1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

2013

Законопроект № 368261-6



Совет Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации


Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству направляет проект федерального закона  № 368261-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (вносят депутат Государственной Думы О.Л.Михеев, член Совета Федерации А.К.Тулохонов), для принятия решения о возвращении законопроекта инициаторам в связи с несоблюдением требований статьи 8 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации», а также требований пункта «к» части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (не представлены официальные отзывы Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по законопроекту).            

Приложения: Текст проекта федерального закона с сопроводительными
материалами на _____л.

Размещено в АСОЗД : ____________ 2013 г.



Председатель Комитета                                                       П.В.Крашенинников



О проекте федерального закона № 368261-6
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Рассмотрев проект федерального закона № 368261-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (вносят депутат Государственной Думы О.Л.Михеев, член Совета Федерации А.К.Тулохонов), Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному    и процессуальному законодательству решил:

Направить проект федерального закона № 368261-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в Совет Государственной Думы для принятия решения о возвращении данного законопроекта инициаторам в связи с несоблюдением требований статьи 8 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации», а также требований пункта «к» части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации            (не представлены официальные отзывы Правительства Российской Федерации   и Верховного Суда Российской Федерации по законопроекту).


Председатель Комитета                                                               П.В.Крашенинников

Проект


РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ


О проекте федерального закона № 368261-6
«О внесении изменений в Уголовный кодекс
Российской Федерации»


вносят депутат Государственной Думы
О.Л.Михеев, член Совета Федерации А.К.Тулохонов


Принято решение:


Согласиться с предложением Комитета Государственной Думы              по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству возвратить инициаторам проект федерального закона            № 368261-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (вносят депутат Государственной Думы О.Л.Михеев, член Совета Федерации А.К.Тулохонов) в связи с несоблюдением требований статьи 8 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации», а также требований пункта «к» части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации       (не представлены официальные отзывы Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по законопроекту).


Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации                                                




ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» не предусматривает внесение изменений в другие законодательные акты.



ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» не потребует внесение изменений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»
Действующая редакция статьи 110 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство. При этом объективную сторону деяния характеризуют следующие способы доведения до самоубийства (покушения на самоубийство): угрозы, жестокое обращение, систематическое унижение человеческого достоинства потерпевшего.
Представляется, что положения действующей редакции статьи 110 Уголовного кодекса Российской Федерации не в полной мере отвечают положению дел в современном мире. Так, последствия в виде самоубийства или покушения на самоубийства могут возникнуть в результате разнообразного психологического давления на потерпевшего.
Легального определения психологического давления нет, однако стоит отметить, что в литературе определяется понятие «психологическое воздействие». Так, под психологическим воздействием понимается именно преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека (см., например, Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / по ред. Проф. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 378).
В то же время действующая редакция статьи 110 Уголовного кодекса Российской Федерации ограничивает объективную сторону лишь отдельными проявлениями психологического давления на личность.
В настоящее время для достижения тех или иных целей, подчас не связанных непосредственно с доведением лица до самоубийства, используются весьма тонкие методы психологического давления. Подчас формально такие действия являются реализацией прав воздействующего, однако характер и методика реализации таких прав приводит к тому, что лицо, на которое оказывается воздействие, принимает решение о совершении самоубийства.
В частности, это касается методов взыскания денежных средств, предоставленных по кредитным договорам физическим лицам. Соответствующие методы могут быть основаны на выведении должника из психологического равновесия в целях получения от него денежных средств. Однако при этом использование законных способов истребования денежных средств с должника (выставление претензий, инициация судебных споров, переговоры) в совокупности и при определенной последовательности их совершения являют собой злоупотребление правом со стороны кредиторов, а сами методы оказываются направленными именно на выведение должника из психологического равновесия и ликвидации возможного (подчас законного и оправданного) сопротивления.
При этом в действиях воздействующего лица (кредитора) может не быть ни угроз, ни жестокого обращения, ни систематического унижения человеческого достоинства. Тем не менее, очевидно направленное психологическое воздействие, которое может явиться причиной самоубийства (покушения на самоубийство).
Применение указанных методов представляется противоречащим гарантированным Конституцией Российской Федерации правам человека и гражданина, характеризуется злоупотреблением правами со стороны воздействующего лица.
Вышеуказанные методы, как показывает практика, широко могут применяться не только в кредитной сфере, но и в бытовой, когда психологическое воздействие, исключающее угрозы, жестокое обращение, систематическое унижение человеческого достоинства, является причиной самоубийства.
Отметим, что настоящий законопроект не предусматривает привлечение к ответственности лиц, чьи законные действия, исключающие психологическое давление на личность, привели к самоубийству. Иными словами, если потерпевший совершает самоубийство в ответ на правомерные действия лица (например, при угрозе привлечения к ответственности, разоблачения преступной деятельности), то состав преступления отсутствует. Однако формально правомерные действия при наличии признаков психологического давления могут являться причиной самоубийства. Безответственный подход к использованию тех или иных методов обращения с потерпевшим является серьезным риском. Представляется, что лицо, обращающееся с потерпевшим должно учитывать психологическое состояние потерпевшего.
При таких условиях считаем необходимым принятие статьи 110 Уголовного кодекса Российской Федерации в предлагаемой настоящим законопроектом редакции.
ФИНАНАСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» не потребует дополнительного бюджетного финансирования.



Вносится депутатом
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва:
Михеевым О.Л.

Проект № _________
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



Статья 1
Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 12.12.2011, № 15, ст. 7362) следующие изменения:
1) изложить статью 110 в следующей редакции:
«Статья 110. Доведение до самоубийства
Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем психологического давления, в том числе, посредством угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего -
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.».

Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу через три месяца со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации


Исп.: Рябых Н.А..
692-02-71

Ошибка на сайте