6). Уровень госпитализации уменьшился с 26,9 случая на 100 человек населения до 26,7.
В Магаданской области с 2006 по 2009 год сокращены 173 койки круглосуточного пребывания и 67 коек дневного пребывания, в том числе в 2009 году - 88 коек круглосуточного пребывания и 41 койка дневного пребывания.
В Сахалинской области в условиях снижения численности постоянного населения в 2009 году сокращено 28 коек, в I полугодии 2010 года - 20 коек. В отдельных муниципальных учреждениях здравоохранения сокращены 44 штатные единицы в государственных учреждениях здравоохранения.
Резкое, одномоментное приведение плановых объемов к нормативу может повлечь, с одной стороны, ограничение доступности медицинской помощи для населения, а с другой стороны, резкое высвобождение медицинского персонала.
Оптимизация системы организации оказания скорой медицинской помощи жителям края и за счет этого снижение неэффективных расходов будут достигнуты за счет отделения неотложной медицинской помощи от скорой помощи. В 2010 году в 3 муниципальных образованиях - г. Хабаровске, г. Комсомольске-на-Амуре и Амурском районе - проводится процедура создания в амбулаторно-поликлинических учреждениях отделений неотложной медицинской помощи. Проведение аналогичных мероприятий запланировано во всех муниципальных образованиях края в 2011 году.
Превышение российских нормативов в ряде субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона объясняется региональными особенностями: обширностью территории, экстремальными климатическими условиями региона, значительными расстояниями между населенными пунктами, в большинстве которых численность населения составляет менее 1000 человек.
Вместе с тем возложение ряда полномочий по повышению доступности и качества специализированной медицинской помощи, формированию здорового образа жизни
неизбежно приведет к росту численности медицинского персонала. По информации Сахалинской области, в этой связи возникла необходимость введения около 200 дополнительных штатных должностей.
Внедрение порядков оказания медицинской помощи обеспечит внедрение рекомендуемой штатной численности, которая в среднем увеличивает действующее штатное расписание на 60-70 %. Так, по оценкам Магаданской области, потребуется дополнительно около 1 млрд. рублей для оплаты труда работников дополнительной штатной численности.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства увеличение неэффективных расходов происходит в основном из-за индексации субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, и на покрытие убытков, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги. Это связано с чрезмерно высокой стоимостью коммунальных услуг, прежде всего, в регионах, расположенных в районах Крайнего Севера с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).