1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Архив Бюллетеня Счетной палаты 2011 год №7

ч.87 отчета

Выводы

  1. 1. В период 2008, 2009 годов и I полугодия 2010 года на территорию Российской Федерации ввезено 23371,5 тыс. т китайских товаров общей стоимостью 72953,2 млн. долл. США. Таможенные платежи, уплаченные участниками ВЭД при таможенном оформлении китайских товаров в проверяемом периоде, составили 596,2 млрд. рублей. Объемная доля китайских товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, к общему объему импортируемых товаров в проверяемом периоде составила около 7 % по весу и около 18 % - по статистической стоимости и таможенным платежам.
  2. 2. Основной объем китайских товаров (по критерию статистической стоимости) пе­ремещался автотранспортом (около 42 %), морским транспортом (около 33 %), желез­нодорожным транспортом (11 %), авиатранспортом (12 процентов).
  3. 3. Основными китайскими товарами при ввозе по стоимости являлись компью­теры и комплектующие к ним, аппараты телефонные, обувь, по весу - фрукты, изде­лия из металла, пек и кокс пековый (для производства алюминия), электроды уголь­ные и другие товары.
  4. 4. Около четверти объема китайских товаров (по критерию статистической стоимо­сти) ввозились с применением нулевой ставки ввозной таможенной пошлины.
  5. 5. С участием ФТС России в рамках работы комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике и подкомиссии по таможенно-тарифному регулированию и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции подготовлены 2 постановления Правительства Российской Феде­рации от 8 мая 2009 года № 402 и от 10 мая 2010 года № 307 в части введения защитных мер в отношении отечественной продукции. В то же время в проверяемом периоде ФТС России не вносила в Правительство Российской Федерации проекты федеральных зако­нов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам таможенного оформления и контроля китайских то­варов, так как не отмечала проблем, связанных с правоприменением таможенного зако­нодательства в части таможенного оформления и контроля вышеуказанных товаров.

6. Нормы приказа ГТК России от 30 марта 2004 года № 395 «Об утверждении инст­рукции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме» противоречат нормам законодательства Таможенного союза. В связи с этим пре­ференции по уплате таможенной пошлины при таможенном оформлении в электронной форме предоставляются участникам ВЭД без проверки оригинала сертификата происхо­ждения формы «А», которым подтверждается легитимность предоставленных льгот и предоставление которого предусмотрено законодательством Таможенного союза.

7. Меры таможенно-тарифного регулирования при ввозе на территорию Российской Федерации частей обуви, в том числе китайского происхождения, не в полной мере со­ответствуют интересам государственной политики, направленной на развитие отечест­венного производства обуви, а также не соответствуют основным целям и задачам Стратегии развития легкой промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, рассмотренной и одобренной 1 июня 2009 года на заседании Президиума Правительства Российской Федерации. В результате в проверяемом периоде произошло резкое увеличение импорта организациями, не являющимися производителями, частей обуви китайского происхождения с большой степенью переработки в разукомплекто­ванном виде (верх обуви, подошва, стелька), требующих простейшей операции по сборке. Отдельная обувная продукция имела ярлыки «Сделано в России».

В случае ввоза вышеуказанной продукции с применением к ней минимальной став­ки ввозной таможенной пошлины, предусмотренной для обуви, расчетное увеличение поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет в проверяемом периоде могло составить около 3,2 млрд. рублей.

Учитывая, что одной из основных целей Стратегии является усиление борьбы с те­невым производством и нелегальным импортом, подобные «схемы» импорта частей обуви не способствуют развитию производства на территории Российской Федерации, предусматривающего технологически законченный и взаимоувязанный промышленный комплекс (от процесса глубокой переработки сырья до выпуска готовой продукции), занятости населения и повышению налогообложения на территории Российской Феде­рации, а всего лишь минимизируют затраты недобросовестных участников ВЭД и неле­гальных производителей, выпускающих продукцию сомнительного качества, не отве­чающую российским стандартам.

8. Вступление в силу с 1 июля 2010 года норм Соглашения между Республикой Бела­русь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их вы­пуском», упрощающих беспошлинный ввоз физическими лицами товаров, предназна­ченных для личных целей, оказывает негативное воздействие на пополнение федераль­ного бюджета, способствует применению различных схем провоза китайских товаров под видом товаров для личного пользования предположительно в коммерческих целях без уплаты таможенных пошлин.

Искала долго. Что юридическая консультация по наследству в фирме "MosLegist.ru", будет действительно качественно предоставлена. Кроме того, указанное обстоятельство способствует ввозу на территорию Россий­ской Федерации товаров без соответствующих сертификатов безопасности и возможно опасных для здоровья людей, способствует развитию нелегального бизнеса в России и привлечению населения вышеуказанного региона к нелегальной работе и сокрытию до­ходов. Ежемесячно только через пограничные переходы Дальневосточного региона из Китая физическими лицами беспошлинно ввозится от 3 до 5 тыс. т товаров для личного пользования предположительно в коммерческих целях. Таким образом, возможное ежемесячное недопоступление таможенных платежей в федеральный бюджет может составлять предположительно от 76,5 до 127,5 млн. рублей.

