1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Архив Бюллетеня Счетной палаты 2011 год №7

ч.59 отчета

За период с 2006 по 2009 год в Сахалинской области в связи со снижением числен­ности учащихся в среднем на 2500 человек в год количество школ сокращено на 15 единиц. В Амурской области за этот же период ликвидировано 9 школ, реорганизо­вано путем изменения статуса - 5, реорганизовано путем присоединения - 3, создано социокультурных центров - 13, создано базовых (опорных) школ, школ-ступеней - 37, создано ресурсных центров - 35. В Хабаровском крае сеть учреждений общего образова­ния сокращена на 8 учреждений. В результате проведения мероприятий по реструктури­зации учреждений системы общего образования освобождено 4 здания, в том числе 2 здания находятся в аварийном состоянии и подлежат сносу. Экономический эффект от мероприятий по оптимизации сети составил в 2009 году в крае около 3,8 млн. рублей.

В Магаданской области в 2009 году были реорганизованы: начальная школа - дет­ский сад пос. Чайбуха в детский сад, средняя школа пос. Карамкен в начальную школу, закрыты 2 вечерние школы в г. Сусумане и в Тенькинском районе.

В Еврейской автономной области реорганизованы путем слияния 2 общеобразова­тельные школы в г. Биробиджане и 2 общеобразовательные школы в пос. Теплоозерск Облученского муниципального района, проведена реорганизация путем слияния 2 школ в сельской местности, ликвидированы 4 филиала общеобразовательных учреждений. Спрашивала долго. Только юридическая консультация по недвижимости на сайте "MosLegist.ru", является действительно качественно предоставлена.

В ходе реструктуризации сети учреждений общего среднего образования в Якутии за­крыты 1 специальная (коррекционная) и 9 общеобразовательных школ, в 50 учреждениях образования проведена реорганизация за счет слияния учреждений или изменения их ста­туса, оптимизация размещения осуществлена в 66 учреждениях. Общее количество об­щеобразовательных учреждений сократилось с 653 до 643.

Наиболее радикальные меры были приняты в 2010 году в Приморском крае. Проведе­на оптимизация сети общеобразовательных учреждений путем реорганизации 35 мало­комплектных школ для достижения наполняемости в классах, расположенных в городской местности - 25 человек, сельской местности - 14 человек. Численность учителей снижена к уровню 2009 года на 1320 человек, численность прочего персонала - на 778 человек.

В целом принимаемые меры не приносят ожидаемого эффекта. К примеру, в Якутии средняя наполняемость классов в сельской местности сохранилась на уровне 12 учащихся в классе, а в городских выросла на лишь на 0,7. В Магаданской области в 2009 году по сравнению с 2008 годом первый показатель вырос на 0,1, а второй снизился на 0,3. В Забайкальском крае в рамках реструктуризации количество общеобразовательных учреждений сократилось с 589 в 2008 году до 572 в 2009 году, что позволило увеличить наполняемость классов на 0,7 человека в городской местности и на 0,3 человека - в сельской местности. Основными причинами низкой результативности мер по достижению нормативных показателей являются ухудшение демографической ситуации и миграция части сельского населения в города.

Среди других мер, принимаемых в субъектах Российской Федерации по повышению эффективности расходов на образование, можно выделиь следующие:

-  использование подушевого бюджетного финансирования;

-  введение в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях новой системы оплаты труда;

-  оптимизация численности прочего персонала, не участвующего в учебном процессе;

-  развитие дистанционного образования для малокомплектных школ.

Для объективной оценки эффективности использования государственных средств в сфере образования представляется необходимым учитывать такие факторы, как воз­можное снижение качества образования после оптимизационных мероприятий и до­полнительные расходы, связанные с доставкой учащихся в школы, расположенные в других населенных пунктах. К примеру, в Амурской области в 2009 году в сельской местности необходимо было 5617 учащихся из 299 населенных пунктов подвозить в 186 школ. При этом следует отметить, что в соответствии со статьей 41 Закона Рос­сийской Федерации «Об образовании» финансирование малокомплектных сельских школ не может осуществляться по подушевому принципу.

В сфере здравоохранения работа по снижению суммы неэффективных расходов в регионах проводилась по 2 направлениям:

-   приведение объемных и финансовых показателей к нормативам в рамках реализа­ции территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам об­ласти бесплатной медицинской помощи;

-  оптимизация структуры медицинской помощи.

К примеру, в Хабаровском крае при планировании территориальной программы го­сударственных гарантий на 2010 год были изменены нормативные показатели объемов медицинской помощи: сокращены объемы круглосуточной стационарной помощи (число койко-дней) с 2,913 до 2,793 и увеличены государственные задания на оказание амбулаторной медицинской помощи (число врачебных посещений) с 9,362 до 9,731 и по­казатели числа пролеченных больных в дневных стационарах (число пациенто-дней) с 0,57 до 0,59. Расширение возможностей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи позволит в 2010 году сократить количество вызовов скорой медицинской помо­щи (плановый норматив в 2009 году - 0,389, в 2010 году - 0,360).

