ч.64 отчета
Данные об уровнях занятости и безработицы, удельном весе и безработных, ищущих работу длительное время в субъектах Региона, представлены в таблице:
(в процентах)
|
Анализ данных об уровнях занятости и безработицы, среднем времени поиска работы и удельном весе безработных, ищущих работу длительное время, позволяет получить оценку успешности поиска работы в субъекте Российской Федерации. Такая оценка в виде числа, пропорционального вероятности найти работу в течение 1 месяца, рассчитана для субъектов Региона и представлена в таблице.
Общая оценка качества жилищных условий в Регионе произведена путем объединения оценок качества жилья, исходя из его площади, уровня благоустройства и степени износа. Все жилье отнесено к одной из четырех категорий: комфортное жилье - достаточное по площади, полностью оборудованное инженерными системами, со степенью износа менее 60 %; жилье хорошего качества - часть параметров жилья (площадь, благоустройство, износ) не удовлетворяет требованиям комфортности жилья; удовлетворительные жилищные условия - все параметры жилья не удовлетворяют требованиям комфортности жилья; плохие жилищные условия - жилье с низким уровнем благоустройства, малая площадь жилья, приходящаяся на 1 проживающего, аварийное жилье любой площади и уровня благоустройства.
Для каждого из субъектов Региона произведена оценка качества жилищных условий и рассчитаны доли населения, имеющего комфортные, хорошие, удовлетворительные и плохие жилищные условия.
Данные о направлении и интенсивности миграционных потоков населения позволяют составить общее представление об оценке населением условий и качества жизни и возможности получения образования и медицинской помощи, стабильной работы и достойного заработка, комфортных жилищных условий и качественного обслуживания.
Общие итоги миграции по Дальневосточному и Байкальскому региону в 2008 году представлены в таблице:
|
Прибывшие в Регион |
Выбывшие из Региона |
Баланс |
Субъекты Российской Федерации, не входящие в состав Дальневосточного и Байкальского региона |
96,4 |
135,6 |
-39,2 |
в том числе субъекты Российской Федерации, входящие в состав Сибирского федерального округа |
73,1 |
81,7 |
-8,6 |
Страны СНГ |
12,6 |
2,5 |
10,1 |
Другие страны (кроме стран СНГ) |
1,2 |
1,0 |
0,2 |
Всего |
110,2 |
139,1 |
-28,9 |
Следует отметить, что наибольшая интенсивность перемещения наблюдается между субъектами одного федерального округа (из Байкальского региона в другие субъекты СФО за год переехало 73,2 тыс. человек, в обратном направлении - 67 тыс. человек).
Общее направление миграции населения Региона - с востока на запад. Население субъектов ДФО сократилось на 3,1 тыс. человек за счет миграции в СФО. В свою очередь, население Байкальского региона сократилось за счет миграции в другие субъекты СФО на 6,2 тыс. человек. Миграция из Дальневосточного и Байкальского региона в другие регионы Российской Федерации (кроме субъектов СФО) сократила численность населения за год на 30,6 тыс. человек. Приросту населения Региона способствует лишь положительный баланс миграционного обмена со странами СНГ - за год население пополнилось 12,6 тыс. мигрантов из стран СНГ, а из Региона в эти страны выехали 2,5 тыс. человек.
Анализ факторов, влияющих на направление и интенсивность миграционных потоков, представлен в таблице. Степень влияния оценивалась по величине коэффициента корреляции между величиной фактора влияния и значением соответствующего коэффициента миграции.
Фактор |
Прибытие |
Выбытие |
Валовой региональный продукт на душу населения |
Незначительно - 0,04 |
Слабо - 0,25 |
Вероятность найти работу |
Значительно - 0,39 |
|
Величина прожиточного минимума |
|
Значительно - 0,74 |
Качество жилищных условий (комплексная оценка) |
Значительно - 0,59 |
|
Уровень регионального здоровья (комплексная оценка) |
|
Значительно - 0,73 |
Уровень системы образования (комплексная оценка) |
Значительно - 0,71 |
|
Для приезжающих в Регион наиболее важными обстоятельствами являются возможность получить работу, нормальные жилищные условия и возможности получить и продолжить образование для себя и своих детей. Интенсивность миграции из субъектов Региона в значительной степени зависит от уровня цен и стоимости жизни (прожиточный минимум), природно-климатических условий и факторов, влияющих на состояние здоровья.
