Законопроект № 352555-6
Вносится Самарской
Губернской Думой
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Закон Российской Федерации
«О занятости населения в Российской Федерации»
Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года № 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 991, № 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 1915; 2001, № 53, ст. 5024; 2003, № 2, ст. 160; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; 2008, № 52, ст. 6242; 2009, № 52, ст. 6443; 2011, № 49, ст. 7039; 2013, № 27, ст. 3477) следующие изменения:
1) в статье 7.1-1:
а) абзац второй пункта 6 части 1 изложить в следующей редакции:
«приемом на работу инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов;»;
б) абзац третий пункта 6 части 1 изложить в следующей редакции:
«регистрацией инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в качестве безработных;».
2) в статье 13:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.»;
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», квота для приема на работу лиц, освобожденных из мест лишения свободы, устанавливается законами субъектов Российской Федерации организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Вопросы, связанные с установлением квоты для приема на работу лиц, освобожденных из мест лишения свободы, неурегулированные настоящим Законом, регулируются Законами субъектов Российской Федерации».
3) в статье 25:
а) абзац седьмой пункта 1 изложить в следующей редакции:
«соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы;»;
б) абзац третий пункта 3 изложить в следующей редакции:
«информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы;».
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации В.В.Путин
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального
закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации
«О занятости населения в Российской Федерации»
В связи с принятием федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовых акты РСФСР и Российской Федерации признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию не подлежат.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»
Необходимость принятия федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» обусловлена следующим.
Во исполнение подпункта 3 пункта 2 протокола постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка на территории Самарской области от 23.04.2013 № 1, утвержденного распоряжением Губернатора Самарской области от 30.04.2013 № 244-р, министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в части установления права субъектов Российской Федерации регулировать отношения, связанные с установлением квот для приема на работу лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
В Самарской области регулирование отношений, связанных с квотированием рабочих мест для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, обусловлено необходимостью дополнительного обеспечения защиты, социальных гарантий данной категории граждан.
Актуальность обусловлена также тем, что даже при благоприятной экономической ситуации на рынке труда существуют категории граждан, чья занятость не может быть обеспечена без законодательной поддержки государства. Меры государственной политики, направленные на решение проблем занятости, должны состоять не только в улучшении функционирования рынка труда в целом, но и в поддержке граждан с особыми потребностями.
Выбор этой категорий граждан из существующего в законодательстве перечня граждан, испытывающих трудности в поиске работы, предопределен рядом причин. Отсутствие занятости способствует рецидиву совершения преступлений лицами, в отношении которых в соответствии с законодательством не снята и не погашена судимость.
В 2012 году в службу занятости обратилось 540 граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, из них статус безработных получил 281 гражданин, и только 171 гражданин смог трудоустроиться при поддержке органов службы занятости.
По сведениям ГУ МВД России по Самарской области, в 2012 году при общем снижении на 10,9 % количества зарегистрированных преступлений на территории региона, количество преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, возросло на 6,8 %. Произошел рост числа преступлений против собственности. Основными причинами такого роста преступления являются их бытовая и трудовая и, как следствие, материальная необустроенность, о чем свидетельствует рост числа совершенных ими имущественных преступлений и значительный процент лиц, не имеющих постоянного источника дохода.
Несомненно, что трудоустройство - основа процесса социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы. Труд не только создает материальную базу и является источником средств существования, но и расширяет круг общественно полезных связей, формирует личность. Трудовая занятость - это одно из основных условий возвращения бывших освобожденных к нормальной жизни в условиях свободы.
По данным исследований, среди лиц, совершивших повторные преступления, не работало 66%, были частично включены в трудовую деятельность 33%, то есть 99% рецидивистов имели неполные общественные связи в сфере труда. Как видим, чем меньше человек вовлечен в сферу труда, тем выше вероятность совершения им преступления.
Вместе с тем лица, освобожденные из мест лишения свободы, сталкиваются с тем, что их последними принимают на работу и первыми увольняют или вообще отказывают в трудоустройстве.
На сегодняшний день в Самарской области существует 1406 предприятий, на которых будет распространяться квота и в которые могут быть трудоустроены граждане указанной категории.
Решение указанной проблемы возможно путем установления работодателям квот для приема на работу лиц, освобожденных из мест лишения свободы, путем внесения изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», устанавливающих право субъектов Российской Федерации на регулирование данной сферы. Законопроектом предлагается установить квоту для приема на работу лиц, освобожденных из мест лишения свободы, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Принятие данного законопроекта позволит субъектам Российской Федерации регулировать отношения, связанные с установлением работодателям квоты для приема на работу лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Следует отметить, что в ряде регионов уже приняты и реализуются нормативные правовые акты, устанавливающие квоту для аналогичной категории граждан.
В частности, Закон Тюменской области от 31.03.2000 № 168 «О квотировании рабочих мест в Тюменской области» (для лиц, освобожденных из мест лишения свободы);
Закон Тамбовской области от 31.03.2009 № 510-З «О квотировании рабочих мест в Тамбовской области» (для лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы);
Закон Краснодарского края от 08.02.2000 № 231-КЗ «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае» (для граждан, освободившихся из мест лишения свободы, - до погашения судимости);
Закон Липецкой области от 14.09.2000 № 104-ОЗ «О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите» (для лица освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и обратившихся в течение одного года в органы службы занятости);
Закон Кемеровской области от 11.12.2002 № 106-ОЗ «О порядке квотирования рабочих мест» (для лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы);
Закон Пермской области от 05.11.2004 № 1689-344 «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы» (для лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем законность регулирования вопроса на региональном уровне в отсутствие у субъектов Российской Федерации полномочий ставится под сомнение.
По результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта установлено, что данный законопроект коррупциогенных факторов не содержит.
№ 650 от 24 сентября 2013 года
О законодательной инициативе по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации
«О занятости населения в Российской Федерации»
(в части установления права субъектов Российской Федерации регулировать отношения, связанные с установлением квот для приема на работу лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе несовершеннолетних, освобожденных из воспитательно-трудовых колоний)
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Самарская Губернская Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в части установления права субъектов Российской Федерации регулировать отношения, связанные с установлением квот для приема на работу лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе несовершеннолетних, освобожденных из воспитательно-трудовых колоний).
2. Поручить заместителю председателя комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике Самарской Губернской Думы Живайкину Александру Ивановичу представлять настоящий законопроект в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по здравоохранению, демографии и социальной политике Самарской Губернской Думы.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Думы В.Ф.Сазонов
Председателю
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
С.Е.Нарышкину
ул. Охотный ряд, 1,
г. Москва, 103265
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации Самарская Губернская Дума вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Приложения:
1. Постановление Самарской Губернской Думы от 24.09.2013 № 650 на 1 л. в 1 экз.
2. Текст законопроекта на 3 л. в 1 экз.
3. Пояснительная записка на 4 л. в 1 экз.
4. Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» на 1 л. в 1 экз.
5. Копии вышеуказанных документов в соответствии с пунктом 4 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представляются на магнитном носителе.
Председатель Думы В.Ф.Сазонов
Королева 2423022
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального
закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации
«О занятости населения в Российской Федерации»
Принятие федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
12