1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Архив Бюллетеня Счетной палаты 2011 год №7

ч.60 отчета

К примеру, в Магаданской области федеральный стандарт оплаты жилого помеще­ния и коммунальных услуг составляет на 2009 год 190,70 рубля в месяц, что больше среднероссийских стандартов, утвержденных постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 18 декабря 2008 года № 960, почти в 3 раза (64,62 рубля). Из-за по­стоянного роста цен на энергоносители, составляющие 70-75 % от экономически обос­нованного тарифа на вырабатываемую тепловую энергию, стоимость коммунальных услуг для населения, соответственно, увеличивается.

В Хабаровском крае две трети территорий (13 из 19 муниципальных образований) расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и не обес­печены централизованной системой тепло- и электроснабжения. В то же время на этих территориях расположено до 70 % основных фондов коммунальной энергетики.

Передача государственного (муниципального) имущества в управление организаци­ям частной формы собственности осложняется инвестиционной непривлекательностью жилищно-коммунальной сферы в связи с высоким износом основных фондов имущества коммунального хозяйства, тарифами на жилищно-коммунальные услуги для населения, не возмещающими стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг.

В 2009 году в ряде субъектов Российской Федерации неэффективные расходы сни­зились: в Иркутской области - на 26 % и составили 1196,6 млн. рублей (2008 год - 15,5 %); в Камчатском крае - более чем на 40 % и составили 2053,4 млн. рублей, или 38,3 % в общем объеме расходов на ЖКХ (2008 год - 52,3 %). При этом доля неэффектив­ных расходов по-прежнему осталась выше среднероссийского уровня (11,6 процента). Узнавал долго. Именно юридическая консультация по наследству на сайте "MosLegist.ru", будет по настоящему качественно оказана.

Реализация мероприятий Государственной программы «Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы» привела к улучшению показателей жилищно-коммунального хозйства по итогам 2008 года. Так, уменьшилась доля населения, получающего жилищно-коммунальные услуги ненадлежащего качества, увеличилась доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества. Уменьшилась доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства, если в 2007 году она составляла 61 %, то по итогам 2009 года - 51 процент.

При этом доля неффективных расходов в Республике Саха (Якутия), приходящаяся на ЖКХ, составляет 47 % при 10 % в среднем по Российской Федерации, на Республику приходится 5 % неэффективных расходов по стране в данной сфере. Высокая доля указывает на необходимость пересмотра установленных предельных значений индексов роста тарифов на коммунальные услуги и проведения модернизации коммунальной инфраструктуры в рамках утвержденных инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса с применением энергоэффективных технологий.

В целом исключение неэффективных бюджетных расходов на жилищно-коммуналь­ную сферу в части возмещения (компенсации) разницы между экономически обосно­ванными тарифами и тарифами, установленными для граждан, и убытков, возникающих в процессе регулирования тарифов на услуги жилищно-коммунальных предприятий на областном и муниципальном уровнях, с одновременным соблюдением баланса интере­сов граждан и предприятий - производителей коммунальных услуг, возможно только в результате установления равновесных, предельных максимально возможных индек­сов роста тарифов для предприятий коммунального комплекса и платежей граждан за жилые помещения и коммунальные услуги.

Используемый нормативный подход для определения неэффективных расходов в значительной степени носит формализованный характер, в недостаточной степени учитывает региональные особенности.

Так, в целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправ­ления Президентом Республики Саха (Якутия) был издан Указ от 30 марта 2009 года № 1368 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного само­управления городских округов и муниципальных районов», в соответствии с которым установлены дополнительные показатели эффективности деятельности органов мест­ного самоуправления городских округов и муниципальных районов (4 показателя) в дополнение к 65 показателям, утвержденным нормативными актами федерального уровня. Кроме того, частично были скорректированы нормативы с учетом транспорт­ной доступности образовательных и медицинских учреждений и других факторов. Не­смотря на это, неэффективные расходы по ряду улусов, по проведенным оценкам, пре­высили в 2009 году 50 процентов.

Из приведенных фактов можно сделать вывод, что существующая система оценки эффективности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации нуждается в совершенствовании в плане учета особенностей субъектов Российской Федерации, качественных параметров развития той или иной сферы, приближения к оценке расхо­дов по итоговой результативности, исходя из поставленных целей и задач.