Выводы
1. Дальний Восток и Байкальский регион обладают огромным природно-ресурсным потенциалом для социально-экономического развития страны. Здесь сосредоточены крупнейшие месторождения углеводородов, гелия, угля, золота, меди, алмазов, крупные месторождения черных, цветных и редких металлов, фосфоритов урана, олова, плавикового шпата и других рудных и нерудных полезных ископаемых. На территории Региона добыча олова составляет 100 %, алмазов - более 98 %, золота - 67,5 %, улов рыбы и добыча морепродуктов - 65 % общероссийского объема. На его долю приходится 7,2 % всех основных фондов страны, 12,7 % всех инвестиций, вложенных в основной капитал по Российской Федерации (2009 год).
2. При этом потенциал Региона используется далеко не полностью: здесь производится всего 6,6 % (2008 год) от суммарного ВРП субъектов Российской Федерации.
Сырьевая направленность экономики Дальневосточного федерального округа остается превалирующей. Отрасли по добыче полезных ископаемых играют главную роль в производстве ВРП в ДФО: в них создается 28 %, а вместе с отраслями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (9,6 %) - более трети ВРП округа. В обрабатывающих отраслях Дальневосточного федерального округа в 2009 году создается только 8,3 % ВРП округа, что в 3 раза меньше среднероссийского показателя (19,3 %). Доля обрабатывающих производств в Байкальском регионе составляет более четверти ВРП региона - 31,3 процента.
3. Одной из причин неполного использования имеющегося потенциала является недостаточно эффективное распределение и использование всех ключевых ресурсов, включая возможности человеческого капитала, материальных и нематериальных активов, реализуемых процессов. Одной из критических проблем, влияющих на эффективность использования ресурсного потенциала, является имеющийся миграционный отток населения из Региона. На сегодняшний день темпы миграционного оттока уменьшились почти в 5 раз по сравнению с 1995 годом, но отток населения из Региона продолжается и составляет около 32 тыс. человек в год.
4. По состоянию на 2009 год в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в состав Региона, основные производственные фонды характеризуются высокой степенью износа, составляющей практически 50 %. Самая большая степень износа основных средств наблюдается в Забайкальском крае - 49,5 %, Хабаровском крае - 49,6 %, Приморском крае - 49,4 %, Камчатском крае - 48,5 %, Еврейской автономной области - 46,1 процента.
В целом по Дальнему Востоку и Байкальскому региону имеет место обновление основных фондов на 12,5 %, при этом в Байкальском регионе показатель обновления основных фондов является отрицательным (-31,7 процента). Искала долго. Только получить юридическую консультацию у нас "MosLegist.ru", будет оказана действительно качественно оказана.
5. Несмотря на финансовый экономический кризис, валовой региональный продукт в 2009 году, по имеющимся оценкам, в ДФО вырос на 10,6 % по отношению к уровню 2008 года и составил 1713,1 млрд. рублей, в Байкальском регионе - увеличился на 7,1 % и составил 775,6 млрд. рублей.
6. Производительность труда на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, в целом, также имеет положительную динамику и составляет 472 тыс. рублей на 1 человека, несмотря на то, что среднегодовая численность занятого в экономике населения уменьшилась на 2,8 %. Наиболее высокий процент роста производительности труда наблюдается в Иркутской области - на 12,5 %. Как следствие, здесь отмечается и наиболее высокая экономическая эффективность ВРП - 21,4 процента.
7. В последние годы выделяются значительные средства на социально-экономическое развитие Региона. Так, инвестиции в основной капитал ДФО в 2009 году составили 838,5 млрд. рублей (10,6 % от объема инвестиций по Российской Федерации), Байкальского региона - 169,4 млрд. рублей (2,1 процента).
Всего за последние 3 года согласно данным, представленным Минэкономразвития России, по субъектам Российской Федерации, расположенным на территории Региона, общий объем бюджетных ассигнований на капитальные вложения из федерального бюджета составил 200,5 млрд. рублей, в том числе: в 2008 году - 46,6 млрд. рублей, в 2009 году - 65,9 млрд. рублей, в 2010 году - 87,99 млрд. рублей.
8. При этом в стране фактически отсутствует система управления эффективностью бюджетных расходов. В условиях межведомственной разобщенности и отсутствия индикативного планирования механизмы статегирования и бюджетирования, ориентированного на результат, недостаточно увязаны между собой и не дают должного эффекта. Среди причин такого положения можно назвать следующие:
- цели Правительства Российской Федерации, формулируемые на долгосрочную и среднесрочную перспективу, лишь фрагментарно перекрываются целями, задачами и программами субъектов бюджетного планирования;
- отсутствие координации между субъектами бюджетного планирования при достижении целей второго уровня не позволяет достичь целей первого уровня, определенных Правительством Российской Федерации;
- повышение эффективности государственных расходов через эффективное решение межведомственных задач практически невозможно из-за неразвитости механизма реализации совместных мер федеральными органами исполнительной власти.