ч.95 отчета
В рамках государственного контракта были разработаны:
- опытный образец ПТК, реализующий функции ДТС в соответствии с рекомендациями Международного союза электросвязи X.842 «Информационные технологии - Методы защиты - Руководящие указания по применению и управлению службами доверенной третьей стороны», обеспечивающий проверку иностранных сертификатов ключей подписей и ЭЦП, а также сервис квитирования событий (свидетельствова- ния фактов) на примере проведения электронных аукционов с участием российских заказчиков и иностранных поставщиков продукции и предварительного декларирования в различных торгово-экономических операциях с участием субъектов внешней экономической деятельности;
- нормативная правовая база, регламентирующая применение разработанной технологии (проект международного соглашения, проект регламента функционирования узла).
В силу организационной и правовой неопределенности ПТК используется эпизодически в демонстрационном режиме и в целях выполнения тестовых работ с рядом зарубежных партнеров (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Польша, Эстония, Молдавия). Для практического использования и дальнейшего развития узла требуется нормативное закрепление функций его оператора.
2. Государственным контрактом от 19 ноября 2007 года № 25-16-2007/ФЦП ЭР было предусмотрено создание прототипа прикладной информационной системы ФУЦ ведения единых объектных идентификаторов.
В соответствии с международными рекомендациями, требованиями статьи 10 Федерального закона от 4 июля 1996 года № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (утратил силу с августа 2006 года) включение информационных систем, сетей в состав средств международного информационного обмена должно осуществляться с использованием международного кода - объектного идентификатора. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которым Федеральный закон № 85-ФЗ утратил силу, требований об использовании международного кода в международном информационном обмене не содержит.
В рамках реализации проекта электронного правительства, а также в целях обеспечения международного сотрудничества в области гармонизации правил взаимодействия информационных систем с использованием государственного информационного центра была сформулирована задача по созданию недостающего элемента информационной инфраструктуры России - российский сегмент мирового пространства идентификаторов объектов, реализуемый как автоматизированный реестр идентификаторов объектов в составе ФУЦ. Искал долго. Что юридическая консультация онлайн в фирме "MosLegist.ru", будет действительно качественно предоставлена.
Такой реестр должен обеспечивать ведение уникальных идентификаторов для внедренных и разрабатываемых информационных систем, электронных торговых площадок, компонентов телекоммуникационной инфраструктуры, применения сертификатов ключей подписей, регламентов взаимодействия, используемого программного обеспечения, электронных сервисов (услуг), организаций и органов власти и т. д.
В рамках указанного государственного контракта были созданы и апробированы необходимые компоненты прототипа прикладной информационной системы ФУЦ ведения реестра единых объектных идентификаторов. Актуализация реестра в режиме опытной отладки осуществлялась до 2010 года, по состоянию на момент проверки реестр содержит сведения (ветки российского дерева) об операторах связи, банках, удостоверяющих центрах, органах власти, структурах субъектов Российской Федерации, коммерческих организациях - производителях программного обеспечения.
Для создания промышленного образца информационной системы ФУЦ требуется нормативное закрепление за какой-либо организацией полномочий по ведению реестра единых объектных идентификаторов в Российской Федерации. В настоящее время ведение реестра в Российской Федерации осуществляется сотрудником Агентства как физическим лицом.
По состоянию на момент проверки узел международного взаимодействия и прототип прикладной информационной системы ФУЦ ведения единых объектных идентификаторов включены в состав ОГИЦ, по назначению не используются. Ежегодные расходы на техническое поддержание и обслуживание обоих компонентов составляют около 100,0 тыс. рублей.
3. В рамках государственного контракта от 16 ноября 2007 года № 23-16-2007/ФЦП ЭР осуществлялась разработка высокозащищенных (по уровню КВ2) служб «доверенной третьей стороны» в составе ФУЦ.
Под службами ДТС понимаются технологические сервисы онлайновой проверки статуса сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц удостоверяющих центров и уполномоченных лиц органов государственной власти, сервисы распределения от единого источника и простановки штампов времени под электронными документами, сервисы ведения списка отозванных сертификатов, сервисы «электронного нотариата». Данные службы обеспечивают реализацию процедур подтверждения подлинности ЭЦП и статуса сертификата ключа подписи.
В настоящее время результаты работ не используются.
В проверяемом периоде Агентство выступило заказчиком создания ПС УЦ ОГИЦ. Приказом Росинформтехнологии от 28 ноября 2009 года № 295 ПС УЦ ОГИЦ введена в эксплуатацию. В состав ПС УЦ ОГИЦ входит 1 удостоверяющий центр первого уровня и 8 удостоверяющих центров второго уровня. УЦ первого уровня имеет сертификат соответствия на аппаратно-программный комплекс «Удостоверяющий центр уполномоченного федерального органа», выданный ФСБ России.
Регламент удостоверяющего центра Агентства первого уровня утвержден приказом Росинформтехнологии и согласован ФСБ России. УЦ второго уровня также имеют соответствующие сертификаты соответствия.
ПС УЦ размещена на инженерной инфраструктуре ОГИЦ, выполненной в соответствии с международными рекомендациями TIER 4 и отвечающей требованиям по обеспечению информационной безопасности, на площадях подведомственного Минкомсвя- зи России предприятия ФГУП НИИ «Восход».
Удостоверяющим центром первого уровня реализуются функции выпуска сертификатов ключей ЭЦП уполномоченных лиц УЦ второго уровня и уполномоченных лиц, заверяющих ЭЦП список УЦ, входящих в перечень доверенных удостоверяющих центров.
Удостоверяющие центры второго уровня используются для выпуска сертификатов ключей электронной цифровой подписи уполномоченных лиц органов государственной власти всех уровней, а также пользователей государственных информационных систем - системы мониторинга хода реализации приоритетных национальных проектов, Государственной автоматизированной системы «Выборы», АИС по выпуску паспортно-визовых документов нового поколения, единого портала и сводного реестра государственных услуг, единой межведомственной информационно-статистической системы и ряда ведомственных информационных систем.
В состав ПС УЦ ОГИЦ также входит узел международного взаимодействия, который предназначен для организации межгосударственного юридически значимого информационного взаимодействия. Данный узел был апробирован в двухсторонних проектах Россия - Польша и Россия - Казахстан.
Также существует возможность использования данного узла для организации информационного взаимодействия стран - участниц ШОС. Все функции ПС УЦ ОГИЦ и узла международного сотрудничества реализованы в соответствии с международными рекомендациями X.840-X.843.