ч.60 отчета
К примеру, в Магаданской области федеральный стандарт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг составляет на 2009 год 190,70 рубля в месяц, что больше среднероссийских стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2008 года № 960, почти в 3 раза (64,62 рубля). Из-за постоянного роста цен на энергоносители, составляющие 70-75 % от экономически обоснованного тарифа на вырабатываемую тепловую энергию, стоимость коммунальных услуг для населения, соответственно, увеличивается.
В Хабаровском крае две трети территорий (13 из 19 муниципальных образований) расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и не обеспечены централизованной системой тепло- и электроснабжения. В то же время на этих территориях расположено до 70 % основных фондов коммунальной энергетики.
Передача государственного (муниципального) имущества в управление организациям частной формы собственности осложняется инвестиционной непривлекательностью жилищно-коммунальной сферы в связи с высоким износом основных фондов имущества коммунального хозяйства, тарифами на жилищно-коммунальные услуги для населения, не возмещающими стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг.
В 2009 году в ряде субъектов Российской Федерации неэффективные расходы снизились: в Иркутской области - на 26 % и составили 1196,6 млн. рублей (2008 год - 15,5 %); в Камчатском крае - более чем на 40 % и составили 2053,4 млн. рублей, или 38,3 % в общем объеме расходов на ЖКХ (2008 год - 52,3 %). При этом доля неэффективных расходов по-прежнему осталась выше среднероссийского уровня (11,6 процента). Узнавал долго. Именно юридическая консультация по наследству на сайте "MosLegist.ru", будет по настоящему качественно оказана.
Реализация мероприятий Государственной программы «Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы» привела к улучшению показателей жилищно-коммунального хозйства по итогам 2008 года. Так, уменьшилась доля населения, получающего жилищно-коммунальные услуги ненадлежащего качества, увеличилась доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества. Уменьшилась доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства, если в 2007 году она составляла 61 %, то по итогам 2009 года - 51 процент.
При этом доля неффективных расходов в Республике Саха (Якутия), приходящаяся на ЖКХ, составляет 47 % при 10 % в среднем по Российской Федерации, на Республику приходится 5 % неэффективных расходов по стране в данной сфере. Высокая доля указывает на необходимость пересмотра установленных предельных значений индексов роста тарифов на коммунальные услуги и проведения модернизации коммунальной инфраструктуры в рамках утвержденных инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса с применением энергоэффективных технологий.
В целом исключение неэффективных бюджетных расходов на жилищно-коммунальную сферу в части возмещения (компенсации) разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для граждан, и убытков, возникающих в процессе регулирования тарифов на услуги жилищно-коммунальных предприятий на областном и муниципальном уровнях, с одновременным соблюдением баланса интересов граждан и предприятий - производителей коммунальных услуг, возможно только в результате установления равновесных, предельных максимально возможных индексов роста тарифов для предприятий коммунального комплекса и платежей граждан за жилые помещения и коммунальные услуги.
Используемый нормативный подход для определения неэффективных расходов в значительной степени носит формализованный характер, в недостаточной степени учитывает региональные особенности.
Так, в целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления Президентом Республики Саха (Якутия) был издан Указ от 30 марта 2009 года № 1368 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», в соответствии с которым установлены дополнительные показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (4 показателя) в дополнение к 65 показателям, утвержденным нормативными актами федерального уровня. Кроме того, частично были скорректированы нормативы с учетом транспортной доступности образовательных и медицинских учреждений и других факторов. Несмотря на это, неэффективные расходы по ряду улусов, по проведенным оценкам, превысили в 2009 году 50 процентов.
Из приведенных фактов можно сделать вывод, что существующая система оценки эффективности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации нуждается в совершенствовании в плане учета особенностей субъектов Российской Федерации, качественных параметров развития той или иной сферы, приближения к оценке расходов по итоговой результативности, исходя из поставленных целей и задач.
