ч.78 отчета
В 2008, 2009 годах и в истекшем периоде 2010 года ФТС России принимала участие в подготовке решений в рамках участия в работе комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике и подкомиссии по таможенно-тарифному регулированию и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. По итогам деятельности ФТС России в рамках указанных комиссии и подкомиссии по вопросам, связанным с ввозом на территорию Российской Федерации товаров, происходящих с территории Китая, изданы постановления Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 года № 307 «О мерах по защите российских производителей подшипниковых труб» и от 8 мая 2009 года № 402 «О специальной пошлине на трубы большого диаметра, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, происходящие из Китайской Народной Республики».
В сентябре 2009 года в рамках заседания рабочей группы по нормализации торгового порядка подкомиссии по таможенному сотрудничеству Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств рассмотрены перспективы расширения проекта по обмену информацией. Так, 3 августа 2010 года подписаны технические условия электронного обмена информацией между ФТС России и Главным таможенным управлением КНР (далее - ГТУ КНР).
Вместе с тем отсутствие в составе предварительной информации, передаваемой ГТУ КНР, сведений о фактурной стоимости товаров не позволяет с достаточной степенью эффективности применять результаты информационного обмена при осуществлении таможенного контроля ввозимых в Россию китайских товаров, что делает такую работу малоэффективной.
Кроме того, по итогам 2-го заседания подкомиссии по таможенному сотрудничеству Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств (протокол от 18 ноября 2010 года) принят ряд решений, направленных на повышение эффективности взаимодействия 2 стран, в том числе «Об организации экспериментального обмена информацией» (пункт 4.1 протокола) и «О сотрудничестве в сфере определения таможенной стоимости» (пункт 4.1 протокола).
2. В ходе анализа деятельности ФТС России непосредственно через таможенные органы и Представительство ФТС России в Китае по вопросам таможенного оформления товаров, происходящих с территории Китая, установлено следующее.
3.1. В ходе проверок в таможенных органах декларирования китайских товаров в электронной форме установлены несоответствие норм отдельных нормативных правовых документов ФТС России (ГТК России) с положениями законодательства Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - Таможенный союз), а также различное применение таможенными органами вышеуказанных норм законодательства. Спрашивал долго. Только получить юридическую консультацию в организацие "MosLegist.ru", будет по настоящему профессионально предоставлена.
Так, в соответствии с Соглашением между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 12 декабря 2008 года «О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» сертификат о происхождении товара по форме «А», являющийся документом, удостоверяющим происхождение товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, должен предоставляться в таможенный орган на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языках.
В то же время при электронном декларировании в соответствии с инструкцией о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме, утвержденной приказом ГТК России от 30 марта 2004 года № 395 «Об утверждении инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме» (далее - Инструкция), не предусмотрено предоставление оригиналов сертификатов происхождения формы «А». При использовании данной электронной технологии оригиналы документов не предоставляются, а подаются в таможенный орган в отсканированном либо формализованном электронном виде (в зависимости от вида электронного декларирования). Следовательно, должностные лица таможенного органа при проведении таможенного контроля заявленных в декларации сведений о товаре вынуждены полагаться на добросовестность и честность декларанта. При этом на проверку грузовой таможенной декларации, поданной в электронной форме, отводится 3 часа рабочего времени.
Оригиналы документов на бумажном носителе могут быть потребованы только в исключительных случаях, например, в случае выявления рисков, по которым в качестве меры реагирования предусмотрена проверка бумажных носителей информации, или в случае, если в результате таможенного досмотра (осмотра) выявлено несоответствие сведений, заявленных в электронной декларации, и сведений, полученных в результате применения указанных форм таможенного контроля.
Как показало контрольное мероприятие, должностные лица Балтийской и Зеленоградской таможен в целях соблюдения норм международного соглашения шли на нарушение Инструкции и при таможенном оформлении китайских товаров с предоставлением тарифных преференций требовали оригиналы сертификатов происхождения на бумажном носителе. В то же время Владивостокская таможня при таможенном оформлении китайских товаров в электронной форме, в отношении которых предоставлялись тарифные преференции, руководствовалась Инструкцией и в большинстве случаев не требовала предоставления сертификата о происхождении товара по форме «А» на бумажном носителе, как того требуют нормы вышеназванного соглашения. В общей сложности Владивостокской таможней без предоставления оригиналов сертификатов формы «А» и подтверждения правомерности преференций в отношении китайских товаров предоставлены преференции в размере 7,4 млн. рублей, что составило около 9 % от общей суммы преференций, предоставленных таможней.
Кроме того, переход к технологиям электронного декларирования, ускоряющим время прохождения таможенных формальностей и заменяющим традиционную систему предоставления грузовых таможенных деклараций и товаросопроводительных документов на бумажных носителях, является важным шагом в развитии информационных технологий в сфере таможенного дела. В то же время действующая в настоящее время система электронного декларирования не дает возможности таможенным органам до выпуска товаров под таможенный режим осуществлять полноценную проверку легитимности документов, на основании которых предоставляются льготы и преференции, а также уточнить сведения о товаре, влияющие на правильность исчисления сумм таможенных платежей, подлежащих к уплате. Вследствие чего указанная система требует дальнейшей доработки и совершенствования.
Также применение электронной формы декларирования повлияло на снижение от 20 до 70 % индекса таможенной стоимости отдельных видов ввозимых китайских товаров во Владивостокской и Балтийской таможнях.
В ходе проверки установлен факт нарушения Владивостокской таможней Инструкции при таможенном оформлении в электронной форме. Так, ГТД № 10702030/111109/0032323 оформлена таможней в электронной форме без предоставления электронных документов, указанных в описи к данной ГТД.
3.2. В ходе контрольного мероприятия установлено, что к проблемам, оказывающим непосредственное влияние на эффективность работы таможенных органов и полноту поступлений платежей в доход федерального бюджета, относится проблема административного сотрудничества между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией в части получения необходимой информации для работы в рамках Общей системы преференций.
Так, Соглашением о правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12 апреля 1996 года предусмотрено предоставление образцов печатей органов, уполномоченных страной на выдачу сертификатов происхождения товаров по форме «А», а также оперативное информирование страны, предоставляющей тарифные преференции, по запросам о фактах выдачи сертификатов и о достоверности заявленных в них сведений.
В соответствии с перечнем развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, утвержденным решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Китай является бенефициаром системы тарифных преференций Таможенного союза.
Основным вопросом при принятии таможенным органом решения о предоставлении тарифных преференций остается документальное подтверждение «прямой поставки» товара. Однако международным законодательством не закреплены критерии, позволяющие дать однозначное заключение о нахождении товаров под таможенным контролем (таможенным обеспечением) в стране транзита.