ч.77 отчета
Результаты контрольного мероприятия
В период с 2008 по 2009 год и I полугодие 2010 года на территорию Российской Федерации ввезено 23371,5 тыс. т китайских товаров, в том числе: в 2008 году - 12440,2 тыс. т (на 21,5 % больше, чем в 2007 году); в 2009 году - 6612,7 тыс. т (на 46,8 % меньше по сравнению с 2008 годом); в I полугодии 2010 года - 4318,6 тыс. т (на 52,2 % больше аналогичного периода 2009 года).
Общая стоимость китайских товаров, ввезенных в проверяемом периоде на территорию Российской Федерации, составила 72953,2 млн. долл. США, в том числе: в 2008 году - 34637,7 млн. долл. США (на 42,4 % больше, чем в 2007 году); в 2009 году - 22669,0 млн. долл. США (на 34,6 % меньше по сравнению с 2008 годом); в I полугодии 2010 года - 15646,5 млн. долл. США (на 70,6 % больше аналогичного периода 2009 года).
Таможенные платежи, уплаченные в проверяемом периоде участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) при таможенном оформлении китайских товаров, составили 596,2 млрд. рублей, в том числе: в 2008 году - 249,6 млрд. рублей; в 2009 году - 211,8 млрд. рублей; в I полугодии 2010 года - 134,8 млрд. рублей. При этом объемная доля китайских товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, к общему объему импортируемых товаров в проверяемом периоде составила около 7 % по весу и около 1 5 % - по статистической стоимости и таможенным платежам.
Основной объем китайских товаров (по критерию статистической стоимости) перемещался автотранспортом (около 42 %), морским видом транспорта (около 33 %), железнодорожным транспортом (около 11 %), авиатранспортом (около 12 процентов).
Ввоз китайских товаров морским транспортом осуществлялся в основном через Балтийскую, Находкинскую, Владивостокскую и Новороссийскую таможни. По железной дороге ввоз производили через таможни Сибирского и Дальневосточного регионов (Хасанская, Иркутская, Красноярская, Читинская, Магнитогорская таможни и др.). Ввоз китайских товаров автотранспортом осуществлялся через Уссурийскую таможню, таможенные органы Москвы и Московской области, Санкт-Петербургскую, Читинскую, а также другие таможни. Узнавал долго. Что получить юридическую консультацию в организацие "MosLegist.ru", является действительно профессионально предоставлена.
В проверяемом периоде около 16 % весового и около 41 % стоимостного объема китайских товаров ввозились через третьи страны (Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Германия, Бельгия и другие страны).
Основными китайскими товарами по стоимости являлись компьютеры и комплектующие к ним, аппараты телефонные, обувь; по весу - фрукты; изделия из металла, пек и кокс пековый (производство алюминия), электроды угольные и другие товары; по таможенным платежам - аппараты телефонные; обувь; вычислительные машины и их блоки и другие товары.
В 2008 году в таможенных органах ФТС России оформление китайских товаров производили 18720 участников ВЭД (26,3 % всех участников ВЭД, оформлявших товары в указанный период), в 2009 году - 17664 участника (33,7 %) и за I полугодие 2010 года - 14274 участника (33,7 процента).
В 2008 году при помещении китайских товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления участниками ВЭД в таможенных органах ФТС России оформлено 484,2 тыс. грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД), что составило 17,9 % от общего объема деклараций, оформленных таможенными органами в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления, в 2009 году - 365,0 тыс. ГТД (19,7 %), в I полугодии 2010 года - 229,3 тыс. ГТД (22,2 процента).
Кроме того, в 2008 году в таможенных органах ФТС России на китайские товары оформлено 222,4 тыс. таможенных приходных ордеров (далее - ТПО) на товары общим весом 129,5 тыс. т и таможенной стоимостью 1576,4 млн. рублей, в 2009 году - 149,5 тыс. ТПО на товары общим весом 132,0 тыс. т и таможенной стоимостью 4468,5 млн. рублей, в I полугодии 2010 года - 77,4 тыс. ТПО на товары общим весом 60,1 тыс. т таможенной стоимостью 724,2 млн. рублей.
Основными товарами (по критерию таможенной стоимости), оформленными с применением ТПО, являлись летательные аппараты (товарная позиция 8802 товарной номенклатуры ВЭД (далее - ТН ВЭД), мебель (товарные позиции 9403, 9391 ТН ВЭД), двигатели и силовые установки (товарная позиция 8412 ТН ВЭД), судовые деррик- краны (товарная позиция 8426 ТН ВЭД) и другие товары.
Как показала проверка, около четверти всего объема китайских товаров в проверяемом периоде ввозилась с применением нулевой ставки ввозной таможенной пошлины. Основными товарами, подпадающими при ввозе под нулевую ставку ввозной таможенной пошлины, являлись вычислительные машины и их блоки, в том числе, персональные компьютеры, ноутбуки, устройства ввода информации (клавиатура), выносное оборудование, предназначенное для работы с компьютером (переносные жесткие диски), комплектующие к вычислительным машинам и другие товары.
1. Проверка деятельности ФТС России в области выработки нормативно-правовой базы, регулирующей импорт товаров, происходящих с территории Китая, в том числе внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, показала следующее.
При осуществлении работы в области выработки нормативно-правовой базы, регулирующей импорт товаров, происходящих с территории Китая, ФТС России исходила из принципа, что нормативные правовые акты не носят определенный характер по товарам, ввезенным из конкретных стран или произведенным в определенных странах.
В проверяемом периоде ФТС России не вносила в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам таможенного оформления и контроля китайских товаров, так как не отмечала проблем, связанных с правоприменением таможенного законодательства в части таможенного оформления и контроля вышеуказанных товаров.
Кроме того, в практике работы таможенных органов отсутствуют проблемные вопросы при применении действующих мер таможенно-тарифного регулирования, специальных защитных мер при импорте товаров из Китая.
В проверяемом периоде в целях совершенствования нормативно-правовой базы, связанной с таможенным оформлением, таможенно-тарифным и нетарифным регулированием и контролем импорта товаров, происходящих из Китая, ФТС России издан только 1 приказ от 23 июня 2009 года № 1160 «Об утверждении Порядка таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере». Указанное Соглашение определяет условия сотрудничества в нефтяной сфере, в частности, по проектированию и строительству нефтепровода от нефтеперекачивающей станции «Сковородино», расположенной в Российской Федерации, до нефтеперекачивающей станции «Мохэ» (Китай).
- 2. В ходе проверки организации взаимодействия ФТС России с комиссией Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, подкомиссией по таможенно-тарифному регулированию и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговли Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, а также с федеральными органами исполнительной власти в сфере таможенно-тарифного регулирования в отношении товаров, происходящих с территории Китая, установлено следующее.