1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Архив Бюллетеня Счетной палаты 2011 год №7

ч.92 отчета

В проверяемом периоде исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности были закреплены за Российской Федерацией:

-   в 2007 году - по всем государственным контрактам, где получены результаты ин­теллектуальной деятельности;

-  в 2008 году - по 8 государственным контрактам.

Отнесение результатов НИОКР, полученных при выполнении государственных контрактов, заключенных Агентством, к результатам интеллектуальной деятельности осуществлялось на основе экспертных заключений и закреплялось актами сдачи- приемки работ. При приемке НИОКР результаты передавались в следующих формах:

-  отчетные материалы, не отнесенные к объектам исключительных прав и объектам авторского права;

-  исключительные права и безвозмездные простые (неисключительные) лицензии на использование РИД.

При этом переход всех исключительных и имущественных прав от исполнителя к заказчику осуществлялся в 2007 году при сдаче-приемке работ в соответствии с раз­делом 8 государственных контрактов путем прямого указания в актах сдачи-приемки работ объектов интеллектуальной собственности, объема передаваемых прав и авторов полученных научных результатов.

Начиная с 2008 года результаты НИОКР, существующие в форме отчетных мате­риалов, не отнесенных к РИД, Агентству передавались полностью, а на использование РИД, создаваемых в рамках НИОКР, Агентству передавались только простые (неис­ключительные) лицензии.

Узнавала долго. Только юридическая консультация призывникам в организацие "MosLegist.ru", будет действительно профессионально предоставлена. Как следует из протокола № 3 по результатам деятельности рабочей инвентариза­ционной комиссии от 29 декабря 2008 года, в 2008 году за Российской Федерацией в ли­це Агентства были закреплены исключительные права на РНТД, полученные только в рамках 8 государственных контрактов из 29 выполненных (27,6 %), в которых получе­ны результаты РНТД (от 20 октября 2008 года № 28-4-2008/ФЦП ЭР (А), от 24 ноября

2008   года № 50-13-2008/ФЦД ЭР и № 59-11-2008/ФЦП ЭР (А), от 27 ноября 2008 года № 49-11-2008/ФЦП ЭР, от 28 ноября 2008 года № 48-11-2008/ФЦП ЭР, № 51-11-2008/ФЦП ЭР и № 52-13-2008/ФЦП ЭР, от 3 декабря 2008 года № 45-12-2008/ФЦП ЭР.

Как показал анализ, в 2008 году Агентством за исполнителями различных форм собст­венности (ФГУП, ООО, ЗАО и др.) всего закреплены исключительные права на РНТД, по­лученные при выполнении 22 государственных контрактов по созданию государственных информационных систем или их составных частей, на общую сумму 964,8 млн. рублей.

В 2009 году Агентство выступало заказчиком работ по созданию программно- технических средств, результаты которых доведены до стадии практического приме­нения. Исключительные права на РНТД, созданные в рамках указанных контрактов, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года № 685 и от 22 апреля 2009 года № 342 должны были закрепляться за Рос­сийской Федерацией в лице Агентства.

Вместе с тем из протокола № 4 по результатам деятельности рабочей инвентариза­ционной комиссии от 30 декабря 2009 года следует, что из 10 выполненных в 2009 году государственных контрактов, в которых получены РИД, за Российской Федерацией в лице Агентства закреплены результаты только одного контракта (10 процентов).

В ходе выборочной проверки 8 государственных контрактов, заключенных в 2009 го­ду, выявлено 6 государственных контрактов, в рамках которых получены РНТД на об­щую сумму 145,9 млн. рублей, исключительные права на которые необоснованно закре­плены за исполнителями: от 24 сентября 2009 года № 2-2009/ФЦП ЭР, от 28 сентября

2009   года № 3-2009/ФЦП ЭР, от 11 ноября 2009 года № 16.1-4-2009/ФЦП ЭР, от 20 но­ября 2009 года № 12-5-2009/ФЦП ЭР, от 4 декабря 2009 года № 8-6-2009/ФЦП ЭР (А), от 19 декабря 2009 года № 6-1-2009/ФЦП ЭР (А).

В результате выборочной проверки порядка передачи прав на использование ре­зультатов интеллектуальной деятельности, полученных в 2008 и 2009 годах в ходе вы­полнения НИОКР по заказу Агентства, было проверено выполнение работ в рамках 31 государственного контракта (23 и 8, соответственно).

По 9 государственным контрактам (8 и 1 , соответственно) исключительные права на РНТД были переданы заказчику.

Разделом 7 остальных 22 государственных контрактов установлено обязательство по передаче заказчику безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на ис­пользование полученных результатов интеллектуальной деятельности.

В соответствии с указанным разделом неисключительная лицензия должна быть предоставлена заказчику на весь срок действия авторского или смежного права без ог­раничения территории использования результатов НИР с возможностью сублицензиро­вания полученных прав заказчиком третьим лицам.

На результаты научно-технической деятельности, полученные в рамках 15 государ­ственных контрактов, заключенных Агентством в 2008 году на общую сумму 157,1 млн. рублей, исполнителями Агентству были переданы простые (неисключительные) лицензии.

Статьей 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что пра­вообладатель интеллектуальной собственности предоставляет другому лицу права ис­пользования соответствующих РИД лицензионным договором.

Передача исполнителем заказчику неисключительной (простой) лицензии на исполь­зование полученных РНТД осуществлялась по актам сдачи-приемки работ. При этом акты сдачи-приемки работ содержат первое из двух обязательных условий, которые должны содержаться в лицензионном договоре, предусмотренных пунктом 6 статьи 1235 части IV

Гражданского кодекса Российской Федерации (предмет договора путем указания на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по договору, с указанием в соответствующих случаях номера и даты выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство (патент, свидетельство). По второму обязатель­ному условию (способы использования РИД или средства индивидуализации) в актах сдачи-приемки работ есть ссылка на соответствующий пункт государственного кон­тракта, в котором данное условие содержится.

При этом в актах сдачи-приемки работ отсутствует обязательство безвозмездной передачи исполнителем заказчику результатов работ, что в соответствии с пунктом 5 статьи 1235 части IV Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о возмездности договора. Вместе с тем в актах сдачи-приемки работ содержится поло­жение о том, что исполнитель передает заказчику лицензию на использование резуль­татов работ в соответствии с разделом государственного контракта, в котором содер­жится обязательство безвозмездной передачи лицензии.

Отсутствие в актах сдачи-приемки работ точного указания на способы использова­ния результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые переходят к исполнителям государственных контрактов, создает предпосылки к воз­можному оспариванию прав Российской Федерации на использование РИД со стороны правообладателей. Актами сдачи-приемки работ по 7 исследованным государственным контрактам, заключенным в 2008 году, результаты интеллектуальной деятельности, на которые передается простая (неисключительная) лицензия на использование, опреде­лены как объекты авторского права.

...

Ошибка на сайте