  1. 9. Сложившаяся в настоящее время система учета валютных операций, основанная на нормативных актах Банка России (Инструкция Банка России от 15 июня 2004 года № 117-И, Положение Банка России от 1 июня 2004 года № 258-П), не в полной мере ориентирована на предупреждение нарушений валютного законодательства в части проведения валютных операций по внешнеэкономическим сделкам с импортными то­варами, в том числе китайского происхождения, что делает контроль за валютными операциями малоэффективным и создает условия для неконтролируемого вывода капи­талов из Российской Федерации.
  2. 10. В 2009 году и I полугодии 2010 года по фиктивным контрактам с китайскими фирмами за рубеж вывезено около 18,5 млрд. рублей. В общей сложности в 2009 году и за 9 месяцев 2010 года в результате осуществления валютного контроля зафиксирован невозврат денежных средств в связи с неввозом товаров, включая китайские, в сумме 725,3 млрд. рублей.
  3. 11. Выявлены многочисленные факты затягивания таможенными органами проце­дуры принятия решений по установлению ответственности лиц, причастных к наруше­нию валютного законодательства, что приводило к истечению срока привлечения к ад­министративной и уголовной ответственности и невозможности взыскания штрафов, а также давало возможность нарушителям уйти от ответственности.
  4. 12. Сравнение данных китайской статистики экспорта и российской статистики им­порта показало, что российский импорт китайских товаров превышал китайский экс­порт в Российскую Федерацию в 2008 году на 1,7 млрд. долл. США, в 2009 году - на 5,3 млрд. долл. США. Вместе с тем конкретные аналитические материалы, подтвер­ждающие указанные причины расхождений в разрезе определенных кодов товарной номенклатуры и объективно влияющие на расхождения статистических данных рос­сийско-китайской внешней торговли, в ФТС России отсутствуют.
  5. 13. В проверяемом периоде ФТС России не в полной мере реализовывала функции Представительства ФТС России в Китае в части оперативного получения от китайской стороны информации относительно участников ВЭД и перемещаемых ими товаров че­рез таможенную границу. Ответы по существу поставленных таможенными органами вопросов от Представительства ФТС России в Китае во многих случаях не поступали или поступали по истечении длительного периода времени (более 1 года), когда необ­ходимость в них для рассмотрения конкретных вопросов теряла актуальность.
  6. 14. Значительно возросла доля таможенных платежей, подлежащих возврату по дона­числениям, проведенным в результате корректировки таможенной стоимости (с 6,5 % в 2008 году до 46 % в I полугодии 2010 года), что свидетельствует о низком качестве принятия решений о корректировке таможенной стоимости и возросшей активности участников ВЭД в части обжалования решений таможни по стоимости.

15. Проверка организации контроля в таможенных органах за таможенным оформле­нием китайских товаров выявила в проверяемом периоде нарушения в части предостав­ления таможенными органами преференций и принятия классификационных решений в отношении товаров, повлекшие недопоступления или возврат таможенных платежей из федерального бюджета, а именно:

-     в результате неправомерного предоставления Балтийской и Владивостокской таможнями преференций участникам ВЭД в федеральный бюджет недопоступили та­моженные платежи в размере 1,2 млн. рублей, при этом проверенное количество дек­лараций составило менее 0,006 % от всего количества деклараций, оформленных ука­занными таможнями за период, в котором выявлены данные нарушения;

-     в результате неправомерных решений Балтийской и Зеленоградской таможен о классификации товаров недопоступление таможенных платежей в федеральный бюджет составило 156,8 тыс. рублей;

-    отсутствие соответствующего документального контроля на этапе таможенного оформления во Владивостокской таможне привело к принятию решений о классифика­ции товара, повлекших возврат из федерального бюджета ранее уплаченных таможен­ных платежей в сумме 2,6 млн. рублей.

  1. 16. Выявлены многочисленные факты нарушения процедуры проведения отбора проб и образцов товаров для проведения экспертиз в ЦЭКТУ ФТС России, а также не­принятия мер по результатам таких экспертиз, что повлекло недопоступление или воз­врат таможенных платежей из федерального бюджета, в том числе:

-    в Балтийской и Екатеринбургской таможнях нарушения должностными лицами законодательства при отборе проб и образцов для проведения экспертиз, несмотря на установление по результатам указанных экспертиз фактов недостоверного деклариро­вания, повлекли возврат из федерального бюджета ранее уплаченных таможенных пла­тежей на общую сумму 43,6 млн. рублей;

-     в Балтийской таможне выявлены случаи непринятия мер административной и уголовной ответственности в отношении результатов экспертиз, выявивших факты не­достоверного декларирования, повлекшие неуплату штрафов в размере 4,3 млн. рублей;

-   в Зеленоградской таможне выявлены случаи непринятия мер по результатам экспертиз ЦЭКТУ ФТС России, имеющих признаки недостоверного декларирова­ния, а также выявлен случай утери результатов такой экспертизы в отношении ки­тайских товаров;

-   во Владивостокской таможне не учтены результаты почерковедческой экспертизы регионального филиала ЦЭКТУ ФТС России, что могло повлиять на увеличение посту­плений в федеральный бюджет на сумму 1,2 млн. рублей.

17. Владивостокской таможней в нарушение статьей 103 и 429 Таможенного кодек­са Российской Федерации не приняты меры в отношении признания бесхозяйными то­варов стоимостью 50,9 млн. рублей, предельные сроки хранения которых на складах временного хранения истекли.

18. Установлены факты непринятия должных мер со стороны Балтийской и Зеленоград­ской таможен по взысканию задолженности с участников ВЭД и таможенных брокеров.

19. В регионе Балтийской таможни около 2 лет не функционирует введенный в экс­плуатацию стационарный инспекционно-досмотровый комплекс, на строительство ко­торого затрачены значительные бюджетные средства и введение которого могло бы сказаться на повышении эффективности фактического контроля перемещаемых това­ров, а также способствовать выявлению в транспортных средствах и контейнерах кон­трабанды и посторонних вложений.

Ошибка на сайте