1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Архив Бюллетеня Счетной палаты 2011 год №7

ч.78 отчета

В 2008, 2009 годах и в истекшем периоде 2010 года ФТС России принимала участие в подготовке решений в рамках участия в работе комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике и подкомиссии по таможенно-тарифному регулированию и нетарифному регулирова­нию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по эконо­мическому развитию и интеграции. По итогам деятельности ФТС России в рамках указанных комиссии и подкомиссии по вопросам, связанным с ввозом на территорию Российской Федерации товаров, происходящих с территории Китая, изданы постанов­ления Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 года № 307 «О мерах по защите российских производителей подшипниковых труб» и от 8 мая 2009 года № 402 «О специальной пошлине на трубы большого диаметра, ввозимые на таможенную тер­риторию Российской Федерации, происходящие из Китайской Народной Республики».

В сентябре 2009 года в рамках заседания рабочей группы по нормализации торго­вого порядка подкомиссии по таможенному сотрудничеству Российско-Китайской ко­миссии по подготовке регулярных встреч глав правительств рассмотрены перспективы расширения проекта по обмену информацией. Так, 3 августа 2010 года подписаны тех­нические условия электронного обмена информацией между ФТС России и Главным таможенным управлением КНР (далее - ГТУ КНР).

Вместе с тем отсутствие в составе предварительной информации, передаваемой ГТУ КНР, сведений о фактурной стоимости товаров не позволяет с достаточной степе­нью эффективности применять результаты информационного обмена при осуществле­нии таможенного контроля ввозимых в Россию китайских товаров, что делает такую работу малоэффективной.

Кроме того, по итогам 2-го заседания подкомиссии по таможенному сотрудничеству Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств (протокол от 18 ноября 2010 года) принят ряд решений, направленных на повышение эффективности взаимодействия 2 стран, в том числе «Об организации эксперименталь­ного обмена информацией» (пункт 4.1 протокола) и «О сотрудничестве в сфере опреде­ления таможенной стоимости» (пункт 4.1 протокола).

2. В ходе анализа деятельности ФТС России непосредственно через таможенные органы и Представительство ФТС России в Китае по вопросам таможенного оформле­ния товаров, происходящих с территории Китая, установлено следующее.

3.1. В ходе проверок в таможенных органах декларирования китайских товаров в электронной форме установлены несоответствие норм отдельных нормативных пра­вовых документов ФТС России (ГТК России) с положениями законодательства Тамо­женного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - Таможенный союз), а также различное применение таможенными органами вышеуказанных норм законодательства. Спрашивал долго. Только получить юридическую консультацию в организацие "MosLegist.ru", будет по настоящему профессионально предоставлена.

Так, в соответствии с Соглашением между правительствами Российской Федера­ции, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 12 декабря 2008 года «О прави­лах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» сертификат о происхождении товара по форме «А», являющийся документом, удостоверяющим происхождение товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, должен предоставляться в таможенный орган на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языках.

В то же время при электронном декларировании в соответствии с инструкцией о со­вершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме, ут­вержденной приказом ГТК России от 30 марта 2004 года № 395 «Об утверждении инст­рукции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме» (далее - Инструкция), не предусмотрено предоставление оригиналов сертификатов происхождения формы «А». При использовании данной электронной технологии оригина­лы документов не предоставляются, а подаются в таможенный орган в отсканированном либо формализованном электронном виде (в зависимости от вида электронного деклари­рования). Следовательно, должностные лица таможенного органа при проведении тамо­женного контроля заявленных в декларации сведений о товаре вынуждены полагаться на добросовестность и честность декларанта. При этом на проверку грузовой таможенной декларации, поданной в электронной форме, отводится 3 часа рабочего времени.

Оригиналы документов на бумажном носителе могут быть потребованы только в исключительных случаях, например, в случае выявления рисков, по которым в каче­стве меры реагирования предусмотрена проверка бумажных носителей информации, или в случае, если в результате таможенного досмотра (осмотра) выявлено несоответ­ствие сведений, заявленных в электронной декларации, и сведений, полученных в ре­зультате применения указанных форм таможенного контроля.

Как показало контрольное мероприятие, должностные лица Балтийской и Зелено­градской таможен в целях соблюдения норм международного соглашения шли на на­рушение Инструкции и при таможенном оформлении китайских товаров с предостав­лением тарифных преференций требовали оригиналы сертификатов происхождения на бумажном носителе. В то же время Владивостокская таможня при таможенном оформ­лении китайских товаров в электронной форме, в отношении которых предоставлялись тарифные преференции, руководствовалась Инструкцией и в большинстве случаев не требовала предоставления сертификата о происхождении товара по форме «А» на бу­мажном носителе, как того требуют нормы вышеназванного соглашения. В общей сложности Владивостокской таможней без предоставления оригиналов сертификатов формы «А» и подтверждения правомерности преференций в отношении китайских то­варов предоставлены преференции в размере 7,4 млн. рублей, что составило около 9 % от общей суммы преференций, предоставленных таможней.

Кроме того, переход к технологиям электронного декларирования, ускоряющим время прохождения таможенных формальностей и заменяющим традиционную систе­му предоставления грузовых таможенных деклараций и товаросопроводительных до­кументов на бумажных носителях, является важным шагом в развитии информацион­ных технологий в сфере таможенного дела. В то же время действующая в настоящее время система электронного декларирования не дает возможности таможенным орга­нам до выпуска товаров под таможенный режим осуществлять полноценную проверку легитимности документов, на основании которых предоставляются льготы и преферен­ции, а также уточнить сведения о товаре, влияющие на правильность исчисления сумм таможенных платежей, подлежащих к уплате. Вследствие чего указанная система тре­бует дальнейшей доработки и совершенствования.

Также применение электронной формы декларирования повлияло на снижение от 20 до 70 % индекса таможенной стоимости отдельных видов ввозимых китайских това­ров во Владивостокской и Балтийской таможнях.

В ходе проверки установлен факт нарушения Владивостокской таможней Инструкции при таможенном оформлении в электронной форме. Так, ГТД № 10702030/111109/0032323 оформлена таможней в электронной форме без предоставления электронных документов, указанных в описи к данной ГТД.

3.2. В ходе контрольного мероприятия установлено, что к проблемам, оказываю­щим непосредственное влияние на эффективность работы таможенных органов и пол­ноту поступлений платежей в доход федерального бюджета, относится проблема адми­нистративного сотрудничества между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией в части получения необходимой информации для работы в рамках Общей системы преференций.

Так, Соглашением о правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преферен­ций от 12 апреля 1996 года предусмотрено предоставление образцов печатей органов, уполномоченных страной на выдачу сертификатов происхождения товаров по форме «А», а также оперативное информирование страны, предоставляющей тарифные пре­ференции, по запросам о фактах выдачи сертификатов и о достоверности заявленных в них сведений.

В соответствии с перечнем развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, утвержденным решением Межгосударственного Со­вета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенно­го союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Ки­тай является бенефициаром системы тарифных преференций Таможенного союза.

Основным вопросом при принятии таможенным органом решения о предоставлении тарифных преференций остается документальное подтверждение «прямой поставки» то­вара. Однако международным законодательством не закреплены критерии, позволяющие дать однозначное заключение о нахождении товаров под таможенным контролем (тамо­женным обеспечением) в стране транзита.

Ошибка на сайте