1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Архив Бюллетеня Счетной палаты 2011 год №7

ч.95 отчета

В рамках государственного контракта были разработаны:

- опытный образец ПТК, реализующий функции ДТС в соответствии с рекомен­дациями Международного союза электросвязи X.842 «Информационные технологии - Методы защиты - Руководящие указания по применению и управлению службами доверенной третьей стороны», обеспечивающий проверку иностранных сертификатов ключей подписей и ЭЦП, а также сервис квитирования событий (свидетельствова- ния фактов) на примере проведения электронных аукционов с участием российских заказчиков и иностранных поставщиков продукции и предварительного деклариро­вания в различных торгово-экономических операциях с участием субъектов внеш­ней экономической деятельности;

- нормативная правовая база, регламентирующая применение разработанной техноло­гии (проект международного соглашения, проект регламента функционирования узла).

В силу организационной и правовой неопределенности ПТК используется эпизо­дически в демонстрационном режиме и в целях выполнения тестовых работ с рядом зарубежных партнеров (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Польша, Эстония, Молда­вия). Для практического использования и дальнейшего развития узла требуется нор­мативное закрепление функций его оператора.

2. Государственным контрактом от 19 ноября 2007 года № 25-16-2007/ФЦП ЭР бы­ло предусмотрено создание прототипа прикладной информационной системы ФУЦ ве­дения единых объектных идентификаторов.

В соответствии с международными рекомендациями, требованиями статьи 10 Фе­дерального закона от 4 июля 1996 года № 85-ФЗ «Об участии в международном ин­формационном обмене» (утратил силу с августа 2006 года) включение информацион­ных систем, сетей в состав средств международного информационного обмена должно осуществляться с использованием международного кода - объектного идентификатора. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информацион­ных технологиях и о защите информации», в соответствии с которым Федеральный за­кон № 85-ФЗ утратил силу, требований об использовании международного кода в меж­дународном информационном обмене не содержит.

В рамках реализации проекта электронного правительства, а также в целях обес­печения международного сотрудничества в области гармонизации правил взаимодей­ствия информационных систем с использованием государственного информационного центра была сформулирована задача по созданию недостающего элемента информа­ционной инфраструктуры России - российский сегмент мирового пространства иден­тификаторов объектов, реализуемый как автоматизированный реестр идентификато­ров объектов в составе ФУЦ. Искал долго. Что юридическая консультация онлайн в фирме "MosLegist.ru", будет действительно качественно предоставлена.

Такой реестр должен обеспечивать ведение уникальных идентификаторов для вне­дренных и разрабатываемых информационных систем, электронных торговых площадок, компонентов телекоммуникационной инфраструктуры, применения сертификатов ключей подписей, регламентов взаимодействия, используемого программного обеспечения, элек­тронных сервисов (услуг), организаций и органов власти и т. д.

В рамках указанного государственного контракта были созданы и апробированы необходимые компоненты прототипа прикладной информационной системы ФУЦ ве­дения реестра единых объектных идентификаторов. Актуализация реестра в режиме опытной отладки осуществлялась до 2010 года, по состоянию на момент проверки ре­естр содержит сведения (ветки российского дерева) об операторах связи, банках, удо­стоверяющих центрах, органах власти, структурах субъектов Российской Федерации, коммерческих организациях - производителях программного обеспечения.

Для создания промышленного образца информационной системы ФУЦ требуется нормативное закрепление за какой-либо организацией полномочий по ведению реест­ра единых объектных идентификаторов в Российской Федерации. В настоящее время ведение реестра в Российской Федерации осуществляется сотрудником Агентства как физическим лицом.

По состоянию на момент проверки узел международного взаимодействия и про­тотип прикладной информационной системы ФУЦ ведения единых объектных иден­тификаторов включены в состав ОГИЦ, по назначению не используются. Ежегодные расходы на техническое поддержание и обслуживание обоих компонентов состав­ляют около 100,0 тыс. рублей.

3. В рамках государственного контракта от 16 ноября 2007 года № 23-16-2007/ФЦП ЭР осуществлялась разработка высокозащищенных (по уровню КВ2) служб «доверенной третьей стороны» в составе ФУЦ.

Под службами ДТС понимаются технологические сервисы онлайновой проверки статуса сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц удостоверяющих центров и уполномоченных лиц органов государственной власти, сервисы распределения от единого источника и простановки штампов времени под электронными документами, сервисы ведения списка отозванных сертификатов, сервисы «электронного нотариата». Данные службы обеспечивают реализацию процедур подтверждения подлинности ЭЦП и статуса сертификата ключа подписи.

В настоящее время результаты работ не используются.

В проверяемом периоде Агентство выступило заказчиком создания ПС УЦ ОГИЦ. Приказом Росинформтехнологии от 28 ноября 2009 года № 295 ПС УЦ ОГИЦ введена в эксплуатацию. В состав ПС УЦ ОГИЦ входит 1 удостоверяющий центр первого уровня и 8 удостоверяющих центров второго уровня. УЦ первого уровня имеет сертификат соот­ветствия на аппаратно-программный комплекс «Удостоверяющий центр уполномоченного федерального органа», выданный ФСБ России.

Регламент удостоверяющего центра Агентства первого уровня утвержден приказом Росинформтехнологии и согласован ФСБ России. УЦ второго уровня также имеют соот­ветствующие сертификаты соответствия.

ПС УЦ размещена на инженерной инфраструктуре ОГИЦ, выполненной в соответ­ствии с международными рекомендациями TIER 4 и отвечающей требованиям по обес­печению информационной безопасности, на площадях подведомственного Минкомсвя- зи России предприятия ФГУП НИИ «Восход».

Удостоверяющим центром первого уровня реализуются функции выпуска сертифи­катов ключей ЭЦП уполномоченных лиц УЦ второго уровня и уполномоченных лиц, за­веряющих ЭЦП список УЦ, входящих в перечень доверенных удостоверяющих центров.

Удостоверяющие центры второго уровня используются для выпуска сертификатов ключей электронной цифровой подписи уполномоченных лиц органов государственной власти всех уровней, а также пользователей государственных информационных систем - системы мониторинга хода реализации приоритетных национальных проектов, Государ­ственной автоматизированной системы «Выборы», АИС по выпуску паспортно-визовых документов нового поколения, единого портала и сводного реестра государственных ус­луг, единой межведомственной информационно-статистической системы и ряда ведом­ственных информационных систем.

В состав ПС УЦ ОГИЦ также входит узел международного взаимодействия, который предназначен для организации межгосударственного юридически значимого информаци­онного взаимодействия. Данный узел был апробирован в двухсторонних проектах Россия - Польша и Россия - Казахстан.

Также существует возможность использования данного узла для организации инфор­мационного взаимодействия стран - участниц ШОС. Все функции ПС УЦ ОГИЦ и узла международного сотрудничества реализованы в соответствии с международными реко­мендациями X.840-X.843.

Ошибка на сайте