Набор показателей, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 и постановлении Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 год № 322, достаточно эффективно отражающих регулирующее воздействие федерального центра на регионы, не позволяет в достаточной мере оценить уровень их социально-экономического развития и, тем более, эффективность расходования бюджетных средств на эти цели. Фактически оценивается лишь одна из составляющих эффективности - экономичность расходов. Оптимизация сети школ, больниц и другой социальной инфраструктуры, исходя лишь из показателей бюджетных расходов, вступает в противоречие с территориальной политикой государства.
Разработка индикаторов и порядка ведения мониторинга реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р, предусмотренная в проекте Плана мероприятий по реализации Стратегии, до настоящего времени не осуществлена, поскольку не утвержден сам План.
Цель 4. Оценка эффективности расходования бюджетных средств по динамике
основных показателей уровня социально-экономического развития Региона
1. В ходе контрольного мероприятия была получена информация (по запросам, направленным в субъекты Российской Федерации, из официальных статистических источников), позволяющая произвести некоторые оценки уровня и динамики социально-экономического развития.
При этом, кроме базовых показателей, связанных с ВРП, были использованы следующие: экономическая эффективность ВРП (отношение сальдированного финансового результата по Региону к объему произведенного ВРП), производительность труда (в том числе по секторам экономики), а также уровень вклада обрабатывающих отраслей в ВРП (с учетом поставленных задач по развитию перерабатывающей промышленности), показатели состояния и эффективности использования основных фондов, показатели развития строительной отрасли (как необходимое условие эффективного развития), показатели развития транспортной отрасли (как условие использования конкурентных преимуществ Региона на мировом рынке), показатели развития сельского хозяйства (как условие сбалансированности развития Региона), показатели энергоемкости, энерговооруженности и энергоэффективности.
Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, в Регионе сохранялась положительная динамика роста объема ВРП. Оценочно объем валового регионального продукта в 2009 году составил по ДФО 1713079,35 млн. рублей (рост по сравнению с 2008 годом на 10,6 %). По росту ВРП ведущие позиции занимают Чукотский автономный округ - 22,6 %, Магаданская область - 18,0 %, Камчатский край - 14,0 %, Республика Саха (Якутия) - 11,8 %, Сахалинская область - 11,1 %, Приморский край - 10,6 %. ВРП Байкальского региона, по оценке, в 2009 году составил 775602,9 млн. рублей, что на 7,1 % больше, чем в 2008 году.
Более подробная информация по субъектам Российской Федерации, находящимся на территории Региона, приведена в приложении № 10 к отчету.
Основной удельный вес в валовой добавленной стоимости в Регионе составили такие виды экономической деятельности, как: добыча полезных ископаемых - 17 %, оптовая и розничная торговля автотранспортными средствами - 11,8 %, государственное управление и обеспечение военной безопасности - 10,9 %, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 5,9 %, здравоохранение и предоставление социальных услуг - 5,8 %, образование - 4,5 процента.
В ДФО по итогам 2008-2009 годов в целом по Региону складывается положительная динамика индекса физического объема ВРП. Регионами - лидерами по росту индекса в 2009 году являются Сахалинская область (+7,7 %),Чукотский автономный округ (+6,0 %), Амурская область (+3,62 %), Магаданская область (+3,39 %), Республика Саха (Якутия) (+3,0 %). В Байкальском регионе наблюдается падение индексов физического объема ВРП по всем 3 субъектам Российской Федерации.
Индекс промышленного производства в ДФО в 2009 году составил 103,5 %. Наибольший рост индекса отмечается в Чукотском автономном округе - 38,1 %, Сахалинской области - 21,9 %, Амурской области - 10,6 %, Магаданской области - 5,9 %. Отрицательная динамика индекса промышленного производства сложилась в: Еврейской автономной области - снижение на 8,3 %, Республике Саха (Якутия) - на 8,7 %, Камчатском крае - на 7,5 %, Хабаровском крае - на 5,2 %, Приморском крае - на 4,5 %. В Байкальском регионе по всем 3 субъектам Российской Федерации в 2009 году была отрицательная динамика индекса промышленного производства.