1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Архив Бюллетеня Счетной палаты 2011 год №7

ч.80 отчета

Учитывая, что ввоз частей обуви осуществляется в основном в разукомплектованном виде компаниями-импортерами с небольшим уставным капиталом, не являющимися про­изводителями, а их реализация производилась в большинстве случаев также компаниями, которые не являлись производителями, а в некоторых случаях отсутствовали по месту фактической регистрации (как показали ревизии во Владивостокской таможне), есть осно­вание полагать, что сборка обуви из ввезенных частей производится не на легальных обув­ных предприятиях легкой промышленности, что наносит ущерб экономике России и ведет к недопоступлению средств в федеральный бюджет. При этом, по данным Минпромторга России, с 2008 года по ноябрь 2010 года предприятиями, производящими обувь на терри­тории России, ввезено только 4 % от общего объема частей обуви. Узнавал долго. Что юридическая консультация в москве в фирме "MosLegist.ru", будет оказана по настоящему профессионально предоставлена.

Таким образом, действующие ранее низкие ставки ввозной таможенной пошлины и введенная с 1 января 2010 года нулевая ставка ввозной таможенной пошлины в отно­шении частей (заготовок) обуви позволяют участникам ВЭД беспошлинно ввозить на территорию Российской Федерации фактически готовую обувь - сделанные в полном объеме верхние части, вкладные стельки и подошвы, для продажи как готовой обуви требуется простейшая операция по креплению верха обуви с подошвой.

С учетом возрастающих объемов ввоза данной продукции применяемая к данным товарам система мер таможенно-тарифного регулирования способствует ввозу в Рос­сийскую Федерацию значительных объемов дешевой китайской обувной продукции, присутствие которой на внутреннем рынке практически тормозит все усилия государ­ства по развитию отечественной легкой промышленности.

Учитывая, что минимальная ввозная таможенная пошлина в соответствии с ЕТТ ТС составляет 1 евро за пару, и беря за основу расчета ввезенное количество пар верхней части обуви, а также с учетом ранее уплаченной таможенной пошлины по частям обуви в размере 5 % от заявленной таможенной стоимости, сумма таможенных платежей, упла­ченных в федеральный бюджет при ввозе разукомплектованной обуви как готовой, воз­можно могла увеличиться на 3222013,9 тыс. рублей (расчетно), в том числе: в 2007 году - 299159,3 тыс. рублей (расчетно); в 2008 году - 755807,7 тыс. рублей (расчетно); в 2009 году - 1303310,3 тыс. рублей (расчетно); в I полугодии 2010 года - 863736,6 тыс. рублей (расчетно).

Введение нулевых ставок на ввоз технологического оборудования не в полной мере отразилось в проверяемом периоде на развитии и модернизации оборудования, произво­дящего обувь. Согласно информации Минпромторга России, импорт оборудования для производства обуви составил: в 2008 году - 10,3 млн. долл. США (в том числе 1,03 млн. долл. США - оборудование китайского происхождения); в 2009 году - 5,03 млн. долл. США (1,14 млн. долл. США); в I полугодии 2010 года - 6,73 млн. долл. США (1,2 млн. долл. США).

Учитывая, что одной из основных целей Стратегии является усиление борьбы с теневым производством и нелегальным импортом, подобные «схемы» ввоза импор­та частей обуви не способствуют развитию производства на территории Российской Федерации, предусматривающего технологически законченный и взаимоувязанный промышленный комплекс (от процесса глубокой переработки сырья до выпуска гото­вой продукции), занятости населения и повышения налогообложения на территории Российской Федерации, а всего лишь минимизируют затраты недобросовестных уча­стников ВЭД и нелегальных производителей, выпускающих продукцию сомнительно­го качества, не отвечающую российским стандартам.

В связи с вышесказанным, в интересах российского производителя следует рас­смотреть вопрос о введении защитных мер в отношении импортных частей обуви, классифицируемых под кодом 6406 99 300 0 ТН ВЭД (заготовки верха обуви на основ­ной стельке, но без подошвы), имеющих высокую степень переработки.