Набор показателей, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 и постановлении Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 год № 322, достаточно эффективно отражающих регулирующее воздей­ствие федерального центра на регионы, не позволяет в достаточной мере оценить уро­вень их социально-экономического развития и, тем более, эффективность расходования бюджетных средств на эти цели. Фактически оценивается лишь одна из составляющих эффективности - экономичность расходов. Оптимизация сети школ, больниц и другой социальной инфраструктуры, исходя лишь из показателей бюджетных расходов, всту­пает в противоречие с территориальной политикой государства.

Разработка индикаторов и порядка ведения мониторинга реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на пери­од до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р, предусмотренная в проекте Плана мероприятий по реализации Стратегии, до настоящего времени не осуществлена, поскольку не утвер­жден сам План.

Цель 4. Оценка эффективности расходования бюджетных средств по динамике

основных показателей уровня социально-экономического развития Региона

1. В ходе контрольного мероприятия была получена информация (по запросам, направленным в субъекты Российской Федерации, из официальных статистических источников), позволяющая произвести некоторые оценки уровня и динамики соци­ально-экономического развития.

При этом, кроме базовых показателей, связанных с ВРП, были использованы сле­дующие: экономическая эффективность ВРП (отношение сальдированного финансово­го результата по Региону к объему произведенного ВРП), производительность труда (в том числе по секторам экономики), а также уровень вклада обрабатывающих отраслей в ВРП (с учетом поставленных задач по развитию перерабатывающей промышленности), показатели состояния и эффективности использования основных фондов, показатели развития строительной отрасли (как необходимое условие эффективного развития), по­казатели развития транспортной отрасли (как условие использования конкурентных преимуществ Региона на мировом рынке), показатели развития сельского хозяйства (как условие сбалансированности развития Региона), показатели энергоемкости, энер­говооруженности и энергоэффективности.

Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, в Регионе сохранялась по­ложительная динамика роста объема ВРП. Оценочно объем валового регионального продукта в 2009 году составил по ДФО 1713079,35 млн. рублей (рост по сравнению с 2008 годом на 10,6 %). По росту ВРП ведущие позиции занимают Чукотский автоном­ный округ - 22,6 %, Магаданская область - 18,0 %, Камчатский край - 14,0 %, Республика Саха (Якутия) - 11,8 %, Сахалинская область - 11,1 %, Приморский край - 10,6 %. ВРП Байкальского региона, по оценке, в 2009 году составил 775602,9 млн. рублей, что на 7,1 % больше, чем в 2008 году.

Более подробная информация по субъектам Российской Федерации, находящимся на территории Региона, приведена в приложении № 10 к отчету.

Основной удельный вес в валовой добавленной стоимости в Регионе составили такие виды экономической деятельности, как: добыча полезных ископаемых - 17 %, оптовая и розничная торговля автотранспортными средствами - 11,8 %, государствен­ное управление и обеспечение военной безопасности - 10,9 %, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 5,9 %, здравоохранение и предоставле­ние социальных услуг - 5,8 %, образование - 4,5 процента.

В ДФО по итогам 2008-2009 годов в целом по Региону складывается положитель­ная динамика индекса физического объема ВРП. Регионами - лидерами по росту индек­са в 2009 году являются Сахалинская область (+7,7 %),Чукотский автономный округ (+6,0 %), Амурская область (+3,62 %), Магаданская область (+3,39 %), Республика Саха (Якутия) (+3,0 %). В Байкальском регионе наблюдается падение индексов физического объема ВРП по всем 3 субъектам Российской Федерации.

Индекс промышленного производства в ДФО в 2009 году составил 103,5 %. Наиболь­ший рост индекса отмечается в Чукотском автономном округе - 38,1 %, Сахалинской области - 21,9 %, Амурской области - 10,6 %, Магаданской области - 5,9 %. Отрица­тельная динамика индекса промышленного производства сложилась в: Еврейской авто­номной области - снижение на 8,3 %, Республике Саха (Якутия) - на 8,7 %, Камчатском крае - на 7,5 %, Хабаровском крае - на 5,2 %, Приморском крае - на 4,5 %. В Байкаль­ском регионе по всем 3 субъектам Российской Федерации в 2009 году была отрица­тельная динамика индекса промышленного производства.

Ошибка на сайте