ч.9 отчета
Выводы
1. В 2008 и 2009 годах:
- ФСФР России по разделу 01 «Общегосударственные вопросы», подразделу 13 «Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов» утверждены и доведены бюджетные ассигнования на общую сумму 28080,0 тыс. рублей, в том числе: в 2008 году - 15240,0 тыс. рублей (из которых 2400,0 тыс. рублей - в рамках проведения административной реформы), в 2009 году - 12840,0 тыс. рублей. Исполнение составило в 2008 году 98,8 %, в 2009 году - 99,7 процента;
- ФАС России по разделу 04 «Национальная экономика», подразделу 11 «Прикладные научные исследования в области национальной экономики» утверждены и доведены бюджетные ассигнования на общую сумму 70855 тыс. рублей, в том числе: в 2008 году - 45455,0 тыс. рублей (из которых 10895,0 тыс. рублей - в рамках проведения административной реформы), в 2009 году - 25400,0 тыс. рублей (из которых 2400,0 тыс. рублей - в рамках проведения административной реформы). Средства, выделенные ФАС России из федерального бюджета на выполнение НИР, израсходованы полностью.
2. По результатам проведенных торгов в 2008 и 2009 годах заключены:
- в ФСФР России 5 государственных контрактов на общую сумму 27848,0 тыс. рублей;
- в ФАС России 68 государственных контрактов на общую сумму 70855 тыс. рублей.
3. В ходе проверки установлено, что в проверяемом периоде в ФСФР России заявки на выполнение научно-исследовательских работ поступали только от Управления развития регулирования на финансовом рынке. Другие структурные подразделения ФСФР России не принимали участие в планировании научно-исследовательских работ. Узнавала долго. Что юридическая консультация онлайн в фирме "MosLegist.ru", является по настоящему качественно оказана.
Как в ФСФР России, так и в ФАС России заявки на выполнение научно-исследовательских работ поступали только от центрального аппарата, несмотря на то, что в функции Аналитического управления ФАС России входит координация деятельности структурных подразделений и территориальных органов ФАС России по подготовке проекта плана приоритетных научно-исследовательских работ.
4. Утверждение тематических планов научно-исследовательских работ в ФСФР России происходило в поздние сроки. Так, тематический план НИР на 2008 год утвержден 6 мая 2008 года, а на 2009 год - 25 марта 2009 года.
- 5. Отсутствие законодательно утвержденных методик планирования научно- исследовательских работ и определения первоначальной цены контрактов приводит к использованию средств на проведение научно-исследовательских работ без какого-либо обоснования, что противоречит принципу эффективного использования средств федерального бюджета.
Так, в ФСФР России расчет средств, необходимых для выполнения научно- исследовательских работ в 2008 и 2009 годах, производился на основе опыта по привлечению внешних исполнителей для выполнения научно-исследовательских работ в данной области в предыдущие годы, ориентируясь на данные рейтинга «Список крупнейших консалтинговых групп России по итогам 2008 года» рейтингового агентства «Эксперт РА». Среднемесячная заработная плата 1 исполнителя при планировании научно-исследовательских работ в 2009 году составила более 500,0 тыс. рублей.
В ФАС России формирование ориентировочной стоимости научно-исследовательских работ в 2008 и 2009 годах осуществлялось без проведения маркетинговых или иных исследований, без теоретического, экономического или математического обоснования.
6. В соответствии с календарным планом на выполнение I этапа НИР по контракту от 18 августа 2009 года № 53 ФСФР России за 14 календарных дней уплачено 6000,0 тыс. рублей, по контракту от 1 декабря 2009 года № 84 весь объем работ на сумму 798,0 тыс. рублей был завершен за 11 дней.
7. В нарушение пункта 10 Положения о государственном учете результатов научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 года № 284, государственный контракт от 22 июля 2009 года № 19 зарегистрирован ФАС России в Едином реестре результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения с нарушением установленных сроков.
В нарушение пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ ФАС России направляла в Управление Федерального казначейства по г. Москве сведения о государственных контрактах на выполнение НИР, заключенных центральным аппаратом ФАС России, с нарушением установленных сроков.
8. В нарушение пункта 26 Инструкции по бюджетному учету ФАС России в 2008 и 2009 годах не осуществляла принятие к бюджетному учету положительных результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в сумме произведенных затрат.
9. В соответствии с пунктом 4.3 приказа ФСФР России от 24 июня 2009 года № 09-151/пз комиссия по планированию, организации, приемке и учету результатов научно- исследовательских работ, выполняемых по заказу ФСФР России, вправе на этапе подготовки конкурсной документации внести в техническое задание требование к исполнителю о направлении научно-исследовательских работ на рецензию и установить организацию- рецензента. Тем не менее такое требование ни в одно техническое задание включено не было, и ни одна научно-исследовательская работа на рецензию не направлялась.
10. По результатам независимой экспертизы научно-исследовательских работ в ФАС России, проведенной в 2009 году Институтом управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева по заказу Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, установлены существенные недостатки, свидетельствующие о неэффективном использовании средств федерального бюджета. На момент проведения проверки никаких мер по устранению выявленных недостатков ФАС России принято не было. Санкции в отношении ФАС России в связи с установленными недостатками не применялись.
- 11. Патенты, свидетельства и другие охранные документы, подтверждающие исключительное право на научно-исследовательские работы, в ФСФР России не оформлялись.
12. По условиям государственного контракта от 1 декабря 2009 года № 84, заключенного ФСФР России и ООО «Бюро услуг и консультаций по бюджетному учету», предусмотрено предоставление исполнителем программного продукта, предназначенного для сбора и передачи отчетности региональных отделений в центральный аппарат ФСФР России. Для достижения поставленной цели предполагалось внедрение программного продукта в региональном отделении ФСФР России в Приволжском федеральном округе и подготовка отчета о результатах внедрения. Акт о внедрении программного продукта и отчет о результатах его внедрения в ходе проверки не представлены.
13. Анализ докладов об основных направлениях деятельности ФСФР России за проверяемый период показал, что данные, характеризующие эффективность использования средств федерального бюджета, выделенных на научно-исследовательские работы, отсутствуют.
14. В Федеральном законе от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и других нормативных правовых актах, регулирующих отношения между субъектами научной деятельности и потребителями научной продукции (работ и услуг), не содержатся конкретные условия, при которых результаты, полученные как продукт научной деятельности, могут рассматриваться как новые знания, и (или) конкретные условия, при которых та или иная работа может быть квалифицирована как научно-исследовательская.
- 15. Анализ осуществленных в 2008 и 2009 годах научно-исследовательских работ, заказчиками которых являлись ФСФР России и ФАС России, показал, что результаты всех НИР предполагалось использовать в текущей деятельности, включая нормативно- правовую деятельность, при анализе деятельности региональных отделений и для создания фундаментального задела.
Предложения
1. Направить представления в Федеральную службу по финансовым рынкам, Федеральную антимонопольную службу.
2. Направить отчет и информацию об основных итогах контрольного мероприятия в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Аудитор Счетной палаты
Российской Федерации М. И. БЕСХМЕЛЬНИЦЫН