ч.81 отчета
3.5. В ходе контрольного мероприятия при проведении в таможенных органах проверок соблюдения валютного законодательства в части исполнения внешнеэкономических контрактов с китайскими товарами установлено, что сложившаяся в настоящее время система учета валютных операций, основанная на нормативных актах Банка России (инструкция Банка России от 5 июня 2004 года № 117-И, положение Банка России от 15 июня 2004 года № 258-П), не ориентирована на предупреждение нарушений законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
В результате сведения о платежах передаются Банком России в ФТС России с двухмесячной задержкой, что во многих случаях не обеспечивает своевременное принятие решений, а система проверки уполномоченными банками достоверности сведений, содержащихся в ГТД на основе запросов в ФТС России, носит для банков рекомендательный характер (письмо Банка России от 1 ноября 2008 года № 137-Т).
Вместе с тем до 2005 года действовал эффективный механизм контроля за соблюдением российскими лицами валютного законодательства в части полноты и своевременности поступления выручки от экспорта товаров, а также ввоза товаров в счет произведенных платежей, который осуществлялся ГТК России в рамках автоматизированных технологий таможенно-банковского валютного контроля, основанных на применении паспортов сделок (далее - ПС), предоставляемых при декларировании товаров и указываемых в ГТД для сопоставления банковской (о платежах за перемещаемые товары) и таможенной информации (о стоимости товаров в соответствии с условиями внешнеторговых договоров). Сопоставление данных осуществлялось на основе взаимодействия уполномоченных банков и таможенных органов путем обмена соответствующими электронными документами (учетными карточками, формировавшимися ГТК России на основе ГТД, оформленных с предоставлением ПС). Спрашивала долго. Только юридическая консультация в москве в фирме "MosLegist.ru", будет по настоящему профессионально оказана.
Взаимодействие ГТК России и кредитных учреждений осуществлялось в соответствии с инструкциями Банка России и ГТК России от 13 октября 1999 года № 86-И и № 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» и от 4 октября 2000 года № 91-И и № 01-11/28644 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров».
Сложившаяся ситуация и малоэффективный контроль за валютными операциями при проведении внешнеэкономических сделок создают условия для неконтролируемого вывода капитала из Российской Федерации.
В 2009 году и I полугодии 2010 года в таможенных органах выявлены 569 нарушений, связанных с предоставлением недействительных (поддельных, фиктивных) ГТД и переводом валютных средств по фиктивным контрактам с китайскими фирмами (в основном фирмами Гонконга), на сумму 18,6 млрд. рублей. Из них с истекшим сроком давности привлечения к ответственности (то есть по которым со дня совершения административного правонарушения в соответствии со статьей 4.5 КоАП истек 1 год) - 138 нарушений на сумму 1,8 млрд. рублей. Таможенными органами возбуждены 97 дел об административных правонарушениях на сумму 16,0 млрд. рублей, которые переданы в территориальные управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор). Сумма наложенных штрафов составила 1,1 млрд. рублей. В 10 случаях усматривались признаки уголовного преступления на общую сумму 2,2 млрд. рублей.
В общей сложности в 2009 году таможенными органами в результате осуществления валютного контроля зафиксирован невозврат денежных средств в связи с неввозом товаров, включая китайские, в сумме 320,9 млрд. рублей, за 9 месяцев 2010 года - 404,4 млрд. рублей, из них 83 % связано с предоставлением в уполномоченные банки в обоснование перевода денежных средств в пользу нерезидента недействительных либо подложных подтверждающих документов (грузовых таможенных деклараций).
Кроме того, контрольным мероприятием выявлены многочисленные факты затягивания таможенными органами процесса принятия решений по установлению ответственности лиц, причастных к нарушению валютного законодательства, что приводило к истечению срока привлечения к административной ответственности и невозможности взыскания штрафов.
Так, рассмотрение вопроса о привлечении к административной ответственности ООО «ТехноМаркет» по делу, связанному с переводом валютных средств по фиктивным ГТД в рублевом эквиваленте в сумме 414,4 млн. рублей (контракт от 3 марта 2009 года № NU23 с фирмой «BLACKLINE IMPEX LIMITED», Гонконг) в Зеленоградской таможне, проходило свыше 14 месяцев от даты поручения ЦТУ (от 14 августа 2009 года № 64-18/20547).
Кроме того, наряду с задержками предоставления информации от банков и других таможенных органов имеют место факты значительных задержек в направлении запросов по получению информации от налоговых органов.
Так, запрос Зеленоградской таможни в АКБ «Промбизнесбанк» по выяснению вопросов, связанных с переводом валюты по фиктивным ГТД, был направлен от 24 сентября 2009 года (№ 19-13/18986), а запрос таможни в ИФНС № 24 г. Москвы направлен 4 июня 2010 года (№ 19-13/17281), то есть по истечении 10 месяцев от даты получения поручений на проверку исполнения валютного законодательства от вышестоящих таможенных органов.
Длительность рассмотрения дел об административной и уголовной ответственности, сложность в привлечении лиц к ответственности за рассматриваемые деяния по части 5 статьи 15.25 КоАП и по статье 193 Уголовного кодекса Российской Федерации ведет к потере оперативности возбуждения дел об административных нарушениях и уголовных дел, дает возможность виновным лицам уйти от ответственности.
Кроме того, в таможенных органах отсутствует информация о результатах уголовных дел, переданных по подследственности в правоохранительные органы.
В связи с вышесказанным считаем целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее законодательство о валютном регулировании и валютном контроле, регулирующее осуществление контроля валютных операций, в части оперативного электронного обмена информацией между банковскими структурами и таможенными органами.
3.6. В ходе проверок таможенных органов в части предоставления льгот по уплате таможенных платежей при ввозе китайских товаров установлено, что за период 2008, 2009 годов и I полугодие 2010 года таможенными органами предоставлено льгот в размере 21,4 млрд. рублей, в том числе: в 2008 году - 10,4 млрд. рублей; в 2009 году - 7,2 млрд. рублей; в I полугодии 2010 года - 3,8 млрд. рублей.
Основной объем льгот по уплате таможенных платежей при таможенном оформлении китайских товаров предоставлен участникам ВЭД в отношении товаров, ввезенных на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области (по уплате таможенных пошлин и налогов), товаров, ввезенных для реабилитации инвалидов, медицинской техники, линз и оправ для очков, а также сырья и комплектующих для их производства (по уплате НДС), и в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в рамках соглашений о разделе продукции.
В проверяемом периоде ФТС России провела 21 проверку по контролю обоснованности предоставления таможенными органами льгот по уплате таможенных платежей вотношении товаров, страной происхождения которых являлся Китай. В результате выявлен только 1 факт нецелевого использования товаров ООО «Диск-Альянс». По данному факту нецелевого использования товаров выставлено требование об уплате таможенных платежей от 17 мая 2010 года № 10125000/462 на сумму 17,5 млн. рублей. Вместе с тем информацией о фактической уплате таможенных платежей ФТС России по состоянию на 22 ноября 2010 года не располагала.