В Магаданской области отмечается следующая динамика объемных показателей по отдельным видам медицинской помощи:

Наименование медицинской помощи

Норматив 2010 г.

2008 г. отчет

2009 г. отчет

2010 г. план

Уточненный план 2010 г.

Скорая медицинская помощь (количест­во вызовов)

0,318

0,421

0,412

0,374

0,374

Амбулаторно-поликлиническая помощь (число врачебных посещений)

9,500

9,972

9,346

10,223*

10,223

Стационарная медицинская помощь (число койко-дней)

2,780

4,686

4,642

4,410

4,018

Медицинская помощь в дневных ста­ционарах (число пациенто-дней)

0,590

1,008

0,918

0,927

0,927

* Норматив Российской Федерации увеличился с 9,198 (в 2009 году) до 9,5 посещения за счет создания центра «Здо­ровье» и включения посещений, выполненных средними медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов.

 

 

Сохраняющееся превышение норматива по коечному фонду обусловлено реальной потребностью населения в данных видах медицинской помощи, о чем свидетельствует то, что объемные показатели ежегодно выполняются и даже перевыполняются лечеб­ными учреждениями области. В области сложился высокий уровень госпитализации населения, обращаемости в амбулаторно-поликлинические учреждения, нет отказов в выполнении вызовов по линии скорой и неотложной медицинской помощи.

В результате оптимизации структуры медицинской помощи в Забайкальском крае в 2009 году было сокращено 859 коек круглосуточного пребывания, что позволило уве­личить занятость койки в среднем по краю с 318 дней на 1 января 2009 года до 334 дней на 1 января 2010 года (по России - 321 день, СФО - 323 дня) и сократить число койко- дней на 5,4 % по сравнению с 2008 годом.

В Якутии в 2008 году число койко-дней на 1 жителя сократилось с 3,695 до 3,556, снизилась обеспеченность населения койками круглосуточного пребывания на 10 тыс. человек с 117,5 до 115,0 (Россия - 94,9; ДВФО - 101,6). Уровень госпитализации уменьшился с 26,9 случая на 100 человек населения до 26,7.

В Магаданской области с 2006 по 2009 год сокращены 173 койки круглосуточного пребывания и 67 коек дневного пребывания, в том числе в 2009 году - 88 коек кругло­суточного пребывания и 41 койка дневного пребывания.

В Сахалинской области в условиях снижения численности постоянного населения в 2009 году сокращено 28 коек, в I полугодии 2010 года - 20 коек. В отдельных муни­ципальных учреждениях здравоохранения сокращены 44 штатные единицы в государ­ственных учреждениях здравоохранения.

Резкое, одномоментное приведение плановых объемов к нормативу может повлечь, с одной стороны, ограничение доступности медицинской помощи для населения, а с дру­гой стороны, резкое высвобождение медицинского персонала.

Оптимизация системы организации оказания скорой медицинской помощи жителям края и за счет этого снижение неэффективных расходов будут достигнуты за счет от­деления неотложной медицинской помощи от скорой помощи. В 2010 году в 3 муни­ципальных образованиях - г. Хабаровске, г. Комсомольске-на-Амуре и Амурском районе - проводится процедура создания в амбулаторно-поликлинических учрежде­ниях отделений неотложной медицинской помощи. Проведение аналогичных меро­приятий запланировано во всех муниципальных образованиях края в 2011 году.

Превышение российских нормативов в ряде субъектов Дальнего Востока и Бай­кальского региона объясняется региональными особенностями: обширностью территории, экстремальными климатическими условиями региона, значительными расстояниями между населенными пунктами, в большинстве которых численность населения состав­ляет менее 1000 человек.

Вместе с тем возложение ряда полномочий по повышению доступности и качества специализированной медицинской помощи, формированию здорового образа жизни

неизбежно приведет к росту численности медицинского персонала. По информации Сахалинской области, в этой связи возникла необходимость введения около 200 допол­нительных штатных должностей.

Внедрение порядков оказания медицинской помощи обеспечит внедрение рекомен­дуемой штатной численности, которая в среднем увеличивает действующее штатное рас­писание на 60-70 %. Так, по оценкам Магаданской области, потребуется дополнительно около 1 млрд. рублей для оплаты труда работников дополнительной штатной численности.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства увеличение неэффективных расходов происходит в основном из-за индексации субсидий, предоставляемых бюджетам муници­пальных образований на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, и на покрытие убытков, воз­никших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги. Это связано с чрезмерно высокой стоимостью коммунальных услуг, прежде всего, в регионах, расположенных в районах Крайнего Севера с ограниченными сроками за­воза грузов (продукции).

Ошибка на сайте