1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Архив Бюллетеня Счетной палаты 2011 год №7

ч.77 отчета

Результаты контрольного мероприятия

В период с 2008 по 2009 год и I полугодие 2010 года на территорию Российской Федерации ввезено 23371,5 тыс. т китайских товаров, в том числе: в 2008 году - 12440,2 тыс. т (на 21,5 % больше, чем в 2007 году); в 2009 году - 6612,7 тыс. т (на 46,8 % меньше по сравнению с 2008 годом); в I полугодии 2010 года - 4318,6 тыс. т (на 52,2 % больше аналогичного периода 2009 года).

Общая стоимость китайских товаров, ввезенных в проверяемом периоде на террито­рию Российской Федерации, составила 72953,2 млн. долл. США, в том числе: в 2008 го­ду - 34637,7 млн. долл. США (на 42,4 % больше, чем в 2007 году); в 2009 году - 22669,0 млн. долл. США (на 34,6 % меньше по сравнению с 2008 годом); в I полугодии 2010 года - 15646,5 млн. долл. США (на 70,6 % больше аналогичного периода 2009 года).

Таможенные платежи, уплаченные в проверяемом периоде участниками внешне­экономической деятельности (далее - ВЭД) при таможенном оформлении китайских товаров, составили 596,2 млрд. рублей, в том числе: в 2008 году - 249,6 млрд. рублей; в 2009 году - 211,8 млрд. рублей; в I полугодии 2010 года - 134,8 млрд. рублей. При этом объемная доля китайских товаров, ввозимых на территорию Российской Федера­ции, к общему объему импортируемых товаров в проверяемом периоде составила око­ло 7 % по весу и около 1 5 % - по статистической стоимости и таможенным платежам.

Основной объем китайских товаров (по критерию статистической стоимости) пере­мещался автотранспортом (около 42 %), морским видом транспорта (около 33 %), же­лезнодорожным транспортом (около 11 %), авиатранспортом (около 12 процентов).

Ввоз китайских товаров морским транспортом осуществлялся в основном через Балтийскую, Находкинскую, Владивостокскую и Новороссийскую таможни. По желез­ной дороге ввоз производили через таможни Сибирского и Дальневосточного регионов (Хасанская, Иркутская, Красноярская, Читинская, Магнитогорская таможни и др.). Ввоз китайских товаров автотранспортом осуществлялся через Уссурийскую таможню, таможенные органы Москвы и Московской области, Санкт-Петербургскую, Читин­скую, а также другие таможни. Узнавал долго. Что получить юридическую консультацию в организацие "MosLegist.ru", является действительно профессионально предоставлена.

В проверяемом периоде около 16 % весового и около 41 % стоимостного объема китайских товаров ввозились через третьи страны (Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Германия, Бельгия и другие страны).

Основными китайскими товарами по стоимости являлись компьютеры и комплек­тующие к ним, аппараты телефонные, обувь; по весу - фрукты; изделия из металла, пек и кокс пековый (производство алюминия), электроды угольные и другие товары; по та­моженным платежам - аппараты телефонные; обувь; вычислительные машины и их блоки и другие товары.

В 2008 году в таможенных органах ФТС России оформление китайских товаров производили 18720 участников ВЭД (26,3 % всех участников ВЭД, оформлявших това­ры в указанный период), в 2009 году - 17664 участника (33,7 %) и за I полугодие 2010 года - 14274 участника (33,7 процента).

В 2008 году при помещении китайских товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления участниками ВЭД в таможенных органах ФТС России оформлено 484,2 тыс. грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД), что составило 17,9 % от общего объема деклараций, оформленных таможенными органами в тамо­женном режиме выпуска для внутреннего потребления, в 2009 году - 365,0 тыс. ГТД (19,7 %), в I полугодии 2010 года - 229,3 тыс. ГТД (22,2 процента).

Кроме того, в 2008 году в таможенных органах ФТС России на китайские товары оформлено 222,4 тыс. таможенных приходных ордеров (далее - ТПО) на товары общим весом 129,5 тыс. т и таможенной стоимостью 1576,4 млн. рублей, в 2009 году - 149,5 тыс. ТПО на товары общим весом 132,0 тыс. т и таможенной стоимостью 4468,5 млн. рублей, в I полугодии 2010 года - 77,4 тыс. ТПО на товары общим весом 60,1 тыс. т таможенной стоимостью 724,2 млн. рублей.

Основными товарами (по критерию таможенной стоимости), оформленными с применением ТПО, являлись летательные аппараты (товарная позиция 8802 товарной номенклатуры ВЭД (далее - ТН ВЭД), мебель (товарные позиции 9403, 9391 ТН ВЭД), двигатели и силовые установки (товарная позиция 8412 ТН ВЭД), судовые деррик- краны (товарная позиция 8426 ТН ВЭД) и другие товары.

Как показала проверка, около четверти всего объема китайских товаров в прове­ряемом периоде ввозилась с применением нулевой ставки ввозной таможенной по­шлины. Основными товарами, подпадающими при ввозе под нулевую ставку ввозной таможенной пошлины, являлись вычислительные машины и их блоки, в том числе, персональные компьютеры, ноутбуки, устройства ввода информации (клавиатура), выносное оборудование, предназначенное для работы с компьютером (переносные жесткие диски), комплектующие к вычислительным машинам и другие товары.

1. Проверка деятельности ФТС России в области выработки нормативно-правовой базы, регулирующей импорт товаров, происходящих с территории Китая, в том числе внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нор­мативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Россий­ской Федерации, показала следующее.

При осуществлении работы в области выработки нормативно-правовой базы, регу­лирующей импорт товаров, происходящих с территории Китая, ФТС России исходила из принципа, что нормативные правовые акты не носят определенный характер по то­варам, ввезенным из конкретных стран или произведенным в определенных странах.

В проверяемом периоде ФТС России не вносила в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам таможен­ного оформления и контроля китайских товаров, так как не отмечала проблем, связан­ных с правоприменением таможенного законодательства в части таможенного оформ­ления и контроля вышеуказанных товаров.

Кроме того, в практике работы таможенных органов отсутствуют проблемные во­просы при применении действующих мер таможенно-тарифного регулирования, специ­альных защитных мер при импорте товаров из Китая.

В проверяемом периоде в целях совершенствования нормативно-правовой базы, связанной с таможенным оформлением, таможенно-тарифным и нетарифным регули­рованием и контролем импорта товаров, происходящих из Китая, ФТС России издан только 1 приказ от 23 июня 2009 года № 1160 «Об утверждении Порядка таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народ­ной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере». Указанное Соглашение опреде­ляет условия сотрудничества в нефтяной сфере, в частности, по проектированию и строительству нефтепровода от нефтеперекачивающей станции «Сковородино», распо­ложенной в Российской Федерации, до нефтеперекачивающей станции «Мохэ» (Китай).

  1. 2. В ходе проверки организации взаимодействия ФТС России с комиссией Прави­тельства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможен­но-тарифной политике, подкомиссией по таможенно-тарифному регулированию и не­тарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговли Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, а также с федеральными органа­ми исполнительной власти в сфере таможенно-тарифного регулирования в отношении товаров, происходящих с территории Китая, установлено следующее.

Ошибка на сайте