1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Архив Бюллетеня Счетной палаты 2011 год №7

ч.84 отчета

В ходе контрольного мероприятия проанализирована работа таможенных органов в части взаимодействия с Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением ФТС России (далее - ЦЭКТУ ФТС России) и его региональными филиа­лами в рамках осуществления контроля достоверности заявляемых участниками ВЭД сведений о товарах. Кроме того, проверено взаимодействие подразделений таможен­ных органов по осуществлению таможенного контроля товаров после поступления за­ключений экспертов по результатам товароведческих экспертиз. В результате выявле­ны факты нарушений должностными лицами законодательства, регламентирующего отбор проб и образцов для проведения экспертизы, что повлекло возврат ранее упла­ченных таможенных платежей из федерального бюджета, а также непринятия мер ад­министративной ответственности в отношении результатов экспертиз, выявивших фак­ты недостоверного декларирования, другие нарушения.

Так, при проведении таможенного оформления и проверки правильности класси­фикационных кодов товаров, заявленных участниками ВЭД в ГТД, таможенные органы отбирают пробы и образцы для направления их в ЦЭКТУ ФТС России и его региональ­ные филиалы для проведения товароведческой экспертизы.Узнавал долго. Что круглосуточная юридическая консультация у нас "MosLegist.ru", будет по настоящему качественно оказана.

Вместе с тем в Балтийской и Екатеринбургской таможнях отбор проб и образцов осуществлялся с нарушениями действующего законодательства. Вследствие этого ре­зультаты таких экспертиз оспаривались участниками ВЭД, и, несмотря на наличие фак­тов недостоверного декларирования, судебными органами принимались решения о возврате уплаченных таможенных платежей из федерального бюджета на общую сумму 43,6 млн. рублей, а с таможенных органов в пользу участников ВЭД взыскива­лись судебные издержки.

Так, в результате многочисленных нарушений, допущенных должностными лицами Екатеринбургской таможни при отборе проб и образцов товара - насосно-компрессорные и обсадные трубы китайского производства, классификационное решение таможни о не­достоверном декларировании, повлекшем увеличение уплаты таможенных платежей на сумму 43,3 млн. рублей, сделанное на основании заключения ЦЭКТУ ФТС России от 6 сентября 2010 года № 01-10/4479, Арбитражным судом Свердловской области (по де­лам А60-27983/2009-С9, А60-47148/2009-С10) признано незаконным.

Таким образом, несмотря на то, что результат этой экспертизы подтвердил недос­товерность классификации, несоблюдение формальных требований к процедуре отбора проб и образцов повлекло потери в виде возвратов ранее уплаченных таможенных пла­тежей из федерального бюджета в размере 43,3 млн. рублей.

Аналогично с нарушениями установленного порядка проводился отбор проб и об­разцов в Балтийской таможне, что повлекло неуплату таможенных платежей в феде­ральный бюджет в сумме 270,8 тыс. рублей, несмотря на то, что результат экспертизы выявил факт недостоверного декларирования.

Так, в соответствии с решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 мая 2010 года (дело № А56-21735/2009) отбор проб и образцов произведен таможней с нарушением порядка, предусмотренного статьей 383 Таможенного кодекса Российской Федерации, ГОСТа 14332-78 «Поливинилхлорид суспензионный. Технические условия». Это послужило основанием к отмене решения таможни о классификации товара новым кодом ТН ВЭД с большей ставкой ввозной таможенной пошлины и возврата из фе­дерального бюджета сумм уплаченных таможенных платежей в размере 270,8 тыс. рублей. Кроме того, суд постановил взыскать с таможни в пользу истца (участник ВЭД) сумму в размере 2,0 тыс. рублей (расходы по оплате государственной пошлины).

Как показало контрольное мероприятие, несмотря на значительные суммы возвра­тов таможенных платежей по решениям судебных органов, принимаемые таможен­ными органами меры воздействия к должностным лицам ограничивались в основном замечаниями или необходимостью изучения основных положений нормативных до­кументов, которые не были учтены при принятии неправомерных решений.

Кроме того, в Балтийской таможне выявлены случаи непринятия мер администра­тивной и уголовной ответственности в отношении участников ВЭД после получения результатов экспертиз, выявивших факты недостоверного декларирования, повлекшие неуплату штрафов, а в Зеленоградской таможне выявлены случаи утери результатов экспертизы, с признаками недостоверного декларирования, непринятия мер в отноше­нии других товароведческих экспертиз.

Так, в Балтийской таможне по 16 случаям недостоверного декларирования товаров, выявленным по результатам товароведческих экспертиз ЦЭКТУ ФТС России, которые повлекли занижение уплаты таможенных платежей, дела об административных право­нарушениях таможней не возбуждались.

Кроме того, в Балтийской таможне отсутствовало взаимодействие между подразде­лениями правоохранительного и экономического блока по вопросам возбуждения уго­ловных дел и дел об административных правонарушениях (далее - дела об АП), что при­вело к их невозбуждению или невозможности их возбуждения по причине истечения сроков давности привлечения к административной ответственности. Это обстоятельст­во привело к потерям федерального бюджета в виде неуплаты таможенных платежей и штрафов по фактам недостоверного декларирования товаров. Только по отдельным случаям недостоверного декларирования, выявленным по результатам экспертиз, со­гласно расчетам Балтийской таможни (ГТД №№ 10216100/041208/0124575, 10216100/091208/0126373, 10216100/121208/0128072, 10216100/041209/0109121, 10216100/121108/0115036, 10216100/120309/0017253, 10216100/190310/0025844), сумма штрафов, не уплаченных в федеральный бюджет (исходя из максимального размера), могла составить около 4,3 млн. рублей. Кроме того, сроки вынесения постановления о возбуждении дел об АП по данным фактам (кроме ГТД № 10216100/190310/0025844), установленные в соответствии со статьей 4.5 КоАП (1 год со дня совершения правона­рушения), истекли.

В соответствии с правовой оценкой Балтийской таможни по фактам недостоверного декларирования товаров, оформленных по ГТД №№ 10216100/091208/0126373, 10216100/041208/0124575, 10216000/121108/0115036, могут усматриваться признаки преступлений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 188 Уголов­ного кодекса Российской Федерации. По ГТД № 10216100/041208/0124575 также могут усматриваться признаки преступлений, ответственность за которые предусмотрена ча­стью 1 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Зеленоградская таможня не информировала ЦЭКТУ ФТС России о принятии мер по 77 результатам товароведческих экспертиз, из которых, предположительно, по 50 фактам ставка ввозной таможенной пошлины должна измениться в сторону увеличения.

Кроме того, Зеленоградской таможней утерян результат экспертизы ЦЭКТУ ФТС России на товар, оформленный по ГТД № 10125290/261009/0005230, с признаками недостоверно­го декларирования, предположительно влияющий на увеличение уплаты таможенных пла­тежей. В ходе контрольного мероприятия местонахождение документов не установлено. Решения таможни по результатам данной экспертизы таможней не выносились.

Ошибка на сайте