3.4. При проведении проверок ввоза китайских товаров физическими лицами ус­тановлено, что изменение с 1 июля 2010 года норм законодательства, регулирующих ввоз физическими лицами товаров, предназначенных для личных целей, в части уве­личения норм беспошлинного ввоза данных товаров и отмены ограничения частоты перемещения, оказало негативное воздействие на пополнение федерального бюджета, способствовало применению различных схем провоза китайских товаров без уплаты таможенных пошлин и привлечению населения, в частности Дальневосточного ре­гиона, к нелегальным видам деятельности.

Так, в соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Ка­захстан и Российской Федерацией от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физи­ческими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможен­ного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», вступившего в силу с 1 июля 2010 года, товары для личного пользования (за исключением транспортных средств) в пределах 50 кг общей стоимостью до 1,5 тыс. евро, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, освобождаются от уплаты таможенных платежей. При этом отсутствует ограничение по периодичности беспошлинного ввоза вышеуказанных товаров в пределах обозначенных норм. Ранее постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 29 ноября 2003 года № 718 «Об утверждении Положения о примене­нии единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» для физических лиц предусматривалась норма беспошлинного ввоза това­ров для личных целей до 35 кг и стоимостью до 65,0 тыс. рублей при соблюдении усло­вий, что физическое лицо ввозит данный товар не чаще 1 раза в месяц.

Указанное обстоятельство повлекло рост объемов перемещаемых грузов, создание условий для развития нелегального бизнеса.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что действующая система приме­нения мер по минимизации риска, предусмотренных профилями риска, в полной мере не срабатывает, поскольку физические лица, перемещающие товары для коммерческих целей под видом личных потребностей, раскладывают товар таким образом, что ком­мерческие признаки товарной партии по количеству и наименованиям отсутствуют.

Согласно полученной в ходе контрольного мероприятия информации, время пре­бывания физических лиц в Китае, выезжающих автомобильным или железнодорожным транспортом, не превышает 2 календарных дней (согласно отметкам загранпаспорта). Как показали проводимые таможенными органами осмотры товаров, в перемещаемых в одинаковых багажных сумках одного размера и цвета находилась обувь и предметы одежды, а также цифровая техника, предметы хозяйственного и туристического назна­чения. Количество наименований в сопровождаемом багаже, перемещаемом одним фи­зическим лицом, доходило до 28-40 единиц в составе 1-2 одинаковых комплектов (пред­метов). В получаемых таможенными органами пояснениях практически все физические лица заявляли, что товар ими перемещается исключительно для личных целей.

Ежемесячно только через пограничные пункты пропуска Дальневосточного региона вышеуказанным способом из Китая беспошлинно ввозится приблизительно от 3,0 до 5,0 тыс. т товаров для личного пользования. При этом в Дальневосточном регионе распо­ложены 64 пункта пропуска, из которых 16 пунктов пропуска расположены непосредст­венно на границе с Китаем. Наибольшее количество физических лиц в проверяемом пе­риоде перемещалось со стороны Китая через такие пункты пропуска как Благовещенск (сопредельный пункт пропуска - Хэйхэ), Полтавка (Дуннин), Пограничный (Суйфэньхэ).

Учитывая, что средняя стоимость китайских товаров в проверяемом периоде соста­вила 3,1 долл. США (расчетно) за 1 кг, то стоимость ежемесячно ввозимых физически­ми лицами товаров для личного пользования составила от 9,3 до 15,5 млн. долл. США (расчетно). При среднем таможенном платеже за китайские товары в размере 25,5 рубля за 1 кг ежемесячно возможное недопоступление таможенных платежей в до­ход федерального бюджета может составить от 76,5 до 127,5 млн. рублей.

Указанное обстоятельство негативно сказывается на пополнении доходов феде­рального бюджета, способствует ввозу на территорию Российской Федерации товаров без соответствующих сертификатов безопасности и возможно опасных для здоровья людей, способствует развитию нелегального бизнеса в России и привлечению населе­ния вышеуказанного региона к нелегальной работе и сокрытию доходов.

Таким образом, для изменения сложившейся ситуации целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в трехстороннее международное Соглашение от 18 июня 2010 года в части сокращения норм беспошлинного ввоза физическими лицами товаров, предназначенных для личных целей, а также установить период, до истечения которого физическое лицо не может повторно беспошлинно ввезти товары для личного пользова­ния, что сделает вышеуказанное нелегальное предпринимательство нерентабельным.

Ошибка на сайте